Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру.
Законопроект о помощи Украине и Израилю не прошел процедурное голосование в сенате конгресса США. В его поддержку высказались только 49 сенаторов, еще 51 был против. При этом республиканцы, которые отказались в полном составе поддержать проект, требуют в качестве условия его поддержки ужесточить миграционное законодательство.
— Алексей Николаевич, это отказ от финансирования Украины или задержка до согласования позиций политических сил в конгрессе?
— Мы этого не знаем, потому что может произойти и то, и то другое. Украина не является приоритетом для американских партий. Приоритет для них — будущее внутренней американской политики. Пакет помощи для Украины и Тайваня связан с проблемой защиты границ южных штатов.
Все дело в том, что нелегальные мигранты, которые проникают на территорию США, меняют баланс избирателей. А так как они зависят от государственных пособий, то являются сторонниками демократов, которые за раздачу государственных денег в виде пособий. А республиканцы против этих пособий, то есть эти нелегальные мигранты становятся их противниками.
Если эти нелегалы проникают на территорию США через какое-то время в соответствии с американским законодательством они имеют право на гражданство. За счет этого антиреспубликанский демократический электорат растет. Поэтому для демократов очень важно продолжать политику приема мигрантов, это вопрос соотношения демократического и республиканского электората.
Для республиканцев и демократов вопрос южной границы экзистенциальный, это вопрос жизни и смерти. А Украина не более чем гарнир, и проблемы Тайваня, Израиля, несмотря на мощное произраильское лобби, вторичны. Когда у нас говорят, что основная тема для США — это Украина, а к ней приплетается строительство сооружений на южной границе, это не так. Ситуация прямо противоположная. Дыра в границе обеспечит демократам власть на много лет вперед в силу изменения демографического состава США. Республиканцы этого не хотят.
Поскольку проблема границы очень важна, непонятно, как будет существовать Украина. Хотя какой-то временный пакет помощи для нее выделят. Невыделение помощи Украине будет рассматриваться как внешнеполитическое поражение США. Но это будут копейки, никаких 60 млрд долларов, на которые рассчитывал Киев, там не будет.
— Тем не менее сенатор-демократ Марк Уорнер в интервью BBC заявил, что «если мы не поможем Украине, то как страна НАТО снова поверит Америке?». Возможно, для демократов вопрос Украины тоже носит экзистенциальный характер?
— Страны НАТО верят, что они защищены от внешних нападений, а про Украину могут забыть. Для американцев оптимальная политика — спихнуть финансирование Украины на Европу. Но Европа не хочет, чтобы на нее спихивали эту проблему и возникает окно возможностей для России, когда у Украины не будет возможностей наращивать вооружения. Отсутствие денег — это экономический коллапс Украины, девальвация гривны, коллапс социальной сферы, который может наступить уже к лету.
— Если предположить, что деньги для Украины с Запада все-таки поступят, а вероятность этого весьма велика, то, учитывая заявления украинского руководства о переходе к обороне, хватит ли этих средств на создание оборонительного рубежа, чтобы сдержать наступление ВС РФ хотя бы до марта, когда встанет вопрос о прекращении президентских полномочий Зеленского?
— В случае военного положения полномочия продляются автоматически. Зеленский формально останется президентом. В условиях проигранной войны, а уже всем понятно, что Украина войну проиграла, они стремятся создать медийный эффект хотя бы каких-то успехов. Вчерашнее убийство Кивы тому подтверждение.
Если дела так пойдут дальше, можно ожидать, что к весне Запад заставит Украину начинать переговоры в силу объективных причин. С деньгами Запад может помочь, но снарядов у них нет и взять их неоткуда.
— Пойдет ли киевский режим в лице Зеленского или кого-то другого на признание территориальных потерь?
— Позиция Зеленского железная: мы не подпишем никакой мир с территориальными уступками. Точку зрения России на это я не знаю, потому что Путин в последнее время на эту тему не высказывался. Но Запад и Украина не собираются заключать мирное соглашение с Россией. Основной сценарий, который у них есть, — это корейский сценарий. Между Северной и Южной Кореей нет мирного договора, но и масштабные боевые действия не ведутся. Точка зрения Зеленского та же самая: мы никогда не признаем потерю территорий. Но это не значит, что он не пойдет на подписание перемирия, после которого формально будет считать себя победителем.
— Такой сценарий вряд ли устроит Россию.
— Россия не может прекратить боевые действиях, пока территории в административных границах под украинским контролем. Минимальные требования России — это отступление ВСУ до границ Херсонской, Запорожской областей и ДНР. На меньшее Россия не согласится, в противном случае это будет рассматриваться как поражение. С учетом того, что Украина осталась фактически без международной поддержки за ближайший год эти территории перейдут под контроль российских войск.
Харьков, Одесса и Николаев — это вопрос гипотетический. Пока это задача со многими неизвестными, но в общем картинка становится все более оптимистичной.