Впрочем, в этом году на Генассамблею не приехали первые лица многих ведущих мировых держав — в частности, России, Великобритании, Китая и Франции.
Это объясняется серьезными политическими потрясениями последнего времени, а также указывает на то, что роль Организации Объединенных Наций существенно понизилась — вследствие систематических попыток навязать ей гегемонию Соединенных Штатов Америки и коллективного Запада.
Российским дипломатам непросто было даже добраться до места проведения важнейшего международного форума, потому что принимающая американская сторона старается навредить им даже в организационно-технических вопросах.
«Из-за закрытия западными странами своего воздушного пространства маршрут движения предельно сложный — и по времени, и по расстоянию. Вашингтон продолжает делать максимум, чтобы затруднить деятельность российской дипломатии в ООН», — рассказал об этом замглавы МИДа России Сергей Рябков.
Первые выступления на Генассамблее подтвердили пессимистические прогнозы экспертов. Большинство ораторов предпочитают использовать эту трибуну для того, чтобы транслировать свои политические декларации — вместо попыток совместно работать над решением наиболее актуальных глобальных проблем, включая военные конфликты, нехватку продовольствия и экологические угрозы планете.
Наглядным примером такого подхода стало выступление президента США Джозефа Байдена, который говорил общие и давно знакомые для каждого фразы, не очень внятно зачитывая их с экрана телесуфлера.
Среди прочего он в очередной раз призвал к реформе Совбеза ООН, в очередной раз потребовал от мира сплотиться, чтобы защитить Украину — потому что от этого якобы зависит независимость каждого государства, дежурно упомянул о рисках глобального потепления, а также снова пообещал «ответственно управлять конкуренцией с Китаем, чтобы избежать конфликта».
Хотя эти слова напомнили всем о том, что США активно милитаризируют Восточную Азию, пытаясь сколотить военную коалицию, напрямую угрожающую Китайской Народной Республике.
«Я не знаю, что писать про речь Байдена на Генассамблее ООН, честно признаюсь. Она была обо всем и ни о чем. Судя по всему, было два-три варианта речи. Утверждена в последний момент была самая беззубая и расплывчатая. Климат, Гаити, Иран, Украина...
А это значит, что вот закончатся мероприятия, и в Вашингтоне будут приниматься решения. Возможно, кадровые», — прокомментировал эту речь американист Дмитрий Дробницкий, напоминая, что в Демократической партии США как раз задумываются над тем, стоит ли Байдену выдвигаться на предстоящих в следующем году выборах.
Выступление турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана несло в себе значительно больше посланий и смыслов.
Эрдоган начал делать громкие заявления еще накануне Генассамблеи. Прибыв в Нью-Йорк, он встретился с миллиардером Илоном Маском — известным сторонником мирного урегулирования украинского конфликта — и пообещал усилить дипломатические усилия по реанимации зерновой сделки.
Но главной темой выступления турецкого президента стала не Украина а Закавказье — потому что Эрдоган решительно приветствовал действия Азербайджана, возобновившего наступление на столицу Нагорного Карабаха.
Он заявил, что Карабах является неотъемлемой территорией Азербайджана, и Турция поддерживает шаги, направленные на восстановление его территориальной целостности.
Кроме того, Анкара требует от Еревана открыть так называемый «Зангезурский транспортный коридор» между основными азербайджанскими территориями и западным эсклавом Нахичевань. Хотя такое условие угрожает нарушением территориальной целостности самой Армении.
Эрдоган немного подыграл Байдену, заявляя, что Совбез ООН «перестал быть гарантом мировой безопасности, и стал полем битвы политических стратегий пяти стран» — поддерживая этим призывы к его реформе.
А затем, сразу после этого, прозрачно обвинил американцев в поддержке исламских террористов на Ближнем Востоке: «Турция устала видеть, как некоторые силы используют ИГИЛ* и другие террористические группировки для обеспечения собственных политических и экономических интересов».
