Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру.
Ранее глава Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов на брифинге для иностранных военных атташе заявил, что в 2023 году общая численность ВС РФ будет увеличена до 1 млн 320 тыс. военнослужащих. В частности, по его словам, в сухопутных войсках сформированы две общевойсковые армии и четырнадцать соединений родов войск и видов обеспечения, а также были сформированы три соединения ВКС.
— Александр Иванович, поясните, пожалуйста, простыми словами, насколько это может усилить российскую армию.
— Это говорит об общем усилении российской армии. В зоне СВО такого количества войск не требуется. Их там достаточно.
Дело в том, что сейчас граница России и НАТО увеличилась более чем на 1500 километров. Обстановка на северо-западной границе РФ и на границе Союзного государства напряженная. Для этого требуется увеличение штатной численности вооруженных сил. И это было сделано.
Более того, российская армия постепенно станет контрактной. Некоторые ее части будут набираться по призыву (там будет готовиться мобилизационный резерв на случай войны). А некоторые станут контрактными (они и будут сразу идти в бой).
Вот к чему были сделаны эти шаги.
— Владимир Путин сообщил, что сейчас общая численность группировки ВС РФ в зоне СВО составляет более 600 тысяч человек.
— Зона СВО довольно большая. Мы не можем сказать, сколько человек находится непосредственно на линии соприкосновения, а сколько в регионе в целом. Эти данные закрытые.
Более того, в эту группировку входят части обеспечения. Сегодня очень трудно осуществлять военную логистику. Особенно в условиях холодов и распутицы. Если летом в СВО было одно обеспечивающее подразделение на два боевых, то теперь два обеспечивающих подразделения на одно боевое.
Так что сейчас в зоне СВО меняется не только количественный, но и качественный состав вооруженных сил.
— Украинская пропаганда утверждает, что Россия на каждом из направлений сконцентрировала по армии, которая пойдет в прорыв, если в их обороне нащупают слабые места. В этом есть смысл?
— В ближайшее время тактика российских войск останется прежней — гуттаперчевая, или резиновая, оборона. А весной Россия может сформировать штурмовые или ударные армии, чтобы решить вопросы стратегического характера.
— Все-таки вернемся к строительству вооруженных сил. Мы говорим о том, что СВО показала необходимость возвращаться к крупным воинским соединениям вроде дивизии. Но по факту боевые действия все равно ведутся мелкими группами из-за прозрачности фронта. Как эта проблема будет решаться?
— СВО показала, что наиболее эффективны небольшие бронетанковые группы. Потому что на участке фронта шириной в 20–30 километров могут быть такие зоны сплошного минирования, что бригаде там делать нечего. Или она застрянет на этих полях, или ее разобьют огнем артиллерии. Поэтому я бы не стал говорить, что укрупнение российских подразделений решат вопрос. Более того, такие масштабные изменения структуры подразделений будут носить структурный характер.
— Вы в одном из интервью сказали, что России для победы СВО надо наносить удары по двум направлениям: Киев и Харьков. Что именно вы имели в виду?
— Я имел в виду не столько их военно-стратегическое, а политическое значение. Если Россия установит контроль над Харьковом и Киевом, она одержит победу в СВО.
Сейчас много говорится о том, что для победы будет достаточно взять Николаев и Одессу, чтобы лишить Украину выхода к Черному морю. Но даже если мы возьмем Одессу, у Украины останется большая сухопутная граница со странами НАТО, откуда она будет получать большую поддержку. Тем более морские поставки и так существенно снизились.
К тому же падение Киева и Харькова приведет к моральному перелому внутри украинского общества. И проведение операции по овладению этими городами вполне возможно.