По данным этой международной финансовой институции, цены на российскую нефть ощутимо растут — несмотря на то что мировая экономика находится сегодня на спаде. А вырученные от ее продажи средства позволили Москве избежать серьезных потрясений, на которые рассчитывали в прошлом году западные политики.
Западные ограничения запрещают перевозить, покупать и страховать российскую нефть, если она торгуется по цене выше 60 долларов за баррель.
Между тем нефть российской марки Urals продается сейчас на уровне 74 долларов за баррель, постепенно догоняя по стоимости нефть марки Brent.
А это значит, что пресловутый потолок санкций в принципе не работает.
Газета The Wall Street Journal анализирует эту ситуацию в статье «Как Россия играет на нефтяных санкциях ради больших прибылей», которую написала группа известных экспертов — Джо Уоллес, Эндрю Дюрен и Георгий Канчев.
Они пишут: российское правительство ежемесячно увеличивает поступления от энергоносителей, что помогло ему взять под контроль проблему бюджетного дефицита и стабилизировать курс рубля по отношению к основным мировым валютам.
«Согласно данным, опубликованным в пятницу, налоговые поступления в российский бюджет от продажи нефти и газа в октябре увеличились более чем вдвое по сравнению с сентябрем и выросли более чем на четверть, по сравнению с тем же месяцем прошлого года.
Ограничение цены на нефть из России, введенное в декабре прошлого года, должно было помочь достичь сразу двух целей: гарантировать сохранение потока российской нефти на мировые рынки, что позволило бы удерживать цены на бензин на достаточно низком уровне, и при этом сократить доходы Москвы от каждого проданного барреля нефти.
Приток нефтяных доходов способствует сокращению бюджетного дефицита России. Сокращение дефицита частично снижает нагрузку на финансы российского правительства, поскольку уменьшается потребность в расходовании валютных сбережений и в выпуске дорогих облигаций.
По мере роста экспорта торговая позиция России улучшается, что помогает смягчать давление на рубль, который за последние несколько недель стабилизировался по отношению к доллару», — констатируют авторы The Wall Street Journal.
Против западных санкций сыграли сразу несколько факторов. Причем все они заранее просчитывались отраслевыми специалистами, которые с самого начала скептически относились к идее ценового барьера.
Во-первых, нефтяное эмбарго успешно преодолевается с помощью так называемого теневого танкерного флота, который в течение многих лет успешно использовали для борьбы с санкционными ограничениями Иран и Венесуэла.
Во-вторых, большинство стран Азии, Африки и Латинской Америки отказались присоединяться к западным санкциям и продолжают совершать сделки с российскими энергетическими компаниями, осуществляя прагматичную политику в собственных национальных интересах.
Министр иностранных дел Индии Субраманьям Джайшанкар дипломатично, но очень недвусмысленно подтвердил, что его страна намерена и дальше покупать российскую нефть, не считая необходимым присоединяться к рестрикциям Запада.
«Эти санкции, по сути, являются рычагами, которые имеют в своем распоряжении развитые экономики, основанные на механизмах, полномочиях и инструментах, созданных в течение многих лет.
Они используют эти рычаги, когда им это удобно. Это делается так, как будто весь мир согласился на санкции. Это не совсем так», — сказал он во вчерашнем интервью итальянской газете Corriere della Sera.
В-третьих, санкции саботируют многие западные компании, используя с этой целью множество различных уловок.
Они продолжают совершать торговые операции с подсанкционной нефтью и нефтепродуктами по рыночным ценам, превышающим искусственно установленный ценовой потолок.
«На введение ценового потолка российские нефтяные компании и их торговые партнеры ответили созданием собственной судоходной сети. По мнению некоторых аналитиков, размеры флота танкеров, находящегося в распоряжении России, гарантирует, что большая часть ее экспорта не подпадает под ограничения.
Согласно результатам исследования Киевской школы экономики, теневой флот России уже составляет 180 танкеров. Между тем крупнейшие покупатели нефти — Китай, Индия и Турция — просто игнорируют введенный Западом потолок цен.
По данным S&P Global, в настоящее время более половины российского экспорта сырой нефти перевозится со страховкой, выданной в странах, не входящих в Большую семерку. Для сравнения в январе доля такого экспорта составляла всего 35%.
По словам аналитиков из Центра стратегических и международных исследований, трейдеры обходят ценовые ограничения на нефть, искусственно завышая стоимость морских перевозок.
По словам экспертов, документам, которые должны подтверждать, что торговая сделка была проведена с соблюдением ценовых ограничений, можно с легкостью придать нужный вид», — пишет The Wall Street Journal.
Свежая статья в британском издании Financial Times показывает, что западный бизнес продолжает работать с российскими структурами в обход санкций собственного правительства.
Причем некоторые из них даже не скрывают факты подобного сотрудничества, хотя это грозит для них штрафами.
«Официальные данные показали, что более ста британских компаний признались в нарушении санкций, введенных против России. 127 компаний добровольно сообщили правительству Великобритании о нарушениях санкций, согласно запросу о свободе информации в Министерство финансов, попавшему в распоряжение Financial Times», — пишет журналистка Сьюзи Ринг.
Российские энергоносители все так же поступают в Великобританию и Европейский Союз через ту же Индию, по цепочке реэкспорта, в которой задействованы индийские, европейские и британские фирмы.
Индийский экспорт горюче-смазочных материалов в Германию вырос за года сразу на 1127% — с 37 миллионов евро за период с января по июль 2022 года до почти полумиллиарда евро за тот же период 2023 года.
И все прекрасно понимают, откуда на самом деле происходят эти нефтепродукты.
Одним словом, Запад успешно обманул в этой истории сам себя. А самообман — это то, за что в итоге приходится платить дороже всего. Причем не только в валюте.