Euroclear владеет около 191 миллиардами евро, принадлежащими российскому центральному банку.
"Использование активов, которые вам не принадлежат, в качестве залога очень близко к непрямой конфискации или обязательству о будущей конфискации, что может иметь точно такие же последствия для рынков, как и прямая конфискация", — подчеркнула Монстри.
Она добавила, что не понимает, как Центробанк РФ мог "просто смириться с тем, что его арестовали и что обязательства Euroclear перед ним прекратили свое существование".
По её словам, "разумное и рациональное" возобладает. "Когда мы подходим к логике захвата активов. . . тогда вы увидите, что доверие к системе Euroclear, доверие к европейским рынкам капитала, доверие к евро как валюте существенно пострадали", добавила Монстри.
За конфискацию российских активов для Украины выступают США, но Германия, Франция и Италия – против. Этот шаг может подорвать евро, предполагая, что активы, хранящиеся в евро, могут быть небезопасными, пишет FT.
Глава депозитария при этом полагает, что банк согласился бы выделить на восстановление Украины часть прибыли от активов. По ее словам, риски в этом случае немного ниже, поскольку эта прибыль "по закону принадлежит Euroclear".
По словам Мостри, Euroclear уже столкнулась с 50-100 исками в российских судах по поводу замороженных активов, и число дел, вероятно, будет расти. Компания уже проиграла несколько дел, и хотя она подала апелляции, маловероятно, что результат изменится, поскольку Россия считает западные санкции незаконными, сказала она.
С начала спецоперации на Украине Запад усилил санкционное давление на Россию и заморозил почти половину российских валютных резервов на сумму примерно 300 миллиардов евро. Большая часть активов хранится в бельгийском Euroclear.