Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру.
По словам главкома ВМФ России, адмирала Николая Евменова специальная военная операция показала, что строить корабли нужно не просто быстро, а немедленно. Только в этом году российский флот пополнят 44 судна.
— Василий Алексеевич, следует ли ожидать, что роль флота возрастет в СВО?
— Эта роль несомненна сейчас. Я имею в виду мой родной Черноморский флот. Кстати, бригада береговой обороны, которая участвует в СВО и удостоилась звания гвардейской, — это бывшая бригада ВМС Украины (126-я отдельная гвардейская Горловская бригада береговой обороны. — Ред.). Ее личный состав в большинстве своем остался в Крыму в 2014 году.
Флот участвует в СВО во всех отношениях. Это и оборона главной военно-морской базы Севастополя, уничтожение воздушных и надводных беспилотников. Недавно наши корабли «Иван Хурс» и «Приазовье» уничтожили в общей сложности 9 морских дронов. И конечно, это удары по противнику «Калибрами», которые наносят именно корабли Черноморского флота.
Проблемы у флота в Черном море есть. Перебросить корабли для Черноморского флота невозможно: Турция закрыла проливы. Евменов об этом и говорит, потому что в этом году в строй войдут четыре корабля для Черноморского флота. Это три МРК (малый ракетный корабль. — ред.), оснащенные «Калибрами». На каждом корабле по 8 ракет. Это существенно повысит ударные возможности флота. И один из патрульных кораблей типа «Василий Быков», который может взять под охрану «Турецкий поток» и «Голубой поток». Слова главкома касаются не только Черноморского, который еще не сказал последнее слово в спецоперации, но и других наших флотов.
— А какая ситуация сложилась на Балтике?
— Американцы и подчиненные им страны хотят объявить Балтийское море натовским морем. Финляндия — член НАТО, на подходе Швеция. Они начинают форсировать строительство кораблей, увеличивать военные бюджеты. Датчане занялись строительством подводных лодок. Значит, для балтийского флота немедленно надо строить корабли небольшого водоизмещения. Увеличивать группировку ракетных кораблей с теми же «Калибрами», подтягивать подводные силы.
Учитывая особенно трепетное отношение США к Арктике, внимание нужно уделить Северному флоту, очень медленно строятся фрегаты 1-го ранга типа «Адмирал Горшков», вооруженные гиперзвуковыми ракетами «Циркон». Сейчас в строю два корабля, на подходе третий.
Это основные корабли дальней морской океанской зоны, которые необходимы для Атлантики. Севера и Тихоокеанского флота. Сейчас Япония посматривает на Курилы, и наши отношения с Китаем волнуют всех. То есть необходимо усиление именно на дальневосточных верфях.
18 июня 2023, 15:30История
Черноморский флот – 1918: "Сейчас вы сами видите, куда вас завели красные лозунги"Один из трагических эпизодов Гражданской войны, нашедший своё освещение в советском искусстве (пьеса Александра Корнейчука и фильм Александра Довженко "Гибель эскадры") – самозатопление Новороссийской эскадры Черноморского флота 18 июня 1918 года.Как ни крути, а эхо специальной военной операции, участие в ней флота, проецируется на запад, север и восток. То, что касается подводного флота, то «Севмаш», конечно, молодцы. К концу этого года в Северодвинске выйдет подводный ракетоносец проекта «Борей» «Император Александр III»", многоцелевая серийная подлодка «Красноярск», оснащенная крылатыми ракетами «Калибр», «Оникс», а в перспективе «Цирконом». Но надо подтягивать и строительство дизель-электрических субмарин проекта «Лада» и «Варшавянка».
Для этого нужны усилия конструкторских бюро, заводов и потребуется ужесточение дисциплины, чтобы не повторилась история с корветом «Проворный», передача которого в состав ВМФ из-за пожара отложена на годы.
— Каковы перспективы десантных операций на побережье Черного моря? Может ли Черноморский флот их проводить?
