Изучением его биографии занимались исследователь истории Прикарпатья Иван Блинкевич и поэт Иван Франко. В своей статье "Лукьян Кобылица. Эпизод из истории Гуцульщины в первой половины XIX века" Франко предлагает такую версию гибели народного атамана:
"Следствие над ним тянулось долго. Аж в 1851 году его судили военным судом, но тот оправдал его от всех предъявленных ему обвинений и засудил всего на один месяц ареста. По отбытию этого наказания, политическая власть, опасаясь новых возмущений спокойствия, сделала с ним тоже самое, что и с атаманом мазурской резни Шелеей – его имение в Плоской продали, и из казны купили ему участок и дом в той самой Сольце, где поселился Шелея. (…)
Блинкевич передает версию, которую слышал от гуцул: "Раз приехал в Радовцы какой-то эрцгерцог на охоту, а наслушавшись рассказов о Кобылице, захотел лично увидеться с ним и велел позвать его к себе. Сам эрцгерцог отправился на охоту, а в тот самый вечер в дом к Кобылице пришли трое панов, которые были товарищами эрцгерцога, стали любезно говорить с ним, потом один достал бутылку вина и стали чествовать его.
Кобылица напился того вина и паны пошли себе, а Кобылица в ту ночь умер. Те паны, как потом выяснилось, были Айвас, Джурджован и Ромашкан", - пишет Франко, склоняясь к версии отравления Кобылицы румынскими шляхтичами.
Атаман Кобылица был почти также ненавистен австро-венгерской короне, как и самый знаменитый главарь опришков – Олекса Довбуш.
Выходец из небогатой многодетной семьи, он стал законным представителем буковинских крестьян и бояр, до 1840 года пытался улучшить их положение в империи с помощью прошений, петиций, и прочей официальной деятельности, что не дало никакого результата. Уже в августе 40-го Кобылица поднял первое восстание, а впервые арестован был в 1844. Впоследствии атаман не раз попадал в тюрьмы на территории современной Черновицкой области Украины, а первый следователь, Каетан Пирошка, занимавшийся его делом, описывал Кобылицу так:
"Он был человеком с интеллигентным выражением лица… Большие, черные, быстрые глаза, орлиный красивый нос, черный ус и черная испанская бородка придавали ему сходство с испанским грандом…"
Побыв некоторое время представителем своего края в австрийском парламенте, Рейхстаге, Кобылица вернулся на Буковину, твердо убежденный, что под управлением существующего парламента его народ всегда будет угнетен, и стал собирать народные вече, перераставшие в вооруженные восстания.
Парадоксально, но к монархической власти и Габсбургам Кобылица относился более чем уважительно, вплоть до жестокого подавления венгерского восстания. С того момента его борьба стала более масштабной, жестокой, бескомпромиссной и антимонархической.
Главной идей Кобылицы была автономия Буковины в составе Галичины, однако цель так и не была достигнута. Франко, впрочем, отзывается о проектах Кобылицы достаточно скептически: "чтобы гуцулы были сами по себе, и никто не имел над ними указа, только лишь сам кесарь". Скептицизм писателя связан, в основном, с тем что народно-освободительные восстания по всей Европе привели к зарождению местных националистических движений, о чем он сам прямо пишет.
Однако именно они, вслед за Великой Французской революцией позволили родиться не менее великому европейскому романтизму.
За голову Лукьяна Кобылицы австрийские власти назначили награду 1000 золотых – огромную по тем временам. Больше мог получить только убийца Олексы Довбуша – самого известного гуцульского атамана веком ранее. В целом, то и дело вспыхивающие в Карпатах, Прикарпатье и Закарпатье восстания в течении трех веков не были объединены ни идейно, ни этнически, ни религиозно: опришками становились бедняки и крестьяне всех народностей, выступавшие против феодального гнета.
В искусстве и литературе их образы, безусловно, овеяны романтическим ореолом. Олеса Довбуш, как в центральной Украине – Устим Кармелюк, а на Волге – Степан Разин обычно называется западноукраинским Робин Гудом – архетип борца за народную свободу и отмщение, впрочем, одновременно, нередко – разбойника.
К образу того же Разина обращались Кустодиев и Суриков, Цветаева и Волошин, Глазунов и Шостакович. Украинские же опришки остались, в основном, в народном творчестве. Песни о них главный советский словарь Брокгауза и Ефрона выделяет в отдельный раздел фольклорного творчества:
"Гайдамачество создало много песен о смелых гайдамацких ватажках; в особенности распространены песни о Савве Чалом, Нечае и Гнатке Голом. С течением времени гайдамацкие песни отчасти смешались с рекрутскими и солдатскими, отчасти впитали в себя кое-какие мотивы старинных казацких песен. Ныне гайдамацкая поэзия в Малороссии забыта. Кое-где в Юго-Западном крае ходят в народе песни о некоторых разбойниках текущего века, преимущественно о Кармелюке. В Галиции разбойники называются опришками (срав. опричнина — люди вне общества).
Песни о гайдамаках во многих случаях перешли на опришков, в целости или в частностях. До сих пор гуцулы поют песни про Добощука, Марусяка, Джемеджука и др. местных знаменитых опришков. Сохраняется память о местах их жительства, об их вооружении; указывают на Добашеву хату, Добашеву криницу. Народ в песнях относится с большим сочувствием к опришкам, как врагам ляхов-помещиков."
И только во второй половине XX века опришек вспомнили деятели культуры, в Советском Союзе был снят фильм Виктора Иванова "Олекса Довбуш", а об успехе нового, современного – украинского фильма 2023 года "Довбуш" издание Украина.ру писало в этом материале.
Единственный памятник Лукьяну Кобылице установлен в Вижнице Черновицкой области - в тех местах, где атаман не раз побывал в заключении, а Черновицкий музыкально-драматический театр имени О.Кобылянской многие годы играет драму "Лукьян Кобылица" - вот и вся современная память о харизматичном атамане.