Экономика Украины и война: продовольствие, металл и дефицитная электроэнергия

Несмотря на просматривающиеся контуры компромисса по вопросу экспорта украинского продовольствия в страны ЕС и роста металлургического производства, оптимистичных новостей в украинской экономике нет. Это лейтмотив первой недели апреля для киевской власти
Подписывайтесь на Ukraina.ru
Меньше Европы, больше дальнего зарубежья
ЕС планирует вернуть квоты на часть украинского сельскохозяйственного экспорта. Соответствующее решение согласовали Европарламент и Совет Европейского союза. Под квоты попадут курятина, яйца, сахар, овёс, кукуруза и мёд при условии, если объёмы их импорта превысят средний показатель за период с середины 2021 по конец 2023 года. Решение о возврате квот пока не принято, однако вопрос уже решён — впереди лишь юридические формальности. Новый режим торговли будет действовать год — с 6 июня 2024 по 5 июня 2025 года.
Как видно из номенклатуры товаров, среди них нет пшеницы — главного раздражающего фактора последних двух лет. Но есть кукуруза, по которой Украина закрыла 64,7% европейских потребностей в 2023 году (7,73 млн тонн).
Но, как отмечают в пресс-релизе Еврокомиссии, квоты на пшеницу могут вернуть, если её импорт в ЕС из Украины "резко увеличится". Германия и Франция новое соглашение одобрили, но Париж будет настаивать на ограничениях на импорт украинского зерна. Общая удовлетворённость немцев и французов вызвана тем, что в ограничивающий список попали сахар и курятина — их активно ввозили с Украины в последние два года в силу низкой себестоимости производства.
Позиция "ястребов" — Польши, Венгрии и Словакии — пока не ясна. Представитель Польши ранее был наиболее непримиримым противником украинского продовольствия на европейском рынке, а Варшава даже запретила транзит украинского продовольствия.
Компромиссное решение в целом укладывается в рамки того, что ранее требовали шесть европейских сельскохозяйственных объединений — ассоциация европейских сельскохозяйственных профсоюзов Copa-Cogeca, а также ассоциации, объединяющие производителей сахара, зерновых, масличных культур и птицеводов. Единственное, что они предлагали ввести более жёсткие квоты исходя, из объёмов импорта 2021 и 2022 года — периодов с минимальными поставками украинского продовольствия.
Год назад введение подобных ограничений казалось немыслимым, но теперь стало реальным. Впрочем, с того времени многое изменилось.
Украинское продовольствие раскололо ЕС, а позиция евробюрократии, отменившей квоты вскоре после начала СВО, привела к тому, что часть стран Восточной Европы — Польша, Венгрия и Словакия — стали игнорировать требования Брюсселя. Дальше не учитывать мнение данных стран не представлялось возможным.
Страны ЕС сотрясали протесты фермеров, обладающих высокой способностью к самоорганизации и сильным влиянием на общественное мнение накануне июньских выборов в Европарламент, где уже сейчас пророчат треть мест евроскептикам. Кроме того, затянувшееся противостояние с Россией негативным образом сказывается на поддержке Украины, делая её содержание неопределённо долгим. Россией и Белоруссией, точнее, продовольствием из них, уже пожертвовали — импорт из этих стран запретят.
Кроме того, Украина в полном объёме восстановила экспорт сельхозпродукции, что снизило её зависимость от рынка ЕС — он имел решающее значение для Украины в 2022 году и на период проблем с реализацией "зерновой сделки". Ещё в ноябре 2023 года из портов "Большой Одессы" — Одессы, Ильичевска (Черноморск) и Южного — вывезли больше сельхозпродукции, чем за период действия зерновой сделки — 3,8 млн тонн против 2,6 млн тонн.
Заодно по итогам 2023 года сократились логистические издержки по сравнению с 2022 годом: в портах Одессы на 33%, румынской Констанцы и речных портов Дуная на 40%, а польских Гдыни и Гданьска на 42%. В январе 2024 года морские порты Одессы впервые обошли по рентабельности экспорта Констанцу и Гданьск.
Всего за 7 месяцев работы украинского зернового коридора экспортировали 23,1 млн тонн сельскохозяйственной продукции, а за год "зерновой сделки" — почти 33 млн тонн. Разница, как видно, есть, но динамика для киевской власти воодушевляющая — проблемы с ЕС могут быть компенсированы ростом экспорта в страны дальнего зарубежья.
Иван Лизан: кто онПолитэкономист, глава аналитического бюро проекта СОНАР-2050
Возобновление экспорта металла
С черноморским коридором связана ещё одна новость, но уже касающаяся металла — другого важнейшего экспортного товара Украины в период до начала СВО.
В первом квартале 2024 года на Украине выросло производство чугуна на 32,1%, стали на 36,6%, а проката на 35,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Опять же, в отрыве от статистики новости для киевской власти оптимистичные. Но дьявол прячется именно в статистике.
основная металлопродукция
Как видно, восстановления объёмов производство до уровня до начала СВО нет и не будет — киевская власть потеряла Мариуполь с ММК им. Ильича и "Азовсталью", а также морским портом специализировавшемся на экспорте металла и железорудного сырья, лишилась 27% производства кокса на мощностях Авдеевского коксохима и части флюса на территории ДНР. Объёмы производства чугуна, стали и проката сократились в 3,5 раза. 2023 год был годом дальнейшей стагнации: удержать объёмы производства получилось лишь по прокату.
