Одной из главных тем прошедших консультаций стали поставки урана для французских АЭС.
Напомним, в отличие от первой экономики Евросоюза, Германии, Франция не стала чересчур сильно погружаться в экологическую повестку и увлекаться модной «зелёной энергетикой».
Более 70% электроэнергии в стране производят атомные электростанции. Однако собственных запасов ядерного топлива у Франции нет Париж приобретает уран на внешних рынках.
Одним из основных поставщиков до недавнего времени являлся Нигер. Однако летом текущего года там произошёл переворот, по итогам которого французское влияние в стране существенно снизилось. Помимо прочего, власти Нигера запретили поставки ядерного топлива бывшей метрополии.
Франция также закупала уран у России. После начала СВО, как известно, всё экономическое взаимодействие Евросоюза с Москвой было либо прервано, попав под действие санкций, либо ушло в тень: европейские чиновники сегодня предпочитают не афишировать совместный бизнес с «агрессором».
Так или иначе сотрудничество Франции с Россией в этой сфере продолжается.
Во-первых, Париж приобретает у Москвы ядерное топливо. Во-вторых, через российскую территорию транспортируется уран из Казахстана, который при этом проходит в России процедуру обогащения. И в-третьих, Франция продолжает сотрудничать с «Росатомом» в области регенерации урана: в Россию поступает отработанный уран с французских АЭС, российские специалисты проводят его дообогащение, после чего во Франции из него вновь производят топливо для реакторов.
В политике Парижа на данном направлении наблюдается известная амбивалентность.
С одной стороны, профильные французские ведомства регулярно обсуждают вопросы, связанные со снижением зависимости атомной промышленности Франции от России. С другой стороны, они отнюдь не торопятся окончательно сворачивать взаимодействие с Москвой в этой сфере.
К примеру, в мае этого года в Париже заявили, что отказ от действующего контракта в области регенерации урана принесёт Москве лишь выгоду, поэтому французская сторона не пойдёт на этот шаг.
На сегодняшний день контекст вокруг потенциального сотрудничества Франции с Казахстаном в области поставок урана определяют несколько важных факторов.
Во-первых, биржевые цены на уран сейчас достигли пятнадцатилетнего максимума.
Во-вторых, фактически весь уран, который французская сторона добывает на казахстанской территории, перевозится через Россию. То есть серьёзно нарастить объёмы поставок и при этом выкинуть Москву из уравнения у Парижа вряд ли получится. Везти в обход через два моря? Вряд ли это будет способствовать удешевлению товара.
В-третьих, общий объём поставок казахстанского урана во Францию за последний год упал более чем в два раза.
В-четвёртых, в сфере добычи урана в Казахстане усиливаются позиции «Росатома», который выкупил крупнейшее местное урановое месторождение «Будённовское».
В целом в связи со всем вышесказанным существенное увеличение объёма приобретаемого у Казахстана сырья на выгодных для себя условиях становится для Парижа нетривиальной задачей.
Во Франции продолжается рост тарифов на электроэнергию, не в последнюю очередь связанный с потерей Нигера, где французские компании контролировали всю сферу от и до. Просто поменять Нигер на Казахстан и Узбекистан и при этом сохранить свою выгоду — реализация такого замысла может оказаться крайне непростым делом.
Казахстан — энергодефицитная страна, и значительный объём электроэнергии она закупает у России. В Астане всё чаще раздаются голоса в пользу строительства собственной АЭС, особенно учитывая гигантские запасы урана в стране.
Парижу, разумеется, хотелось бы, чтобы в качестве подрядчика казахстанская сторона выбрала французскую Orano, а не «Росатом». Однако Астана вряд ли на это пойдёт, да и в любом случае это вопрос явно не сегодняшнего и даже не завтрашнего дня.
В состав делегации, посещающей Казахстан и Узбекистан, также вошли представители крупных компаний, которые предлагают странам региона реализовать вместе с ними ряд крупных проектов в разных сферах — от сельского хозяйства до «зелёной энергетики».
В целом визит Макрона выглядит как попытка усиления экономического присутствия в Казахстане и Средней Азии, и в публикациях французских СМИ постоянно встречается словосочетание «укрепление независимости от России».
Представители Астаны и Ташкента не скупятся на громкие хвалебные слова в адрес президента Франции.
Однако, как представляется, у мини-турне Макрона есть две основных цели. О первой уже говорилось выше: Франции после потери Нигера очень нужны энергоносители. В этой потере, по мнению Парижа, виновата Россия.
С этим связана вторая цель — закрепиться в регионе, который исторически считается сферой влияния Москвы, чтобы отплатить ей той же монетой. Макрон не может простить РФ свои африканские неудачи. Россия постепенно вытесняет Францию с «чёрного континента», а Франция явно мечтает ответить ей тем же в Средней Азии.
Это будет непросто, в том числе и потому, что Россия находится к среднеазиатским странам во всех смыслах значительно ближе, чем Франция к своим бывшим колониям.