В московском музее Булгакова есть целая галерея вероятных прототипов домика Маргариты. Всего их семь:
- готический дом архитектора Соловьёва на углу Хлебного и Малого Ржевского переулков;
- готический же "замок" архитектора Кекушева на Остоженке;
- помпезный дом Рябушинского на Малой Никитской, в котором сейчас находится музей Горького;
- ещё более помпезный дворец Зинаиды Морозовой на Спиридоновке (дом приёмов МИД РФ);
- доходный дом наследников Циркунова в Чистом переулке (Булгаковы одно время жили напротив, но это вообще не особняк, а многоквартирный доходный дом, где жил, например, стоматолог, услугами которого пользовались Булгаков и… Сталин);
18 февраля, 07:03"Вокруг Булгакова"
"Вокруг Булгакова": дом Драмлита Сцена с разгромом квартиры критика Латунского в романе "Мастер и Маргарита" является аппендиксом основного повествования – она никуда не ведёт и скорее призвана осветить противоречивость ведьминской натуры Маргариты: с одной стороны, "тёмная и гнусная уголовщина", с другой – приласкала испуганного мальчика. Потом это проявится в казусе с Фридо- особняк Дерожинской в Кропоткинском переулке.
В то же время, при всём богатстве выбора, у булгаковедов есть определённый консенсус по поводу местонахождения этого дома.
Булгаков, конечно, точно адрес не указал, но примерный район понять можно из описания полёта Маргариты, после того как она воспользовалась кремом Азазелло: переулок – другой – третий – Арбат – театр – переулок – дом Драмлита. Т.е., уже понятно, что речь идёт о переулке, который в полутора кварталах от Арбата, но не выходит на него прямо.
Последний пункт маршрута нас никуда не ведёт, потому что прототип дома Драмлита находится вовсе не возле Арбата, а в Замоскворечье, рядом с Третьяковской галереей. Писатель перенёс его туда, куда ему было нужно силой своей мысли.
Более внятный указатель – театр на Арбате. Это, разумеется, театр Вахтангова. С которым была связана творческая биография Булгакова-драматурга – там ставили "Зойкину квартиру". Причём Маргарите пришлось пересечь Арбат, чтобы попасть к театру. Т.е., вылетала она с нечётной стороны.
Путём исключения мы получаем вполне приемлемый список переулков из которых могла вылететь Маргарита – два Власьевских и Филипповский (названия, традиционно, по ближайшим церквям). Чтобы попасть на Арбат из всех трёх надо повернуть на параллельный Арбату Сивцев Вражек, а потом уже вылететь в какой-нибудь переулок, ведущий к Арбату. Больше всего подходит Калошин, который выходит непосредственно у театра Вахтангова, но в романе нет указания на то, сколько именно времени Маргарита летела вдоль Арбата, т.е. именно Калошин не обязателен.
18 апреля 2021, 10:01"Вокруг Булгакова"
«Вокруг Булгакова»: 5 фактов о доме с «нехорошей квартирой»Дом № 10 на улице Большая Садовая был знаменит и до того момента, когда там поселился Михаил Афанасьевич Булгаков, но местом поклонения он стал именно благодаря ему. Ибо именно он описан в романе «Мастер и Маргарита», пьесах «Блаженство» и «Иван Васильевич», рассказах «Самогонное озеро» и «Дом Эльпит-Рабкомунна»Поскольку Булгаков предпочитал писать о местах, которые хорошо лично знал, то надо искать места, где он мог бывать.
Так и есть – в небольшом особняке по адресу Малый Власьевский 9а некоторое время жила Ольга Сергеевна Бокшанская – жена актёра МХАТа Евгения Васильевича Калужского, личный секретарь Владимира Иванович Немировича-Данченко и… сестра Елены Сергеевны Булгаковой. Паззл сложился.
Есть правда несколько проблем.
Фотографий дома 9а не сохранилось (он был снесён в 60-х, а в 2009 году на его месте построен офисный центр в неоклассическом стиле), но по упоминаниям был он невзрачным и не факт даже, что двухэтажным. Что можно сказать определённо – на красную линию он не выходил, перед ним был забор и садик.
Этот дом, судя по всему, не годится, но Булгакову ничего не мешало повернуться к нему спиной и увидеть напротив премиленький особняк Ивана Коровина – д. 12 с. 1. Сейчас, за неимением лучшего, именно это здание, если не по типажу, то по месторасположению считается домом Маргариты.
История застройки этого района прослеживается с конца XVIII века, тут находились дворянские усадьбы, в стиле, характерном для московских особняков допожарного и послепожарного времени.
В начале XX века участок приобрёл строительный подрядчик, купец II гильдии Иван Михайлович Коровин. Личность во многих отношениях примечательная – родственник художника Константина Коровина, прототип героев романов Алексея Толстого "Аэлита" и "Гиперболоид инженера Гарина". Он увлекался наукой, мечтал о межпланетных путешествиях и даже вроде бы строил какое-то подобие космической ракеты.
Участок полностью очистили от старых строений и в 1903 году возвели тут доходный дом №14 (в нём после переезда из Киева жил философ Николай Бердяев) и собственно особняк. Проектированием занимался архитектор Иван Кондратенко.
© Василий Стоякин
"Дом Маргариты" в Москве
Коровин жил в этом здании вплоть до своей смерти в 1927 году. Лишившись своего бизнеса он решил остаться в России, и работал обычным школьным учителем.
В 1919 году в доме был размещён Институт ритмического воспитания – здесь готовили преподавателей этой дисциплины (позднее вышедшей из учебной программы). Говорят, в Голубом зале танцевала Айседора Дункан, бывали Есенин и Маяковский.
В 1924 году институт был выселен из особняка, а позже он использовался как тубдиспансер. Причём в этом качестве особняк перестраивали, добавили окон и расширили второй этаж.
В 2016 году дом находился в продаже за 4,3 млрд руб. и, видимо, был продан. Сейчас фасад ремонтируется - судя по всему ремонт 2015 года оказался недостаточно качественным.
Вроде бы всё подходит, но есть, как всегда, нюансы.
Во-первых, это архитектурный стиль – это ни в коей мере не неоготика, а эклектика с элементами модерна (я бы даже сказал, что чистый модерн, учитывая сложную конфигурацию здания).
23 февраля 2021, 17:32"Вокруг Булгакова"
«Вокруг Булгакова»: Калабуховский дом и вокруг негоДом профессора Преображенского из «Собачьего сердца» и, вероятно, дом профессора Персикова из «Роковых яиц» писался Михаилом Булгаковым с дома, где проживал его дядя по материнской линии – доктор Николай Михайлович Покровский. Дом этот существует по сей день и снабжён соответствующей табличкойВо-вторых, в романе сказано, что Маргарита с мужем занимали второй этаж (это нормально – обычно хозяева жили на первом этаже, а второй сдавали постояльцам – так было в "доме Турбиных" в Киеве), но в булгаковские времена он был небольшой и не факт, что квартира была достаточно велика. К тому же двухэтажная часть дома выходит во двор и из окна не видна калитка, через которую вошёл Николай Иванович.
В общем, если место то, то здание очевидно не то. Мы можем только предполагать, что, так же как в случае с домом Драмлита и с "нехорошей квартирой", Булгаков представлял на месте дома 9а или 12 какое-то другое здание, более соответствующее его задачам.