Творческая команда, работающая над проектом – артисты, покинувшие Россию. Помимо Зыгаря*, это актриса Чулпан Хаматова, финансово помогающий ВСУ поэт Орлуша (Андрей Орлов), композитор и звукорежиссер Иван Любимов, писатель Дмитрий Быков*, звукорежиссер Клим Минт, аниматор Похлоняк Куляжский. Соавтор Зыгаря по проекту – кинорежиссер Илья Хржановский, для которого спекуляция на исторических темах не нова: он является автором скандального арт-проекта "Дау" о советском физике Льве Ландау.
Не менее острую общественную реакцию вызвал другой проект режиссера – мемориальный центр "Бабий Яр" в Киеве, открытый им вместе с мастером перфомансов Мариной Арбрамович. Правда, с этим проектом он угодил под шквал обвинений радикальной киевской публики, заявившей, что Хржановский пытался выставить украинцев "фашистами и нацистами".
Суть их нынешней совместной идеи – мультипликационные видеоролики о великих личностях российской истории. В данный момент их четыре: о полководце Александре Суворове, императрице Екатерине Великой, председателе Совнаркома СССР Владимире Ленине и великом князе Московском Иване III Васильевиче.
Сам Зыгарь описывает выбранных исторических персонажей следующим образом:
"Иван Третий - первый "собиратель земель русских", создатель первого крупного государства со столицей в Москве - для этого ему понадобилось завоевать Новгородскую республику. Вспоминая его историю, надо, наверное, задать вопрос: а нужны ли были все эти жертвы только ради того, чтобы Москва стала столицей империи."
"Екатерина Вторая считается просвещённым монархом, которая переписывалась с Вольтером. Впрочем, мало кто знает, что именно она решила превратить Россию в колониальную империю. И начала захватывать соседние государства - вроде Крымского ханства. А ещё уничтожила Запорожскую сечь и ввела в свободной до тех пор Украине крепостное право. Присмотримся к ней внимательнее (и не будем упрекать ее в сексуальной распущенности)."
"Ленин - очевидная фигура в ряду наших "исторических злодеев". Всего 40 лет назад он считался святым и едва ли не божеством - но внимательнее изучив его достижения, российское общество смогло-таки взглянуть на него более трезво. Это вселяет надежду, что подобное произойдёт и с другими "священными монстрами" Российской империи."
На многочисленные негативные комментарии под видео о Екатерине Второй о том, как автор представляет себе становление абсолютной монархии в XVIII веке (хотя, безусловно, законодательное закрепление крепостного права является более чем спорной страницей в истории екатерининской России, но любой житель украинского юга – Новороссии – обязан ей городом, селом и селением), Зыгарь в своем telegram-канале ответил так: "Друзья, пусть англичане, французы и американцы разбираются со своими историями, а мы будем - со своей".
Дмитрий Киселев задает закономерный (в концепции наследования национальной памяти и идентичности вопрос):
"Если все наши герои – злодеи, подонки, сукины дети – откуда мы взялись такие хорошие, с правом пригвоздить и извозить в грязи великих?"
Ответа на этот вопрос, разумеется, нет. Зато у Зыгаря есть еще один – бонусный – мультфильм о Екатерине Второй – там зачитан рэп на ту же самую тему: о феодальной несправедливости. И спору бы нет, но факт того, что действие происходит в век просвещённого абсолютизма, игнорируется автором напрочь.
Отдельного внимания заслуживает видео о Суворове. Во всей многообразной историографии до сих пор о Суворове едва ли кто-нибудь упоминал с порицанием: блестящий полководец своего времени, не проигравший ни одной битвы, не замеченный ни в одном скандале, реформировавший армию, заботившийся о простых солдатах. Претензии у либеральных "обличителей" к нему те же, что и к русским (и только русским!) монархам: устраивал кровавые походы, в крови утопил Польшу, был за свои "злодеяния" многократно награжден.
