Александр Каргин о том, что будет после наземной операции Израиля в Газе

Какие цели ставит перед собой ЦАХАЛ в наземной операции в Газе? Почему российский шоу-бизнес не поддержал Россию, но одобрил войну Израиля? Об этом в интервью изданию Украина.ру рассказал эксперт по Израилю и Ближнему Востоку Александр Каргин
Подписывайтесь на Ukraina.ru
Армия обороны Израиля готовится к наземной сухопутной операции в секторе Газа. В это время российский шоу-бизнес снова меняет дислокацию.
— Александр, складывается впечатление, что в медиасфере ХАМАС побеждает Израиль. Движение публикует высококачественные агитационные материалы, видео и фото авиаударов по жилым зданиям в секторе Газа. Все это происходит в прямом эфире Al Jazeera под крики испуганных людей и журналистов. С чем это связано?
— У ХАМАСа хорошо работает пиар-машина. А у Израиля, к сожалению, слабо развито информационное сопровождение, пиар, причем сами израильтяне понимают это. На днях в стране ликвидировали Министерство информации, так как посчитали его работу неэффективной, в том числе по распространению израильской точки зрения на происходящее.
Однако нам следует разделять представление Израиля, ХАМАСа, ситуации на Ближнем Востоке в мире и конкретно в русскоязычном сегменте. Потому что о войне Израиля с ХАМАСом говорят разное: кто-то пишет, что Тель-Авив проигрывает, кто-то — что выигрывает.
Прежде всего отторжение, негативные оценки действий Израиля у русскоязычных пользователей вызывает то, что страна сейчас ассоциируется с Западом, который выступает на ее стороне. Запад противостоит России, надкалывает санкции, поставляет оружие вооруженным силам Украины (ВСУ).
Поэтому условное одобрение в сторону Израиля со стороны, например, CNN или уехавших российских либералов — «нетвойнистов», которые стали в данной ситуации так называемыми политическими произраильскими «ястребами», — серьёзный минус в карму для еврейского государства в глазах россиян.
Александр Каргин: Израильские паломники на Украине могут пострадать в антисемитских стычкахУкраина рассчитывает получить от США гарантии безопасности, подобные тем, которые есть у Израиля. При этом они должны действовать независимо от того, кто будет американским президентом. Об этом президент Украины Владимир Зеленский заявил в интервью Наталье Мосейчук, опубликованном украинским каналом 27 августа.
На этом фоне, к сожалению, многие начинают забывать, что конфликт начался с беспрецедентной атаки боевиков радикальной группировки ХАМАС. Напомню, что в части социально-культурного бэкграунда Израиль — самая близкая России страна на Ближнем Востоке, как минимум потому что на четверть состоит из русскоязычных людей.
— Вы сказали, что у Израиля слабо развита пропаганда. Почему?
— Израиль — небольшое государство; там есть определённый элемент местечковости, когда люди прежде всего сфокусированы на том, что происходит внутри, и меньше думают о глобальных проблемах.
Поэтому когда перед Израилем встал вопрос о позиционировании себя перед миром, оказалось, что оно идентично, грубо говоря, уровню «разговоров на кухне». Стране, на мой взгляд, не хватает глобального, серьезного подхода к ведению информационной кампании.
В этом плане ХАМАС как раз такой подход демонстрирует. Заметьте, группировка в первые дни войны совершила серьёзные злодеяния — это признали все в мире, в том числе президент России. Однако за счет грамотно построенной пропаганды [со стороны ХАМАСа] многие стали забывать, с чего все началось на Ближнем Востоке.
— Давайте напомним нашим читателям, в чем причина войны между Израилем и Палестиной?
— Здесь важно обратить внимание на то, что правильно говорить, что идет война Израиля с ХАМАСом, а не с Палестиной. А многие СМИ забывают про это. Напомню, что Палестина (Палестинская автономия) — конкретное территориально-административное образование, которое расположено на западном берегу реки Иордан. Это важно.
С палестинской администрацией, с ее главой Махмудом Аббасом Израиль войну не ведет. При этом у него плохие отношения с ХАМАСом, лидеры которого, когда пришли к власти в секторе Газа в 2007 году, уничтожили сторонников законной палестинской власти и Аббаса.
Явно Махмуд Аббас не собирается присоединяться к войне ХАМАСа против Израиля. Более того, официальная полиция Палестинской автономии на этой неделе производит задержания сторонников ХАМАСа на западном берегу.