— В составе Черноморского флота есть большие десантные корабли. И их немало. Всему свое время. Часть нашей Херсонской области находится под оккупацией, а рядом священный русский город Николаев, а немного дальше и Одесса… Все будет зависеть от провала набившего уже оскомину украинского наступления, который постепенно переходит к боям местного значения.
— Какой вид оружия представляет наибольшую угрозу для черноморских кораблей? Чем может ответить противник?
— Морские дроны мы научились обнаруживать и уничтожать. Но противник тоже совершенствуется. В том числе и в этом направлении. Но мы восстановили подводную составляющую Черноморского флота, которая в 90-е годы была утрачена. В строю оставалась одна подлодка «Алроса», которая восстановила свою боеготовность. Я был свидетелем и участником этого процесса. Сейчас подводное соединение Черноморского флота контролирует акваторию.
Угрозу для флота представляют крылатые ракеты, которые Украине поставляют Великобритания, ФРГ и Франция. Главная головная боль натовцев — Севастополь и Крым. Конечно, нужно смотреть по сторонам и выявлять диверсантов, которые остались в наследие от киевского режима. Подавляющее большинство севастопольцев голосовали за возвращение в Россию. Но были и несколько процентов, которые были против. Есть над чем работать. Некоторые из беженцев, приехавшие в Крым, могли быть завербованы и террористом Будановым и его коллегами из СБУ. Бдительность надо проявлять и населению, и морякам.
— Насколько важен порт Одессы для контроля над всей акваторией Черного моря?
— Одесса сейчас главный порт для Украины, он участвует в зерновой сделке, туда идут суда из Болгарии и Румынии. Если не будет Одессы, Украина перестанет быть морской страной. Там сходятся логистические пути, неслучайно туда летят наши ракеты. С утратой Одессы противник лишится многого.
— Правильно ли я вас понял, что освобождение Одессы подведет черту под режимом Зеленского, потому что Украина потеряет выход к Черному морю?
— Режим Зеленского может прекратить существование и без освобождения Одессы. Вообще, в регионах Новороссии все не так просто. Одесса, Николаев и Севастополь — это не одно и то же в плане настроений общества.
Поэтому если говорить о санитарной зоне на Украине, то она должна быть гораздо дальше, чем Курск, Брянск, Белгород, Донбасс, Херсон и Запорожье, чтобы у врага не было возможности пакостить. В ту же Одессу могут зайти турецкие корветы.
Пока сейчас самое главное — превратить в пух и прах этот «контрнаступ», а потом освободить Донбасс вместе с другими новыми регионами.
— Вы упомянули Балтику, из которой Запад намеревается сделать внутреннее море НАТО. Как мы будем реагировать, если противник засеет ее акваторию минами, как это сделали немцы во время Великой Отечественной войны?
— Это будет уже война. Во время Великой Отечественной войны речь шла не только о минах. Немцы там поставили противолодочные сети. Когда в 1943 году наши подлодки там прорывались, то все они погибли. И в 1942 было много потерь, потому что они перекрыли Финский залив.
Так что это если НАТО пойдет на такой шаг, это будет означать объявление войны с очень большими последствиями, включая риск применения ядерного оружия.
Но различные провокации тоже возможны. Эстония уже пытается не пропускать российские суда из Санкт-Петербурга. А включение в состав НАТО Швеции и Финляндии еще сильнее обострит ситуацию.
Учитывая, что главные центры судостроения наших надводных кораблей находятся в Калининграде и Питере, нам надо укреплять силы на всей Балтике, чтобы наш флот имел возможность нанести ответный удар не только по кораблям противника, но и по суше. С дальностью поражения у нас проблем нет. Тот же «Калибр» стреляет на 2500 км.
Кстати, в Калининграде строятся модернизированные десантные корабли с водоизмещением в 8 тысяч тонн. Их тоже надо как можно скорее спускать на воду.
Я думаю, что Евменов поставил правильные задачи. Мы можем их быстро строить без ущерба качеству. У нас есть отработанные проекты корветов и фрегатов. В том же «Адмирале Горшкове» нам удалось устранить все проблемы с вооружением и радиоэлектроникой.