Экспорт и импорт
С прокатом, к слову, наибольшие проблемы: Украина превратилась в нетто-импортёра плоского проката. В денежном выражении Украина его по итогам 2023 года ввезла на 1,03 млрд долларов, экспортировав на 0,782 млрд долларов, в этом году Украина станет нетто-импортёром плоского проката и уже в тоннах.
На экспорт идёт плоский прокат без обработки с минимальной добавленной стоимостью, а импортируется продукция с высокой добавленной стоимостью, то есть прокат с покрытием из ЕС, Китая и Турции. С учётом продолжающихся боевых действий и отсутствия программ по строительству новых металлургических мощностей, Украина в тех её границах, которые контролирует киевская власть, неизбежно превратится в нетто-импортёра стали. Яркий пример — железнодорожные рельсы. 20 тыс. тонн рельсов Украина купила в 2023 году у Франции в кредит на 35 лет под 0,0161% годовых, так как рельсы на Украине производились лишь на комбинате "Азовсталь".
А теперь нужно вернуться к росту производства металлургической продукции в первом квартале 2024 года. Этот рост не позволит вернуться к объёмам до СВО — это физически невозможно. Но он позволит киевской власти заработать больше, чем в прошлом году. А секрет роста — восстановление экспорта по морю. Из порта "Южный" вывозят железную руду и Одессы экспортируют сталь.
В августе - сентябре 2023 года экспортировали 172 тыс. тонн железной руды и 92 тыс. тонн металлопродукции, а в декабре 2023 года 1,292 млн тонн железной руды и 207 тыс. тонн металла. Рост впечатляющий. И если по портам не прилетят очередные ракеты, то экспорт вырастет ещё сильнее. Впрочем, это ещё в том случае, если из-за ущерба объектам электроэнергетики не придётся сокращать плавку чугуна и стали, экономя дефицитные киловатты-часы.
Говорят, что все разрушено: эксперт о том, когда ВС РФ выбьют автоматику и "разрубят" энергетику УкраиныЧтобы по Украине везде ввели графики подачи электроэнергии и перешли на дизель, ВС РФ нужно разрушать сетевую инфраструктуру, которая идет от атомных станций. Об этом рассказал в интервью изданию Украина.ру эксперт Финансового университета при Правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков
Электро- и теплоэнергетика
Третья экономическая новость минувшей недели — возобновившиеся прицельные и целенаправленные удары ВСУ беспилотниками по Запорожской атомной электростанции. Новые удары, которые Киев, как всегда, отрицает, — один из инструментов давления на Россию и попытка принудить её к прекращению ударов по объектам украинской электроэнергетики. В этом Киеву подыгрывает глава евродипломатии Жозеп Боррель, а глава МАГАТЭ Рафаэль Гросси вынужден проявлять чудеса изворотливости и дипломатичности.
7 апреля при атаке пострадали три сотрудника станции и был поврежден купол одного из энергоблоков. 9 апреля удар пришелся по крыше корпуса учебно-тренировочного центра, где находится тренажер реакторного зала. До этих ударов ВСУ били по ЗАЭС в последний раз в ноябре 2022 года. После прекратили.
Автор в тексте "Страшно, но не ужасно" от 25 марта писал, что сторонним наблюдателям — то есть нам с вами — сложно оценить реальный ущерб украинской электроэнергетике от ударов ракетами и дронами, а киевская власть сгущает краски — ей это выгодно. Поэтому стоит ориентироваться на объёмы перетоков электроэнергии из стран ЕС и Молдавии (точнее, Приднестровья, но его ЕС не признаёт). Для этого ЕС любезно предоставил инструмент под названием Cross-Border Physical Flow оператора европейской энергосистемы ENTSO-E.
До 22 марта суточный график перетоков был похож на двугорбого верблюда с утренним и вечерним пиками потребления (горбами). 22 марта верблюд стал одногорбым — спада после утреннего пика не было, а импорт превысил 1 ГВт — в три раза больше пика за 21 марта. Гигаватт за сутки при максимуме в 1,7 ГВт — много, но не критично. Критичные показатели были в ноябре 2022 года, когда перепады в 1 ГВт происходили за час.
К 9 апреля на графиках перетоков ничего принципиально не изменилось — "верблюд" пропал, Украина стала чистым импортёром электроэнергии из ЕС. Следовательно, удары оказались эффективны. Будут ли продолжаться удары в дальнейшем — не ясно.
А вот для харьковской теплоэнергетики удары оказались критическими: Харьковская ТЭЦ-5 разрушена и власти города уже сообщили, что планируют отказаться от централизованного отопления к следующему отопительному сезону. Греть сотни многоквартирных домов планируют модульными котельным. Задача для властей крайне непростая и в случае провала город просто замёрзнет. Конечно, если к тому времени в нём останется значимое количество населения — харьковчане из города активно уезжают в Днепропетровск и Запорожье.
А в Бурштыне Ивано-Франковской области городские власти разрешили устанавливать в квартирах индивидуальные газовые котлы, так как из-за повреждений Бурштынской ТЭС греть город нечем, а восстановление станции может занять месяцы, если не годы.
Рекомендуем