Сообщается, что совместное предприятие будет базироваться в Киеве и заниматься сервисным обслуживанием, а также сборкой, производством и разработкой военной техники.
На первом этапе предприятие будет работать только на Украине и сосредоточится на «техническом обслуживании и ремонте техники, переданной Украине». Затем же, по плану, «партнеры намерены совместно производить продукцию Rheinmetall на Украине».
Что означает открытие нового предприятия на Украине и как оно повлияет на ситуацию на фронте, размышляли эксперты и лидеры мнений на своих страницах в соцсетях.
Директор Международного института экономических и политических стратегий Елена Панина:
Власти ФРГ одобрили создание СП Rheinmetall и «Укроборонпрома».
"Совместное предприятие будет базироваться в Киеве и заниматься сервисным обслуживанием военной техники", — сообщает Reuters.
По данным украинских источников, завод будет располагаться под землёй. Некоторое количество немецких инженеров и наладчиков оборудования прибудет на Украину, а часть местных специалистов пройдут обучение в Германии.
Выбор в пользу Киева сделан в связи с тем, что в украинской столице располагается более 60% всего ПВО/ПРО.
Эта новость идёт в русле вчерашнего визита в Киев генсека НАТО, министров обороны Британии и Франции. Последний, кстати, захватил с собой 20 представителей предприятий ВПК.
Новость также сочетается с недавним заявлением Пентагона о «приверженности США строительству мощного военно-промышленного комплекса Украины и налаживанию с ней партнёрства в промышленной сфере».
Признание Западом факта перехода конфликта на Украине в войну на истощение требует и соответствующего подхода. Таким образом, развитие ситуации в оборонной промышленности Украины пойдёт по следующим направлениям: западный ВПК будет наращивать свои мощности, а украинский — развивать производство на своей территории.
Плюс будут создаваться совместные предприятия как на Украине, так и за рубежом.
Очевидно, что военные предприятия на украинской территории будут находиться в зоне повышенного риска и под ударами ВС РФ. Однако данный фактор кураторы Киева намерены компенсировать более короткой логистикой.
Политолог Юрий Баранчик:
В Киеве: немецкий Rheinmetall открывает завод по ремонту техники. Дирекция Rheinmetall 28 сентября одобрила создание совместного предприятия с Укроборонпромом. Располагаться завод будет прямо в Киеве.
Как подчеркнули в Rheinmetall, таким образом не возникнет дополнительной конкуренции и немецкие интересы не пострадают. Заниматься завод будет обслуживанием военной техники. Нетрудно догадаться, какой: Rheinmetall производит «Леопарды», «Пумы» и прочие «Мардеры».
Ранние анонсы открытия завода демонстрировали некую осторожность. Утверждалось, что он будет в секретном месте где-то вблизи западной границы с Украиной. А теперь вот — центр Киева.
Перевести на немецкий «вообще берега попутали» будет сложно. Но уничтожение такого завода должно войти в обязательную программу мероприятий ВКС РФ, чтобы отправить Берлину сигнал на понятном европейцам языке.
Потому что вчерашний неожиданный визит в Киев генсека НАТО и министров обороны Великобритании и Франции тоже имел целью обсудить, как бы производить и ремонтировать оружие на территории самой Украины.
Украинский экономист Алексей Кущ:
Мировые производители вооружений на нас пока делают глобальный маркетинг, но открывать свои производства у нас не спешат. Используют Украину как большой рекламный ролик, что раньше стоил бы миллиарды долларов, а теперь этот маркетинг достается им как бонус.
Помню как у нас трубили на каждом углу, мол, Rheinmetall построит завод на Украине по производству танков и даже прикроет его своим ПВО. В общем, немцы прорекламировали и танки, и ПВО.
Я тогда на эфире одного канала говорил: «Да подождите радоваться, речь идет о создании лишь ремонтной базы, своего рода танкового СТО». И вот подтверждение. В ближайшее время «завод» будет заниматься лишь ремонтом поставленной нам военной техники. Производство — в о-очень далекой перспективе.
В общем, давно пора понять: дело создания нового индустриального ядра на Украине возможно лишь, если у нас появится своя промышленная политика. Да, с участием инострнных инвестиций и технологий, но это должна быть наша инициатива и стратегия.
И стоит помнить, что ВПК — это производная от развития промышленности. А промышленность — производная от компетенций и навыков человеческого капитала, развития науки и образования. Поэтому все начинается с образования, науки и компетенций. Продолжается в промышленном производстве. А завершается в виде новых видов вооружений.
Израиль это осознал в 70-х годах, когда на своей шкуре прочувствовал режим военных поставок извне в режиме «даем — не даем». Был случай, когда израильскому спецназу даже довелось угонять из французского порта построенные для Израиля корабли, заблокированные по решению Парижа накануне очередной войны с арабскими странами.
Зато потом, когда Израиль создал и свою промышленность, и свой ВПК, и свою науку с системой образования, и вторую в мире экосистему инноваций, все захотели с ним сотрудничать. Но теперь Израиль выступает уже не в формате просящего танки и ракеты. А в формате производящего и продающего. Кому посчитает нужным.
Политолог Сергей Марков:
Визит в Киев министров обороны Британии и Франции и генсека НАТО и более 20 директоров предприятий ВПК ясно говорит, что страны НАТО не будут уменьшать передачу оружия ВСУ, а будут увеличивать поставки вооружений ВСУ.
Не надо надеяться на уменьшения оружия у ВСУ, а нужно увеличивать оружие у армии России.
Политолог Малек Дудаков:
Брюссель панически готовится к возможной смене власти в США. Европейских «ястребов» в особенности страшит возвращение Трампа. Ведь тот может одновременно и закрутить гайки в торговых войнах, и начать деконструкцию блока НАТО, просто выведя оттуда США.
Лишь две европейские страны с надеждой ждут камбэк Трампа — это Польша и Венгрия, где у власти правые, кому с республиканцами всегда удавалось сработаться. Виктор Орбан так и вовсе назвал его единственным, кто способен остановить Третью мировую войну с Россией.
«Ястребы» в Брюсселе отчаянно требуют от Германии нарастить производство оружия — на случай, если США выйдут из украинского конфликта. Но Берлину удалось лишь увеличить производство снарядов до 240 тысяч в год, а это прожигается на фронте за месяц. С бронетехникой всё сложнее — новых крупных поступлений стоит ждать лишь к концу 2020-х.
При этом раскол внутри Евросоюза только усиливается на фоне кризиса и рецессии. Брюссель одновременно ведёт баталии и с Восточной Европой из-за украинского зерна и с Венгрией, выступающей за перемирие. И даже с Испанией и Грецией, помогающим России обходить санкции.
Ну а в случае победы Трампа и развала НАТО вся система безопасности в Европе будет подорвана. Восточная Европа может тут же создать военный альянс на основе Вышеграда с благословения Трампа.
Это будет сходу нести угрозу Германии на фоне милитаризации Польши и конфликтов с Варшавой. И заставит другие страны быстро сформировать ситуативные союзы — обеспечив дезинтеграцию Европы и возвращение континента в эпоху до Первой мировой.
* Орфография и пунктуация авторов сохранены.