Пассажиры нового аэропорта в Польше станут "живым щитом" для военной базы

В рамках нового гражданского транспортного хаба Польши запланировано создание военной базы, признали в правительстве страны. Это превратит его пассажиров в "живой щит", считают многие польские военные
Подписывайтесь на Ukraina.ru
Центральный коммуникационный порт (ЦКП) — это транспортный мегапроект нынешних властей Польши. Главная его составляющая — строительство абсолютно нового гражданского аэропорта, который будет расположен примерно в 40 километрах к юго-западу от польской столицы в направлении города Лодзь, рядом с автострадой Варшава — Берлин.
Также планируется, что ЦКП будет связан высокоскоростной железнодорожной магистралью с Варшавой и основными агломерациями Польши, до которых можно будет добраться за 2–2,5 часа, а в перспективе — с Берлином и Прагой. При этом первую очередь высокоскоростной магистрали Варшава — ЦКП — Лодзь должны запустить одновременно с аэропортом.
Олег Хавич: кто онУкраинский журналист, политолог, политический аналитик, собственный корреспондент издания Украина.ру в Восточной Европе
ЦКП призван заменить Варшавский аэропорт имени Фредерика Шопена, расширение которого невозможно из-за проживания в непосредственной близости от него сотни тысяч человек. Первоначально новый аэропорт должен был иметь две взлётно-посадочные полосы длиной в 4000 м, но в конечном итоге было решено увеличить их количество до четырёх.
Планируется, что на первом этапе аэропорт сможет обслуживать до 45 миллионов пассажиров в год (примерно в масштабах аэропорта «Берлин — Бранденбург»), а в конечном итоге — около 100 миллионов пассажиров, что сделает его самым загруженным в Европе. Для сравнения: до пандемии COVID-19 аэропорт Шопена обслуживал менее 19 миллионов пассажиров в год. То есть проект правительства, сформированного партией «Право и Справедливость» (ПиС), изначально имел оттенок Нью-Васюков.
Была в нём и политическая составляющая. В ПиС стали раскручивать этот проект в преддверии парламентских выборов 2019 года. За год до них сейм Польши принял специальный закон о ЦКП, но после второй подряд победы на выборах в правящей партии реализовывать свои обещания не спешили. И даже после июля 2022 года, когда был принят закон об оптимизации инвестиционного процесса ЦКП, строительство так и не началось, ведь до сих пор властям удалось переоформить права лишь на 850 из 2100 необходимых гектаров земли.
Олег Неменский: ЧВК "Вагнер" стала большим ужасом для Польши, чем тактическое ядерное оружие РоссииВ польском правительстве решили использовать "вагнеровцев" как повод для очередного запугивания населения. Это может мобилизовать на поддержку правящей партии часть ее электората, считает политолог Олег Неменский
Пока что в Варшаве делают ставку на добровольную (с соответствующей натуральной или денежной компенсацией) передачу частной и коммунальной земли под ЦКП. Но уже сейчас ясно, что достижение поставленной цели — завершение строительства хаба до конца 2027 года — придётся воспользоваться возможностью изъятия земельных участков для общественных нужд. А это гарантированно вызовет недовольство их собственников.
Скорее всего, именно поэтому уполномоченный правительства Польши по строительству ЦКП, замминистра региональной политики Марчин Горала решил надавить на патриотизм поляков. В недавнем интервью порталу i.pl чиновник заявил, что ЦКП является не только транспортным, но и оборонным проектом.
«В рамках ЦКП запланирована чисто военная составляющая, то есть военная база. Кроме того, ЦКП важен для широко понимаемой безопасности и устойчивости государства не только в военном аспекте. Это также значительное увеличение способности быстро принимать различные виды поставок, а также воинские части, перебрасываемые в Польшу», — сказал Горала.
Обосновывая необходимость военной базы в рамках ЦКП, он привёл пример аэропорта в Жешуве, который с начала 2022 года является главным хабом поставок западного вооружения и боеприпасов для Киева.