Второй момент — западные политики, как я вижу, когда выступают в поддержку Израиля или вообще защищают чего-либо, этим только делают хуже, дискредитируют предмет обсуждения.
Поэтому одна из проблем Израиля — то, что в публичном поле его поддерживают западные элиты. Этим они наносят еврейскому государству только вред.
Владимир Васильев: Байден делает все, чтобы Израиль воевал против России вместе с УкраинойМы сегодня говорим, что украинцы — это законный расходный материал для США. А почему израильтяне не могут им быть? Об этом изданию Украина.ру заявил главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев
В Германии в мусульманском районе устроили беспорядки. В Брюсселе тунисец, заявивший себя членом террористической группировки «Исламское государство», убил двух болельщиков. Можно ли регулировать такую ненависть? Или она будет нарастать?
— Здесь дело не совсем в том, что у того или иного человека есть какие-то взгляды, пропалестинская или произраильская позиция. Суть в откровенно провальной миграционной политике, которую вели и ведут евроэлиты.
Это глобальная проблема Европы (я бы сказал, это часть мировой проблемы, но в более остром состоянии) — миграционный кризис.
Мигранты и их потомки находятся в рамках своей культурно-социальной повестки, не интегрированы в общество. Для них законы страны, в которой они находятся, не особо ценны. Отсюда в Германии, Франции, Британии и других европейских государствах идет раскол общества.
Насколько ближневосточный конфликт усугубляет эту проблематику? Это скорее повод, чем причина. Завтра может быть другой триггер и раскол выйдет на новый уровень. Этот вызов европейским государствам придется решать какими-то законами, легитимными способами.
— Митингующие не поддерживают ХАМАС, а требуют от Запада признания Палестинского государства и уважения его границ. Почему тогда этот вопрос в Европе так завязан на антисемитизме? Из серии «арабы Европы виноваты в этом».
— Говорить о единой повестке в этих митингах очень сложно. Митингующие требуют разного, на самом деле. Кто-то требует создания Палестинского государства, есть откровенно антисемитские лозунги, другие поддерживают ХАМАС.
Все это очень разные люди.
Например, на митинге в Москве у посольства Палестины участвовала женщина в никабе, которая обвиняла окружающих дам в том, что они не одеты, как она. Это не имеет никакого отношения к созданию Палестинского государства — это вообще другая история.
Или возьмем митинг в Лондоне. На него пришли ЛГБТ-активисты левого толка и выходцы из ближневосточных стран. Между ними драка произошла в итоге. Но, как ни парадоксально, элгэбэтэшники выступают с позиции пропалестинкой стороны.
В той же Америке Израиль опять же, как ни странно, поддерживают не местные евреи, а верующие христиане.
— Британский карикатурист Стив Белл сделал карикатуру на премьер-министра Нетаньяху, за что был уволен из The Guardian. Звезда французского футбола Карим Бензема поддержал палестинцев и был затравлен. Экоактивистка Грета Тунберг может быть записана в сторонники терроризма за солидарность с Палестиной и призывы к миру. Три шоу ведущих мусульман приостановлены кабельным телеканалом MSNBC. В американских университетах, в частности Гарварде и Стэнфорде, составляют черные списки студентов, которые высказали обвинения против Израиля. В общем, сторонники Палестины жалуются на блокировку постов и роликов в соцсетях. Культура отмены на Западе набирает обороты? А как же хваленая демократия?
— Никакой свободы слова на Западе не существует. Это всем известно: есть только некий жупел в виде демократии, которым они размахивают.
Дмитрий Дробницкий: Каждую ночь Блинкен просыпается в холодном поту — ему снится блокада Тайваня
Власти в США и Европе могут повернуться в любую сторону: могут отменить тех, кто поддерживает палестинцев или произраильских активистов; тех, кто за Трампа или его противников; могут отменить симпатизирующих России или наоборот.
По поводу упомянутых вами персонажей, в частности, если взять Грету Тунберг, — это довольно неоднозначная персона, которая в свое время высказывалась против России в спецоперации по Украине. Ее взгляды, я бы сказал, иногда звучат одиозно — например, несколько лет назад она предсказала, что начнется конец света, но мир, пусть и с конфликтами, пока существует.
Что касается того, что имя Греты Тунберг удалят из всех учебников в Израиле после того, как она поддержала ХАМАС, — для меня лично удивительно, что ее имя было в этих учебниках.
