В исследовании не принимали участие ученики из Донецкой, Харьковской, Николаевской, Херсонской и Запорожской областей из соображений безопасности. Из Днепропетровской области – только несколько человек. В основном оценивался уровень образования на западной и центральной Украине.
Наибольшая деградация отмечена в таком базовом навыке, как чтение. Кроме того, отмечается, что в системе украинского образования всё более прослеживается тенденция к сегрегации – глубокому разрыву между учениками в зависимости от их социально-экономического положения.
Результаты исследования по Международной программе оценки образовательных достижений учащихся (PISA) показали, что только 58% украинских учеников достигли базового уровня математической грамотности, 59% - читательской и 66% - естественнонаучной грамотности. Эти показатели хуже средних значений по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), где базового уровня математической грамотности достигли 69% подростков, читательской - 74% и естественнонаучной - 76%.
Таким образом, по математике и естественнонаучным дисциплинам украинские школьники отстают от своих сверстников из стран ОЭСР на полтора года обучения, а по чтению - почти на два с половиной года, то есть пятнадцатилетний украинский ученик способен читать текст (пусть даже державною мовою), как двенадцатилетний ребенок в европейской стране на своем языке.
Еще хуже оказались результаты оценки осмысления прочитанного.
Украинские ученики в этом отношении отстают от сверстников в Словакии и Словении, хотя еще хуже с уровнем грамотности в Молдавии и Грузии.
Неутешительные результаты являются результатом образовательных реформ, которые начались после победы Евромайдана. Сводились они, по сути, к сокращению дисциплин и отведенного на них времени, но с упором на патриотическое воспитание и украинизацию.
В итоге украинские школьники с трудом читают, как на украинском, так и на русском языке. Украинский школьник должен уметь петь гимн, ненавидеть русских, рыть окопы, а заниматься математикой или биологией должны, скорее, "белые господа".
Нынешний министр образования Украины - Оксен Лисовой из числа националистов, ранее попавшийся на плагиате. Его деятельность на посту министра образования работники этой сферы обычно описывают, как неучастие, то есть он просто ничем не занимается и вообще его мало кто видел в министерстве. Однако ранее он продвигал реформу образования, которая должна была с младых лет разграничить тех, кто может себе позволить академическое образование и тех, кто должен в Польше мыть полы.
"Раньше система среднего образования давала академическое образование всем своим выпускникам, а значит свободу выбора - стране нужны были врачи, инженеры, ученые. Теперь же этот выбор будет ограничен финансовыми возможностями семьи – академическое элитарное образование при скудном государственном финансировании ожидаемо будут давать частные школы. Ничего личного, классовая сегрегация, дальнейшее расслоение общества", - комментирует образовательные реформы украинский Telegram-канал "Министр в отставке".
По данным исследования, более 75% украинских подростков учатся в заведениях, где есть проблема нехватки и низкого качества учебных материалов и цифровых ресурсов (компьютеров, доступа к Интернету, учебников). Этот показатель самый высокий среди всех стран, где проводилось исследование. Организаторы исследования также отметили, что 30% учеников учатся в школах, где существует нехватка педагогов, а еще 22% - в школах, где квалификация педагогов находится на низком уровне.
Сейчас в МОН (Министерстве образования и науки) Украины также обсуждают стратегию реорганизации среднего образования в профильное образование. В рамках реорганизации ряд предметов станут необязательными. Среди обязательных предметов должны остаться: украинский язык, история Украины, иностранный язык, предмет под названием "Защита Украины", физическая культура и домедицинская помощь. Очевидно, что подростка с таким базовым набором готовят не к поступлению в университет, а к участию в войне с РФ или членству в военизированных националистических организациях.
Однако касается это не всех. Результаты исследования показали, что подростки с низким социально-экономическим статусом в 2,8 раза чаще, по сравнению со своими ровесниками с высоким социально-экономическим статусом, не достигают даже базового уровня математической грамотности. Иными словами, разрыв между учащимися столичных частных лицеев и учащимися сельских школ в данном случае почти в три раза.
Кроме того, внутри Украины наблюдается разрыв между уровнем знаний в зависимости от места жительства. Ученики из большого города опережают учеников из сельских школ почти на пять лет учебы в чтении, по математике — на 4,5 года, по естественнонаучным дисциплинам — почти на четыре года.
Проще говоря, десятикласснику из сельской школы в крупном городе стоило бы снова пойти в пятый класс, но его готовят не для карьеры врача или программиста, а к быстрой гибели в интересах "белых господ".