Кроме того, турецкий президент уличил Запад в продвижении расистской политики и предостерег его от попытки военной интервенции против Нигера, напоминая, что она приведет к дестабилизации ситуации не только в этой стране, но и во всем регионе.
В целом Эрдоган продемонстрировал приверженность прагматичному подходу к обсуждению ключевых вопросов международной повестки, который давно является стержнем его дипломатии.
Выступление украинского президента смотрелось на этом фоне как бесхитростная и бесперспективная пропаганда, достаточно сильно отвлеченная от изменившихся за последние полтора года реалий.
Владимир Зеленский обвинил Россию в организации большинства военных конфликтов современности — от Сирии до Молдавии, рассказал, что россияне поглотили Белоруссию, угрожают Прибалтике и Казахстану. А потом потребовал забрать у Москвы ядерное оружие и лишить ее места в Совбезе ООН.
Также он заявил о том, что другие государства не должны участвовать в попытках мирного урегулирования «за спиной Украины», потому что это подрывает единство антироссийской коалиции.
Реальное состояние, в которой находится сейчас эта коалиция, лучше всего продемонстрировал польский президент Анджей Дуда.
Выступая на брифинге в рамках Генассамблеи, он возмутился, что Киев собирается судиться с Варшавой из-за польского эмбарго на поставки украинского зерна.
Более того, президент Польши, который еще недавно пылко обнимался с Зеленским перед фотокамерами мировой прессы, весьма недипломатично сравнил Украину с утопленником, представляющим угрозу соседям.
«Каждый, кто когда-то участвовал в спасении утопленника, знает, что он невероятно опасен, что он может затянуть себя на глубину», — цитирует слова Дуды агентство PAP.
Как сообщает Rzeczpospolita, польский президент демонстративно отменил встречу с президентом Украины — хотя они предварительно договаривались встретиться в Нью-Йорке на Генассамблее ООН.
Точно так же поступил и президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва, принявший решение досрочно покинуть Генассамблею, жалуясь на плохое самочувствие и усталость.
Между тем Лула тоже должен был пообщаться на полях этого мероприятия с Зеленским — после первой неудачной попытки на саммите «Большой Семерки» в Японии, когда их встреча тоже не состоялась.
Украинскому президенту удалось переговорить с президентом ЮАР Сирилом Рамасофой — но оказалось, что африканский лидер не разделяет его воинственного порыва и желает скорейшего наступления мира. Потому что от украинского кризиса страдают жители беднейших регионов планеты.
«Конфликт на Украине нужно завершить и ради миллионов людей, которые столкнулись из-за него с голодом», — считает президент Южно-Африканской Республики.
По мнению большинства комментаторов, нынешний визит в США не принесет Зеленскому никаких существенных дивидендов на международной арене. Потому что его агрессивная риторика вызывает сейчас растущее неприятие.
«Приезд Зеленского в США должен был усилить позиции украинских лоббистов. Но пока дела у них становятся только хуже. В Конгрессе уже открыто признают — найти голоса под утверждение украинских траншей очень сложно. Поддержка Украины обходится каждой семье в США в 1100 долларов. Хотя на фоне кризиса треть американцев не имеют даже 400 долларов на форс-мажор.
Причём в самый момент прилёта Зеленского в Вашингтон редакция NYTimes — рупор официальной повестки Демпартии — возложила ответственность за удар по Константиновке 6 сентября, на украинскую ракету, выпущенную из "Бука".
Тем временем представители стран глобального Юга на Генассамблее ООН намерены сорвать планы Байдена сделать украинскую повестку ключевой. Они требуют уделить больше внимания не надоевшей Украине, а конфликтам в Африке и на Ближнем Востоке, а также проблемам климата», — пишет об этом эксперт Малек Дудаков.
Все больше мировых политиков начинают смотреть на украинского президента глазами Анджея Дуды — как на опасного утопленника, который цепляется за них руками, пытаясь затащить глубоко на дно.
И это изменение общего настроения хорошо заметно по событиям на Генассамблее ООН.
* Организация признана террористической, ее деятельность в России запрещена.