Одну из самых известных биографических книг о Суворове – "Историю князя Италийского, графа Суворова-Рымникского, генералиссимуса российских войск" прозаика, драматурга и критика Николая Полевого – критиковали за излишнюю свободу изложения и мифологизацию. Научной работе тех лет полагалось быть точнее и строже в высказываниях, а один из ведущих критиков страны, Виссарион Белинский назвал ее "жалкой и ничтожной компиляцией, составленной из газетных реляций".
Все дело в том, что литераторы многократно обвиняли Полевого в неприемлемом и непонятном тогда еще романтизме – в русской литературе он только лишь зарождался, а сам Полевой ввел в русский язык слово "журналистика", издавая в собственном журнале статьи и рецензии на пьесы, спектакли, литературные новинки – все, что интересовало писателя. Журнал, впрочем, был закрыт Николаем Первым за резкую критику императорского любимца Нестора Кукольника.
Приверженцы разных литературных направлений – Полевой и Белинский, в самом деле, различно видели развитие русской художественной литературы. "История князя Италийского…" не является биографической монографией в традиционном смысле – автор художественно описывает разные эпизоды из жизни полководца, дополняя их стихами Гаврилы Державина и литературными преувеличениями. Впрочем, Полевой не претендовал на историчность, а Белинскому крайне не понравились и иллюстрации – гравюры, сделанные Тарасом Шевченко.
Главная фигура украинской литературы, Тарас Шевченко к Суворову и другим великим русским полководцам относился совершенно иначе, чем Михаил Зыгарь и его коллеги по творческому цеху.
Звезда будущего корифея украинской романтической и народнической поэзии взошла в Санкт-Петербурге, где крепостному Шевченко была жалована вольная, а сам он обучен разным творческим навыкам, в том числе и живописи.
"Однажды тот же Энгельгардт увидел у Нечипоренка работу своего крепостного артиста, которая ему, верно, очень понравилась, потому что он начал употреблять его для снятия портретов с своих любимых любовниц, за которые иногда и награждал рублем серебра, не более", - в своей автобиографии писал он о годах, проведенных в столице, в художественной артели.
Решающую же роль в становлении Шевченко-художника сыграло знакомство и многолетняя дружба с русским живописцем Карлом Брюлловым, который стал его наставником в Академии художеств. Гравюра стала основным живописным направлением для Шевченко, хотя владел он и акварелью: в 1860 году бывший крепостной получил звание академика по гравированию меди, и в эти же годы он работал над составлением и иллюстрированием украинского букваря и учебника по арифметике. По одной из версий, его не стало именно там, за работой, в художественной мастерской. Завершить детские учебники Шевченко не успел.
Однако успел проиллюстрировать не только книгу Полевого о Суворове, но и другой его очерк – о русских полководцах, среди которых Шевченко изобразил императора Петра Первого, Михаила Кутузова, Петра Румянцева-Задунайского – генерал-губернатора Малороссии, светлейшего князя Варшавского Ивана Паскевича, светлейшего князя Александра Меншикова, и создателя Новороссии – князя Григория Александровича Потёмкина Таврического.
Среди других работ Шевченко-художника исследователи отмечают бесчисленные акварели, зарисовки, карандашные наброски и жанровые этюды на тему украинского крестьянского быта. Особенно любил он работать в технике офорт – глубокой печати, любимой и немецким живописцем эпохи Возрождения Альбрехтом Дюрером.
Пожалуй, самое известное его живописное творение – картина "Катерина" - иллюстрация к его собственной одноименной поэме. Однако мало кто знает, что писать женские тела Шевченко любил, картины его высоко оценивал и хвалил Брюллов, а среди героинь встречались не только крепостные украинские девушки, но исторические персонажи (Мария из "Полтавы" Александра Пушкина), библейские, и просто обнаженные натуры.
Отдельное место в живописном наследии Шевченко занимают его автопортреты, выполненные им в самых разных техниках. Человеческие тела, позы, жанрово обыгранные сценки – во всем этом Шевченко нередко изображал себя – то увлеченным юношей, читающим что-то своим товарищам, то проигравшимся в карты мещанином, то селянином из родных краев.
*Лица выполняют функции иноагентов в РФ