В США кроме Трампа нет кандидатов, которые способны завершить войну на Украине на разумных условиях, найдя компромисс с Россией. Президент Американского университета в Москве Эдуард Лозанский в интервью Украина.ру прокомментировал предварительные итоги праймериз в США и их влияние на украинский трек.
— Эдуард Дмитриевич, как вы можете прокомментировать промежуточные итоги праймериз?
— Я сейчас нахожусь в Вашингтоне. Сейчас все внимание приковано к цифрам. Для того, чтобы быть номинированным [кандидатом в президенты от Республиканской партии], нужно набрать 1235 голосов по всем праймериз. Сегодня разыгрывалось 865 из них. Ранее Трамп набрал 244 голоса.
Пока что единственный штат, где Хейли выиграла, — это Вермонт, там всего 17 голосов. Поэтому можно с большой уверенностью сказать, что 800 голосов или чуть больше достанется Трампу. Сейчас самая главная интрига в том, что дальше будет делать Хейли. Она должна признать своё поражение. И также далее может баллотироваться как независимый кандидат.
Таковых сейчас 6 человек. Если это произойдёт, Хейли может навредить Трампу, так как она оттянет на себя какие-то голоса республиканцев. Все будет известно очень скоро.
Обычно кандидаты делают какие-то заявления по итогам праймериз. Трамп уже выступил с речью.
Естественно, он очень рад, обещает сделать Америку снова великой. Он говорил, что при Байдене страна превратилась в банановую республику, перечислил все американские проблемы, в том числе миграционный кризис, рост преступности, проблемы в экономике с инфляцией.
Хейли пока что молчит. Это говорит о том, что она, видимо, продумывает следующий шаг. Как я уже сказал, либо она признает своё поражение и начнет поддерживать Трампа, как сделали выбывшие из гонки кандидаты-республиканцы. Либо пойдет как независимый кандидат.
— А каково ваше личное мнение по поводу того, как поступит Хейли?
— Думаю, она все-таки продолжает считать себя республиканкой и не пойдет на конфликт со всей своей партией. Конечно, в рамках соревновательной избирательной гонки она высказывалась против Трампа. Хейли упоминала возраст Трампа, апеллируя, что стране нужна молодёжь, свежая кровь; его судебные дела.
Я думаю, что, скорее всего, Хейли сойдёт с дистанции и объявит, что будет поддерживать Трампа. Это было бы разумно — тогда она наверняка получит какую-то должность в администрации в случае его победы.
Напомню, когда Трамп был президентом, он назначил Хейли представителем ООН. Трамп помогал ей на посту губернатора Южной Каролины. Поэтому, если у неё осталось какое-то достоинство, остались ценности, Хейли должна это сделать.
— Почему Хейли опередила Трампа в округе Колумбия (набрав 63% и 33% голосов соответственно)?
— Тут подавляющее большинство поддерживает Демократическую партию. Вашингтон сложно назвать городом сильных республиканских кандидатов. В Колумбии даже самый популярный президент США Рейган в свое время проиграл.
Мы с супругой тоже голосовали здесь (конечно же, за Трампа). Когда пришли на голосование, было лишь несколько человек.
— Насколько, кстати, суды угрожают Трампу и его избирательной кампании?
— Против него много исков — 91 обвинение. Это всё продолжает его терзать. Но если всё-таки Трамп дотянет до съезда республиканцев в июле, и там его номинируют как кандидата в президенты от республиканской партии (на мой взгляд, это будет с большой вероятностью), то тогда уже суды Трампа не посмеют трогать. Потому что это может стать шагом к гражданской войне.
Но до июля еще остаётся 3–4 месяца. Это будет напряжённая борьба для Трампа.
— Можете ли вы оценить промежуточные итоги праймериз как фактор влияния на ход войны на Украине?
— Это очень хороший вопрос. Надо сказать, что я получаю от Трампа (понятно, что пишет не он лично) пять-десять писем в день, где он называет меня великим американским патриотом. У меня как у избирателя есть возможность задать ему вопрос.
Трамп говорит, что очень быстро закончит войну на Украине. Мне интересно, как он это планирует сделать. И вот я его постоянно спрашиваю об этом: "Дональд, как ты закончишь войну на Украине?"
Трамп предпочитает не отвечать. Видимо, не хочет сейчас озвучивать это, потому что боится потерять какие-то голоса. Довольно значительная часть республиканцев (70%) не хочет поддерживать Украину и говорит, что нужно заниматься своими внутренними делами.
Однако есть ещё 30%, которые, в общем, "за Украину". Наверное, советники Трампа советуют ему не занимать какую-то конкретную сторону, чтобы не потерять голоса. Он много раз обжигался, потому что политиком стал недавно — был до этого бизнесменом.
Мне вспоминается в связи с вашим вопросом и Украиной история со Сталиным. К нему пришёл секретарь Союза писателей СССР Поликарпов с жалобой, что товарищи по цеху пьянствуют. На что Иосиф Виссарионович ему сказал, мол, у меня для тебя других писателей нет.
В США примерно то же самое сейчас: кроме Трампа нет кандидатов, которые способны закончить войну на Украине — на разумных условиях найти компромисс с Россией.
Кстати, Хейли, в отличие от Трампа, четко озвучила свою позицию — что нужно помогать Украине. Возможно, это ей даже вредит, и она теряет голоса республиканских диссидентов. Так я называю в хорошем смысле сенаторов-республиканцев, которые не хотят поддерживать Киев. Их порядка 19 человек.
— В марте-апреле должно пройти голосование за пакет помощи, в который входит поддержка для Украины. Как считаете, утвердят этот законопроект?
— Пока что спикеры даже не выносят его на голосование. Там есть некая возможность без прямого голосования всё решить — есть всякие хитрые выходы. Когда дело дойдет до обсуждения данного пакета, мы увидим, сколько у нас осталось этих самых диссидентов. К большому сожалению, я думаю, их число недостаточно.
В палате представителей это всего лишь шесть-семь человек. Если, например, десять республиканцев перейдут на сторону демократов, чтобы проект прошел, Украина получит деньги. Пока что спикер не сдаётся, но неясно, как долго это продлится.
То есть какую-то сумму Украина в итоге все равно получит. Вряд ли это будет 60 миллиардов. Фундаментально на результат в войне эти средства не повлияют, но, к сожалению, могут ее продлить. Это означает, что погибнут еще люди. Это ужасно.
— Как на ситуацию на Украине и заявления Трампа реагируют в американской прессе?
— Хочу заметить, что, несмотря на то, что я резко критикую американскую внешнюю политику, мои статьи публикуются в американской прессе. Значит, какая-то свобода в СМИ еще осталась в Америке.
Я около 40 лет сотрудничаю с The Washington Times и всегда выступал за сближение России и США, считал, что от этого все выигрывают.
Когда началась специальная военная операция, они стали меньше меня публиковать. Однако мою недавнюю статью на тему того, как я вижу выход из кризиса (я назвал ее "Ялта-2"), они опубликовали. Я там говорю о том, что президенты России, США и Китая должны "повторить" Ялтинский саммит 1945 года.
Кстати, The Washington Times — одна из немногих газет, которая поддерживала Трампа во время первой избирательной кампании — 95% американских СМИ было против него. Первая фраза Трампа тогда была, что хорошие отношения с Россией — хорошо для Америки.