«Теперь у нас есть возможность перевозить всевозможную технику, боеприпасы и т. д., но это требует времени. Возможности этой системы ограничены, что лучше всего демонстрирует аэропорт в Жешуве, который полностью загрузила военная помощь для Украины, и он работает на 100% своих возможностей уже полтора года. Мы хотели бы в случае чего поучить ещё большую помощь в случае прямой угрозы Польше и чтобы она была доставлена ​​в течение десятка или около того часов, самое большее — в течение нескольких дней», — сказал правительственный уполномоченный по строительству ЦКП.
Идея такого использования крупного гражданского аэропорта не понравилась высокоранговым польским военным. В комментарии польскому порталу Fakt они прямо заявили, что это недопустимое смешение понятий.
«Замминистра Горала использует довольно цветистый язык, не совсем точный и профессиональный. Международное право о вооруженных конфликтах совершенно ясно говорит в этом вопросе, что расположение воинских частей, баз и всякого рода военных объектов рядом с общественными зданиями, такими как аэропорт, не является хорошим решением», — заявил генерал Мечислав Гоцул, бывший начальник Генерального штаба Войска Польского.
Зеленский разозлил Польшу, а Польша – Зеленского. Итоги 2 августаРастет напряжение между Киевом и Варшавой; на Украине рассказали о последствиях обстрелов; Путин и Эрдоган обсудили "зерновую сделку"
Он объяснил, что есть причина, по которой войска размещаются на окраинах городов. Делается это главным образом для того, чтобы в случае вооруженного конфликта мирные жители не попали под обстрел противника, который сначала захочет уничтожить военную инфраструктуру. Генерал не стеснялся в словах относительно того, кем в такой ситуации будут гражданские пассажиры, пользующиеся новым аэропортом.
«Международное право запрещает выставление щитов из живых людей. А эта идея может быть трактована именно как "живой щит"», — подчеркнул генерал Гоцул.
Сомнение у военных вызывает и необходимость назначения дополнительных аэродромов, которые можно было бы использовать для переброски войск по воздуху.
«Что касается переброски армии, то у нас в Польше имеется достаточное количество военных аэродромов, приспособленных для приема самых тяжелых самолетов, в том числе Globemasters. Мы использовали их, когда работали в Ираке и Афганистане, и у нас никогда не было с ними проблем», — сказал генерал Вальдемар Скшипчак, бывший командующий Сухопутными войсками Польши.
Это подтвердил и генерал Гоцул, добавив, что в случае нападения на Польшу союзные войска всё равно будут переброшены в немецкие или словацкие аэропорты. Он также указал, что есть достаточное количество аэропортов на юге и западе Польши, которые находятся вне досягаемости российских ракет.
К военным, шокированным идеей размещения военной базы на территории ЦКП, присоединились и оппозиционные польские политики. Депутат сейма Польши от «левых» Павел Крутуль, член парламентского комитета по национальной обороне, также опасается, что если на территории ЦКП будет военная база, то в случае войны она станет объектом нападения. Заявление министра Горалы он рассматривается скорее как некую политическую уловку.
По его словам, «Право и Справедливость» уже давно базирует свою предвыборную кампанию на вопросах обороны, потому неудивительно, что в неё включили и военный аэродром. «Их творчество неисчерпаемо, и они сосредоточены на тематике безопасности. Так что они вполне могут устроить в ЦКП и военный порт. А если кто-то будет против ЦКП, то он окажется "русской портянкой" (так польская пропаганда называет агентов Москвы. — Прим.)», — заключил депутат Крутуль.
Напомню, что в августе 2022 года международная правозащитная организация Amnesty International опубликовала доклад, в котором утверждала, что украинские военные подвергали опасности гражданское население, размещая вооружения в жилых районах, то есть фактически использовали мирных жителей в качестве «живого щита».
После нападок со стороны Киева представитель американского офиса Amnesty International сообщил, что «глубоко сожалеет о страданиях и гневе», которые вызвал доклад организации. При этом никакого воздействия на практику украинских военных документ не возымел, всё осталось по-старому. Возможно, именно поэтому Варшава как один из важнейших союзников Киева столь открыто анонсирует превращение в «живой щит» пассажиров будущего Центрального коммуникационного порта.
Рекомендуем