При этом грузинская делегация в нынешней встрече участия не принимала — как и в прошлой, которая прошла в 2021 году.
Формат «3+3» был создан с целью урегулирования региональных конфликтов без вмешательства внешних игроков. Однако в полной мере данная переговорная площадка доселе не использовалась.
До нынешнего дня она собиралась один раз — в конце 2021 года в Москве на уровне заместителей министров иностранных дел. Её номинальные участники не проявляли слишком уж большого интереса к работе шестисторонней платформы.
Ереван вообще опасался, что формат с одновременным присутствием Анкары и Баку может создать препятствие работе Минской группе ОБСЕ, специализировавшейся на урегулировании ситуации вокруг Карабаха.
Кроме того, Армения и Азербайджан в основном предпочитали проводить двусторонние переговоры как на российской территории, так и в США и странах ЕС, а Грузия вообще отказалась участвовать в «3+3» под предлогом «оккупации» Абхазии и Южной Осетии.
Но теперь Россия и Иран, по всей видимости, будут принимать усилия, направленные на развитие взаимодействия в данном составе.
В ходе прошедших в Тегеране мероприятий глава МИД РФ Сергей Лавров отдельно побеседовал со всеми своими коллегами, а также встретился с президентом Ирана Эбрахимом Раиси.
В иранской столице обсуждался целый ряд вопросов международной повестки, включая конфликт на Ближнем Востоке. В частности, министр иностранных дел Ирана Хоссейн Амир-Абдоллахиан попросил Лаврова не допустить принятия Совбезом ООН антипалестинской резолюции.
Однако главным предметом переговоров всё же было Закавказье, политическая ситуация в котором серьёзно изменилась после взятия под контроль Азербайджаном Карабаха и ликвидации Нагорно-Карабахской Республики.
Лавров заявил, что армяно-азербайджанский конфликт практически урегулирован, так как обе стороны признали, что Карабах принадлежит Азербайджану. При этом Ереван и Баку должны сделать необходимые шаги, направленные на заключение мирного договора, делимитацию границы и налаживание транспортных экономических связей без каких-либо препятствий, отметил министр.
В числе прочего Лавров обратил внимание на то, что в процесс делимитации пытаются влезть США и ЕС, и эти его слова, по сути, в наибольшей степени продемонстрировали предназначение формата «3+3».
Действительно, во внутреннюю повестку Закавказья всё более активно пытаются заходить внешние игроки. Занятость России в СВО и падение Нагорного Карабаха были расценены на Западе как возможность для серьёзного укрепления своего влияния в регионе.
В Армении власти страны явно решили сделать основным вектором своей политики сближение с ЕС. Премьер-министр Никол Пашинян неоднократно заявлял, что ориентация Армении на Россию в сфере обеспечения безопасности была ошибкой.
Теперь Ереван, судя по всему, связывает всё большие надежды с Францией — вплоть до укрепления своих вооружённых сил с помощью французских военных технологий.
Победа Азербайджана в Карабахе также рассматривается западными стратегами как очередной ход в глобальном противостоянии с Россией.
В середине октября издание Politico со ссылкой на слова главы Госдепа США Энтони Блинкена заявило, что в ближайшее время азербайджанские вооружённые силы могут вторгнуться уже на территорию Армении. Речь идёт о попытке в одностороннем порядке решить вопрос с Зангезурским коридором, на открытии которого настаивает Азербайджан, и против чего выступают армянские власти.
По договору президентов России и Азербайджана и премьера Армении от 2020 года за безопасность данного маршрута должны отвечать российские пограничники. Однако Запад хочет этого не допустить, так как с его точки зрения Зангезурский коридор прежде всего является частью проектов транспортировки стратегически важных товаров в обход России.
Кроме того, США и их союзники рассчитывают на то, что дальнейшая милитаризация Азербайджана уравновесит военное доминирование России и Ирана на Каспии. На Баку также возлагаются надежды, связанные с перевооружением Казахстана и среднеазиатских стран, а также с распространением в Средней Азии идей пантюркизма.
Помимо этого, потенциальное нападение Азербайджана на Армению должно поспособствовать втягиванию в конфликт Ирана, который таким образом будет отвлечён от участия в событиях на Ближнем Востоке.
Смена политического курса Армении, использование Азербайджана для продвижения антироссийских инициатив, изоляция Грузии с последующей сменой власти в ней — примерно так в общих чертах выглядит замысел западных политиков и спецслужб в отношении Закавказья.
В такой ситуации усиление внимания России и Ирана к происходящему в Закавказье представляется неизбежным.
Основной целью является недопущение дальнейшей эскалации, обретение роли модераторов политических процессов в регионе и сведение на нет активности внерегиональных стран. Россия явно не против того, чтобы Армения и Азербайджан заключили мир в Москве. Это уже предлагал президент РФ Владимир Путин на саммите СНГ в Бишкеке.
Иран же, чьи отношения с Азербайджаном в последнее время дошли до откровенно конфликтной стадии, в настоящее время предпринимает шаги по их налаживанию, одновременно укрепляя диалог с Арменией.
Тегеран крайне заинтересован в прокладывании сухопутных маршрутов в северном направлении. В частности, этому был посвящён визит в Ереван министра дорог и городского развития Ирана Мерхада Базрпаша, в рамках которого был подписан контракт на строительство участка автодороги «Север — Юг».
Кроме того, пока Зангезурский коридор не работает, турецкая сторона, которой самой нужен путь на Каспий, предлагает открыть маршрут, связывающий основную территорию Азербайджана с принадлежащей ему Нахичеванской автономией, через Иран.
Эту инициативу уже поприветствовал глава азербайджанского внешнеполитического ведомства Джейхун Байрамов. А министр иностранных дел Ирана Амир-Абдоллахиан предложил участникам «3+3» разработать дорожную карту, связанную с развитием транспортных артерий в Закавказье.
Ранее Ереван и Баку достигли предварительной договорённости по поводу проведения в конце октября встречи Ильхама Алиева и Никола Пашиняна в Брюсселе при участии главы Евросовета Шарля Мишеля.
США и ЕС хотят, чтобы армяно-азербайджанский мирный договор был подписан при их посредничестве. Россия и Иран, в свою очередь, настаивают на том, что Запад не может дать Закавказью ничего, кроме нового кровопролития, и что все проблемы региона должны решаться прежде всего усилиями его стран и их соседей.