Они постоянно переходили по пешеходному переходу, что позволяет блокировать транспорт, но не является нарушением правил движения. Однако полицейские сразу же ринулись разгонять митингующих, демонстрируя уровень "демократичности" Украины.
На протест организаторы с прошлой недели призывали выйти тех, кого не могут мобилизовать, — женщин и мужчин старше 60 лет. "Такие террористические, бандитские методы мобилизации, когда в балаклавах просто бьют и похищают людей с улиц, – это недопустимо, поскольку это нарушение всех прав и свобод человека", – пишут организаторы протеста. Полиция обещает привлечь организаторов к ответственности.
Украинский политолог Михаил Чаплыга пишет, что реакция на протест в Мукачеве говорит о полной некомпетентности украинских властей. "Закарпатье сегодня привлекают внимание к проблемам с насильственной мобилизацией. Посмотрел и иные видео с попытками задержания пешеходов. Сообщаю: это роспись в полной некомпетентности… абсолютной. Нельзя выдергивать и пытаться задерживать за это, а толкать и грудью выбивать телефоны – то за гранью", – пишет Чаплыга.
В тот же день в Полтаве группа женщин не побоялась вступить в драку с военкомами, буквально силой отбив военнообязанного. Ранее в селе Космач в Ивано-Франковской области женщины протестовали из-за того, что местных мужчин забирают на войну, блокируя дороги для военкомов. В Черновцах женщины и журналисты заблокировали проезд микроавтобусу с сотрудниками ТЦК и новобранцами, которых могут отправить на передовую. На видео из Черновцов слышно, как жители называют сотрудников ТЦК геноцидниками.
В некоторых случаях, как свидетельствует недавнее видео из Житомира, физически крепкие мужчины в состоянии и сами отбиться от ловцов душ. Teлеграм-канал "На самом деле в Харькове" пишет 25 марта об убийстве украинского военкома в городе. "Нельзя исключать, что мотивом стала именно "профессиональная" деятельность убитого. А судя по реакции жителей Харькова на данную новость – жалеть военкомов никто не будет", – сообщает телеграм-канал.
Накануне также украинские СМИ сообщали, что на Волыни 50-летний мужчина напал в подъезде на сотрудника ТЦК и нанёс ему ножевые ранения.
"Как видим, противоправные действия военкомов уже спровоцировали глубокий раскол и отторжение тэцэкашников в обществе, которое все более организованно сопротивляется силовой мобилизации, приобретшей устойчивые черты "каннибализации" населения", – комментирует протесты против мобилизации в Закарпатье украинский телеграм-канал "MediaKiller".
Нежелание большей части украинцев идти в ВСУ связано не только с ростом кладбищ. Несмотря на массированную националистическую пропаганду, люди зачастую не видят угрозы для себя лично в случае поражения ВСУ, если они не являются активистами радикальных националистических групп. Это не значит, что они являются пророссийскими, как пытаются утверждать украинские силовые структуры и официальные СМИ. Скорее, это говорит о том, что в данном случае они украинскую власть воспринимают как чуждую, которая пытается отобрать у них жизнь, не предлагая ничего взамен.
В интервью американскому изданию Politico украинец по имени Артем заявляет, что не желает идти в ВСУ, хочет жить своей жизнью, а мобилизацию называет билетом в один конец. Уклоняться от призыва ему советует и его мать. "Моя мать медсестра, она видит раненых и твердо говорит мне держаться подальше от этого", – рассказывает Артем.
Чтобы держаться подальше, такие, как Артем стараются избегать украинских военнослужащих. На украинском телеканале "Суспильне" военнослужащий из Черновцов недавно рассказывал, что когда он выходит в форме на улицу, люди его боятся, всячески сторонятся, опускают глаза, стараются никак не контактировать с ним. Он также заявил, что это происходит не только с ним, а и с другими военными. Такое поведение характерно для мирных жителей, находящихся под оккупацией. Достаточно посмотреть видео из Ирака в период американской оккупации.
Командующий Сухопутными войсками Александр Павлюк 24 марта посетовал, что общество ему попалось не такое, как ему хотелось бы. Он жалуется, что сотрудников ТЦК на Украине травят и относятся к ним, как к врагам. "Отдельная тема — отношение к военнослужащим ТЦК. Как дошло до того, что к людям, которые прошли ад, потеряли здоровье на войне, стало приемлемым относиться как к врагам и называть людоловами?" – жалуется украинский командующий.
Для таких, как Павлюк, украинское общество "не то", а для большинства гражданских и насильно мобилизованных военнослужащих он враг народа, "геноцидник" и "людолов". Такой углубляющийся раскол между командованием, военкомами и обществом говорит о том, что сама украинская власть становится оккупационной.