Поначалу премьер Армении предлагал Баку просто признать территориальную целостность друг друга. Азербайджанская сторона в ответ потребовала от него во всеуслышание объявить Карабах азербайджанским.
Потом Пашинян заявил, что Армения признаёт принадлежащей официальному Баку территорию площадью 86,6 тыс кв. км, что де-факто подразумевало признание азербайджанской принадлежности Нагорного Карабаха.
И вот Пашинян подтвердил, что та территория, которую Армения готова признать за Азербайджаном, включает в себя и НКР, добавив, правда, что «вопрос прав и безопасности армян Нагорного Карабаха должен обсуждаться в формате Баку — Степанакерт».
В Степанакерте ранее уже обвиняли власти Армении в том, что её действия «фактически созвучны» официальной позиции Азербайджана, который, согласно заявлению Национального собрания Нагорно-Карабахской республики, стремится к её окончательной деарменизации.
Ильхам Алиев, в свою очередь, заявлял, что карабахские армяне должны либо принять азербайджанское гражданство, либо покинуть регион.
В целом в Баку считают, что судьба армянского населения Карабаха является исключительно внутренним делом Азербайджана, и не собираются ни с кем её обсуждать. Там так же не намерены предоставлять региону никакого особого статуса.
Очевидно, что Карабах в таких условиях в обозримой перспективе перестанет быть армянским. Армянское население и так уезжает оттуда — равно как и из самой Армении.
Помимо этого, российским миротворцам, размещённым там по итогам войны 2020 года, тоже придётся покинуть Карабах: если Баку и Ереван заключат мирный договор, то причин для продления их мандата не будет.
Именно этот момент — вытеснение России из Закавказья — на самом деле и является центральным как для нынешних властей Армении и Азербайджана, так и для западных стратегов.
Фактически Россия оказалась в ситуации, практически все участники которой (Баку и Анкара с одной стороны, Пашинян и его западные покровители — с другой) играют на стороне её противников.
Российские миротворцы, дислоцированные в регионе, с самого начала оказались в уязвимом положении. Ситуация обострилась после начала СВО: провокации следовали одна за другой, а в конце прошлого года азербайджанские боевики под видом «экоактивистов» заблокировали контролируемый миротворцами Лачинский коридор, связывающий Карабах с территорией Армении.
А недавно ВС Азербайджана установили там свой КПП, таким образом фактически легализовав блокаду.
Всё это время армянские власти регулярно заявляли о несостоятельности действий России в регионе. Пашинян называл работу миротворческой миссии неэффективной, грозил выходом из ОДКБ, а в армянском обществе велась активная медиакампания, целью которой было вызвать тотальное разочарование населения в политике Москвы и в её возможностях.
Кроме того, официальный Ереван явно считал, что основными модераторами в деле урегулирования карабахского конфликта должны быть западные страны.
Очевидно, что Россия, чьи основные усилия сосредоточены на проведении СВО, не может пойти на полномасштабный конфликт с коалицией, состоящей из Турции и Азербайджана.
Однако это не отменяет того факта, что армянские власти не то что даже не пытались бороться за Карабах — они его сдавали сознательно и последовательно, и финал этого процесса в виде заключения мирного договора между Ереваном и Баку, судя по всему, уже не за горами.
Более того, уже после катастрофы 2020 года Пашинян успешно переизбрался на свою должность — то есть кредит доверия среди армянских избирателей он не растерял.
Политическая судьба нынешнего премьер-министра Армении может сложиться очень по-разному. Вполне возможно, после окончательного перехода Карабаха под контроль Азербайджана его карьера закончится.
Но произошедшего это уже не отменит. Эту часть Закавказья будут контролировать Запад и Турция. В Армении при этом продолжит усиливаться русофобия, каким бы ни был следующий правящий режим.
Таким образом, уже очевидно, как будет выглядеть политическое наследие, которое оставит за собой Никол Пашинян. Впрочем, тем, кто интересуется ситуацией в регионе, это было очевидно с момента его прихода к власти.