Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру.
По данным The Wall Street Journal, 5 и 6 августа в Джидде (Саудовская Аравия) состоится встреча представителей около 30 государств. В том числе страны Евросоюза, Великобритания, Индонезия, Египет, Мексика, Чили, Замбия, ЮАР и ряд других стран.
Предметом обсуждения станут 10 пунктов так называемой Формулы мира президента Украины Владимира Зеленского. Она предусматривает отвод российских войск до границ 1991 года. О гарантиях безопасности для России, которые являются задачами СВО, речь не идет.
- Фархад, что может Запад предложить в обмен на антироссийский курс странам БРИКС?
- Запад предложит всем этим странам отказаться от сотрудничества с нами, принять полностью украинскую сторону. Запад пытается консолидировать всех наших партнеров, страны, с которыми у нас выстраиваются прагматичные последовательные отношения.
Запад это прекрасно понимает, и не оставляет попыток нас изолировать - не оставляет их с самого начала спецоперации на Украине.
Но наши партнеры должны понимать, что нельзя обсуждать украинский кризис без участия России. Это невозможно, неприемлемо, ненормально. Все, что связано с Украиной, затрагивает сферу интересов российского государства.
Мы там присутствуем, уходить не собираемся, и весь мир должен это понять. В том числе и страны БРИКС и тем более арабские монархии Залива.
Формула мира на Украине должна обсуждаться с учетом того, что все цели СВО будут достигнуты. Запад это понимает, и использует все рычаги воздействия на наших партнеров в виде шантажа, экономического давления.
Те же монархии Залива могут испытать очень серьезные проблемы, если Запад перестанет в них инвестировать или введет санкции. Например, Саудовской Аравии будет очень непросто.
- Еще в марте Саудовская Аравия подписала меморандум о сотрудничестве с ШОС, а сегодня предоставляет площадку для антироссийских переговоров.
- Саудовская Аравия пытается представить себя как актора, который способен играть роль медиатора-переговорщика. Они хотят показать региону Ближнего Востока и всему миру, что способны быть эффективной переговорной площадкой, на которой будут обсуждаться сложные проблемы, такие как украинский кризис.
Они хотят показать американцам, что не отказываются от взаимодействия с ними. В последнее время американцы обвиняли саудитов в том, что они чрезмерно пренебрегают США и больше внимания уделяют восточному вектору, нежели западному. И Мухаммед ибн Салман (наследный принц Саудовской Аравии) хочет показать, что не с теми и не с другими, что он исходит из своих интересов.
Но эта площадка для переговоров в Саудовской Аравии нарушает правила игры, потому что не учитывает интересов России. И наверняка Эр-Рияд должен это прекрасно понимать, что если на этой площадке будут предприниматься решения о действиях, которые так или иначе нацелены на то, чтобы нанести ущерб России и ее интересам, это скажется на российско-саудовских отношениях.
Это не самый благоприятный сценарий, и он играет в пользу американцев, но у нас не останется другого выхода, кроме как пересмотреть некоторые аспекты наших взаимоотношений.
Нас с Саудовской Аравией сближает то, что мы договариваемся с ней в рамках ОПЕК+, когда снижение уровня добычи энергоресурсов сказывается на ценах на энергоресурсы, что приводит к раздражению Запада. Запад решил таким образом мстить.
А Саудовская Аравия хочет показать, что она на что-то способна, то есть она не ограничивается региональными особенностями и дискуссиями в рамках Ближнего Востока, а замахнулась на глобальные проблемы, которые находятся вдалеке от ее региона.
- В последние недели обострилась ситуация в причерноморском регионе после выхода России из зерновой сделки в связи с невыполнением обязательство по отношению к российской стороне. Западные СМИ сообщили о подготовке в Британии 2000 человек украинского спецназа, якобы предназначенного для вторжения в Крым "по суше, морю и воздуху". Как в Турции оценивают перспективу крупного конфликта у ее берегов?
- Турция старается вести себя дистанцированно. Она хотя и принимает активное участие в дискуссии по зерновой сделке, но, хотя я могу и ошибаться, Турция не будет поддерживать своих союзников по НАТО в горячем противостоянии с Россией, тем более если речь идет об Украине.
Они не хотят, чтобы у их берегов разворачивалась крупномасштабная война. Турки прекрасно понимают, что ситуация и так оставляет желать лучшего и может перейти к катастрофическому сценарию.
Поэтому Эрдоган надеется на то, что сможет договориться с президентом Путиным, а потому уже и с западными союзниками о том, что надо остудить свои головы, попытаться договориться, потому что ситуация - очень опасная.
Но Анкару вынуждают идти на горячие шаги, Эрдогана обвиняют в том, что он не совсем ведет себя по-союзнически, по-натовски, и вынуждают его идти на конфликт с Россией. При этом Эрдоган понимает, что его хотят использовать и как отработанный материал выбросить.
Анкара попытается дистанцироваться от новых столкновений между Западом и Востоком и проявить свою миротворческую инициативу. Но любые инициативы Турции оборачиваются крахом, мы видим это на примере зерновой сделки, когда изначально все было неплохо и в рамках интересов всех сторон, в том числе и российской.
А по результатам зерновая сделка нарушила правила игры и так или иначе нарушила вопросы безопасности на наших южных границах.
Турция понимает, что сейчас она - в очень непростом положении, и ей нужно выкарабкиваться из неприятной для нее истории. Но она будет вести себя более последовательно, так как не заинтересована в военном конфликте у своего побережья.