Официальный представитель МИД РФ отметила, что когда она училась в школе в 90-ые годы, то это обстоятельство замалчивалось в школьной программе, а истории из романа "Мастер и Маргарита" преподносились как жизнеописания исключительно СССР. А на самом деле булгаковский бал Сатаны - это "калька с того, что он увидел в американском посольстве".
"Если вы увидите фотографии американского посла, если вы прочитаете о нем - а у него есть и биограф, это Александр Эткинд - вы поймёте, что фигуру Уильяма Буллита, которую нынешние поколения описывают как мистическую - он и тогда воспринимался так… Есть конкретные символы, которые наполнили это произведение, это исторически установленный факт", - сказала Захарова.
Уильям Буллит
Представитель МИД напомнила, что американские дипломаты приглашали Булгакова на приемы и сами наносили ему визиты. В результате некоторые детали в описанном в "Мастере и Маргарите" балу Сатаны совпадают с реальным балом в посольстве США, и это отражено и в воспоминаниях дипломатов.
"Почему-то от ребят, от школьников это как-то постоянно скрывается… Что это вещи взаимосвязанные, мы узнаём уже во взрослом состоянии, читая мемуары. А надо изначально об этом говорить… Я не понимаю, почему это не стало предметом массового сознания", - добавила Захарова.
Тот самый прием американского посла Уильяма Буллита, в которого Булгаков списал бал Сатаны, состоялся 23 апреля 1935 года в роскошном особняке на Арбате. Было приглашено 500 гостей, включая Булгакова. Писателя настолько поразил бал и сам хозяин, что он в последствии часто сравнивал Буллита с самим Сатаной.
Интересно, что мероприятие носило название "Фестиваль весны" (у Булгакова это стал "весенний бал полнолуния" Воланда), и приглашения на него получили "все, кто имел значение в Москве, кроме Сталина".
"Гости собрались в полночь. Танцевали в зале с колоннами, с хор светили разноцветные прожектора. За сеткой порхали птицы. В углах столовой были выгоны с козлятами, овцами и медвежатами. По стенам — клетки с петухами, в три часа утра петухи запели. "Стиль рюсс". В одном конце гостиной подобие колхоза с крестьянами, играющими на аккордеоне, с танцовщиками и всяческими детскими штуками."
- написала позже жена Булгакова в своем дневнике.
- написала позже жена Булгакова в своем дневнике.