Кроме того, вокруг ближневосточного конфликта витает много фейков — нужно быть аккуратными, когда выбираете, откуда черпать информацию, ждать официальных подтверждений.
Та же история с подорванной больницей в Газе: каждая сторона говорит свое. Израиль представил доказательства о непричастности к взрыву, ХАМАС выступили с определёнными заявлениями.
Но утвердить окончательную версию пока что, на мой взгляд, не представляется возможным. Будем ждать результатов международного расследования.
— Как пишет «Комсомольская правда», Алла Пугачева вслед за мужем покинула Израиль. Российский шоу-бизнес, в частности Максим Галкин*, Семен Слепаков*, Андрей Макаревич*, которые осудили спецоперацию на Украине, поддержали Израиль. Почему в случае с войной Израиля шоу-бизнес не кричит «нет войне»?
— Меня не удивляет, почему они поддерживают Израиль. Быть на стороне страны, чье гражданство вы имеете и где живете, естественно. Но у меня вопрос: почему эти люди не поддержали Россию? Я вижу в этом лицемерие.
С другой стороны, видимо, уехавшие артисты не верили, что Россия может одержать победу, думали, что будет сильный экономический кризис, конец стране. Но все вышло иначе, и они получили то, что имеют сейчас.
— Будет ли российский шоу-бизнес еще больше политизироваться?
— Я думаю, да, вообще вся эстрада в мире будет все больше политизироваться, заявлять о своем мнении и так далее.
Видимо, люди творчества в какой-то момент посчитали, что раз успешны в своей стихии, раз узнаваемы и авторитетны, то могут быть экспертами в политике и экономике. Но это не так. Зачастую они высказываются, осуждают то, о чем имеют слабое представление.
— Что будет дальше с арабо-израильским конфликтом?
— Я не вижу позитивных перспектив. Скорее всего, Израиль пойдет в наземную сухопутную операцию и будут большие потери со всех сторон.
Единственный вариант перевести все на рельсы переговоров — освобождение всех заложников (в том числе россиян) со стороны ХАМАСа. Тогда Израиль, скорее всего, приостановит боевые действия. Пока что они освободили только четверых израильтян. Мне кажется, ХАМАС не собирается отдавать всех заложников.
Пётр Акопов: Пока США думают о трёх сценариях войны на Ближнем Востоке, Россия будет быстрее бить ВСУКогда была одна Украина, Штаты еще могли как-то лавировать. А когда одновременно идут два конфликта, и Штаты используют в них противоположную риторику, это бьет по американским возможностям в мире
Более того — по различной информации, обсуждаемой в экспертном сообществе, заложники находятся не только у ХАМАСа, но и у боевиков «Исламского джихада»** и других террористических группировок.
Сектор Газа в части управления представляет собой мозаику, когда есть местная контролирующая группировка боевиков, а также мелкие группки, которые действуют сами по себе. Это огромная проблема: чисто технически у них может не получиться договориться и вернуть всех пленников.
— После наземной сухопутной операции что произойдет с Газой?
— Все будет зависеть от результата наземной операции израильской армии. Если результатом станет то, что сектор Газа перейдет под контроль Израиля — это один вариант. Если будет нанесен какой-то ущерб ХАМАСу без захвата сектора — другой.
Одна из главных проблем Израиля в том, что непонятно, что делать с Газой, если ЦАХАЛ возьмет ее под свой контроль. То есть кому передать ответственность за эту территорию.
В израильском обществе есть некий консенсус по этому поводу. Большинство израильтян не хочет, чтобы родная страна вновь контролировала Газу.
Напомню, что в 2005 году израильтяне вышли из сектора Газа, вывели оттуда свои поселения и войска, они хотели, чтобы там развивалась палестинская государственность. В итоге власть захватил ХАМАС, и снова начались обстрелы, боевые действия.
— Каких сценариев ожидаете лично вы?
— Если израильская армия возьмет Газу под контроль, я полагаю, что будут рассмотрены два варианта. Первый — передача сектора под юрисдикцию ООН либо под контроль арабских стран. Второй — что наиболее логично, на мой взгляд, — передать Газу Палестинской автономии в ведение Махмуда Аббаса.
Другое дело — будут ли у Аббаса силы, чтобы стабилизировать сектор и удержать его, поддержит ли население палестинского лидера. Посмотрим, как будут развиваться события.
* Признан в РФ иностранным агентом.
** Организация признана террористической, ее деятельность запрещена в России.
Рекомендуем