О том, что значит победа Реджепа Эрдогана на президентских выборах в Турции с геополитической точки зрения, изданию Украина.ру рассказал доктор экономических наук, политолог, юрист Ариф Эсин.
Глава ЦИК Турции объявил о победе Реджепа Эрдогана во втором туре президентских выборов. По данным Высшей избирательной комиссии, за Эрдогана проголосовали 52,14% избирателей, за его соперника Кемаля Кылычдароглу — 47,86%. Между двумя кандидатами был разрыв в 2 млн 153 тыс. 473 голоса. Явка превысила 85%, передает Al Jazeera.
— Ариф, как проходил второй тур выборов в Турции?
— Во втором туре действующее правительство Эрдогана получило те же голоса. Если сравнить с первым раундом, этого было достаточно для переизбрания Эрдогана.
Сейчас в Турции плачевная ситуация в экономике. Экономическая политика Эрдогана в этом плане не идет на пользу публичным финансам. В ближайшие дни мы увидим, изменится ли она или будет продолжаться.
— Какой будет новая политика Эрдогана?
— Никто не знает. Мы увидим.
— Вы ожидали, что Эрдоган победит?
— Нет, я не думал, что так будет. Европейские и американские источники не ожидали, что выиграет Эрдоган. А вот Россия предполагала победу и переизбрание действующего президента Турции. У самих турок в этом плане были ожидания 50/50.
— За счет чего Эрдогану удалось переиграть оппозицию? За счёт обещаний решить проблему курдов?
— Нет, я так не думаю. Эрдоган не обещал решить проблему курдов, поэтому они отдали голоса за Кылычдароглу. Оппозиция противостоит всему истеблишменту Эрдогана. В любом случае, кто бы сегодня ни пришел к власти, ему придется потрудиться над тем, чтобы решить проблемы экономики, о которых я сказал выше.
Эрдоган обещал туркам стабильность, а оппозиция говорила, что экономика находится на грани банкротства, нужны реформы (обещала повысить зарплаты, обеспечить пенсионеров). Но народ выбрал привычную стабильность.
— Насколько для победы Эрдогана сыграла поддержка со стороны Синана Огана во втором туре?
— Эрдоган имел одинаковое число голосов в первом туре с Кылычдароглу. Несмотря на то что Оган поддержал во втором туре действующего президента, избиратели первого проголосовали за оппозиционного лидера. Но этого оказалось недостаточно.
— Действующий президент будет править страной еще пять лет. Как изменится внешнеполитический курс Эрдогана?
— Я думаю, что ничего не изменится. У Турции очень хорошие отношения с Россией, и у нас всегда разные отношения с Европейским Союзом. Соединенные Штаты могут изменить позицию, при которой Байден поддерживает оппозицию.
В то же время американцы будут продолжать взаимодействовать с другими государствами, например с арабскими странами, с которыми у Анкары никогда не было хороших отношений. Это долгая история со времен Османской империи, вы знаете.
Я считаю, что для Турции важна внешняя политика, особенно хорошие отношения с Россией.
Я считаю, что для Турции важна внешняя политика, особенно хорошие отношения с Россией.
— Как Эрдоган будет выстраивать сотрудничество с Россией?
— У нас [Турции] хорошие экономические отношения с Россией, и они будут продолжаться, я думаю. Много русских людей приезжают сюда на отдых, мы импортируем из РФ газ и нефть. Кроме того, русские строят атомные подлодки прямо здесь.
— Как Эрдоган будет решать проблему с сирийскими беженцами?
— Он не хочет решать проблему сирийских беженцев, дает им гражданство и позволяет ассимилироваться в стране. Все сирийцы хотят приехать в Турцию. И они приедут. Может быть, лишь небольшое число вернется в Сирию — я не думаю, что Эрдоган выставит их за дверь. Беженцы в итоге останутся здесь, в Турции, где они живут не одно поколение, говорят по-турецки, воспитывают детей. Будет то же самое, что в Соединенных Штатах и во Франции.
— Усилит ли Анкара свое влияние на Украину после победы Эрдогана?
— Нет.
— Почему?
— Потому что у нас [Турции] есть баланс в позиции по Украине, эксплуатации зерновой сделки по импорту с Украины зерна, сжиженного газа и так далее. Владимир Путин поддерживает такую позицию. Кроме того, на Украине есть турецкий завод по производству небольших самолетов, двигателей, моторов.
— Что сегодня народ Турции думает о ситуации на Украине и турецко-украинских отношениях?
— Я думаю, что большинство граждан Турции принимают сторону России. Это драматично, когда речь идет о разрушениях на Украине. Это плохо с общечеловеческой точки зрения. Но политически большинство турок поддерживают Россию.
С англоязычной версией интервью можно ознакомиться здесь