История

Сергей Иванов: актёр двух ролей

Подписывайтесь на Ukraina.ru
Сергей Петрович Иванов, но вся страна чаще всего звала этого человека "Кузнечиком" или "Лариосиком". Роли в знаковых советских фильмах "В бой идут одни старики" и "Дни Турбиных" стали для него одновременно и путёвкой в жизнь, и проклятием.
Родился он 22 мая 1951 года, в семье настоящих киевских интеллигентов.
Его дед по материнской линии — Михаил Андреевич Жовтобрюх — был известнейшим в республике лингвистом-исследователем украинского языка, составителем долгое время (и, возможно, даже по сей день) востребованного учебника "Курс сучасної української мови". Отец актёра — Пётр Фёдорович Иванов — пользовался в городе популярностью, как признанный поэт и переводчик, некоторое время он даже возглавлял отдел культуры ЦК КПУ. Мама, Жанетта Михайловна, работала учёным-химиком. Родившаяся на 13 лет позже его сестра — Леся Пиша (Иванова) — стала художницей.
Родители всячески поощряли в мальчике его творческие задатки. Когда дело стало близиться к окончанию школы, ректор Киевского театрального института им. Карпенко-Карого спросил старшего Иванова, почему он не хлопочет о зачислении своего сына. Тот ответил: "А зачем? Пускай сам поступает". Сергей, действительно, поступил сам.
В институте Сергей познакомился с известным советским актёром Лесем Сердюком, с которым дружил до конца жизни, хотя тот и был старше на 10 лет.
В 19 лет Иванов женился на однокласснице. Брак продлился буквально три месяца, после чего пара "разбежалась". Сергей вернулся обратно в отчий дом.
"Тревожная молодость": киевский старт блестящего режиссерского дуэтаВ 1951 году через несколько дней после приёмки у молодых режиссёров Александра Алова и Владимира Наумова фильма "Тарас Шевченко" (они доснимали его за рано ушедшим из жизни Игорем Савченко) их поздно ночью вызвали в Комитет по делам кинематографии. Его председатель Иван Григорьевич Большаков сообщил, что работать их распределяют в Киев
На профессиональном поприще, в отличие от личной жизни, дела шли намного лучше. Уже на первом курсе юноше удалось сыграть эпизодическую роль в фильме "Улица тринадцати тополей" (1969). В следующем году последовала более крупная работа — он играл молодого поэта Павла Тычину в фильме "Семья Коцюбинских" (1970). К окончанию учёбы в его активе уже было семь ролей.
Получив диплом, Иванов стал работать штатным актёром Киевской киностудии им. Довженко. Звёздным для него стал 1973 год.
Сначала его учитель — Николай Мащенко — пригласил его в свой 6-серийный минисериал "Как закалялась сталь" (1973-1975). С этой историей связан небольшой курьёз. Николай Павлович попросил Сергея прочесть первоисточник и обратить внимание на одного из героев — Сергея Брузжака. После того, как Иванов ознакомился с романом, он сообщил Мащенко, что такого персонажа в книге вообще нет, зато есть отличный герой — Тюленин, которого он и хотел бы сыграть. Оказалось, что каким-то невероятным образом актёр всё перепутал, и вместо романа "Как закалялась сталь" прочитал "Молодую гвардию". Роль Брузжака он всё-таки сыграл.
Одновременно в руки Иванова попал сценарий Леонида Быкова к фильму "В бой идут одни старики".
Сергей буквально влюбился в роль молодого неопытного лётчика Александрова — "Кузнечика". Он писал в своих воспоминаниях:
"Я не верил в переселение душ, пока не прочёл сценарий "В бой идут одни "старики". Ведь это я, и только я, каким являюсь сейчас и каким себя ощущаю — тот "желторотик" из 1942-го…"
"Будьте же людьми!" Фильм Леонида Быкова, который никто не увиделВ детстве Леонид Быков мечтал стать летчиком. Ведя воздушный бой, управляя крылатой машиной, — мечта многих мальчишек и девчонок тех лет, — защищать от захватчиков Родину
Иванов узнал, что Быкову разрешили снимать фильм, и он набирает актёров. Подкараулив режиссёра на проходной киностудии, Иванов, чуть ли не безапелляционно, ему заявил: "Я буду у Вас играть". Сначала Леонид Фёдорович не придал его словам особого значения — он уже планировал на роль "Кузнечика" Владимира Конкина. Однако тому что-то не понравилось в сценарии.
Радость от утверждения в роли переполняла актёра и потом. Он словно потерял голову: прыгал на съёмочной площадке, неудачно шутил и умудрялся попадаться на глаза Быкову по 7-10 раз на дню. Позже Иванов вспоминал:
"В 1979-м я вдруг подумал: что было бы, если бы не я, а другой актёр играл Кузнечика? И не я, а он жил бы в родной мне второй эскадрилье? И не меня, а его отчитывал любимый командир за поступок, а может, за преждевременную смелость? И не на меня, а на него постоянно был устремлён взгляд умных глаз режиссёра, по которым я читал, что делать в кадре? Нет, этого просто не могло произойти, не могло случиться. Я знаю, что Кузнечик — это я, я — больше никто. Это моё обретение себя в этой роли. Внезапное, неожиданное".
Эту киноленту только в кинотеатрах посмотрели 44,3 млн. зрителей. Она принесла государству многомиллионную прибыль. А ведь на её постановку вместо запланированной 381 тыс. рублей Быков истратил всего 325 тыс. 6 февраля 1974 года был издан приказ о выплате денежного вознаграждения 39 создателям "Стариков…", в том числе Леониду Быкову (200 рублей премии), актёрам А. Смирнову, В. Талашко и С. Иванову (по 50 рублей) и т.д.
К актёру пришло признание и настоящая народная любовь. Была у этого и обратная сторона медали, к нему навсегда приклеилось амплуа интеллигентного, утончённого, юморного военного и прозвище "Кузнечик".
«Вокруг Булгакова»: как Лариосик похуделКогда МХТ им. Чехова ставил «Белую гвардию», режиссёр Сергей Женовач взял на роль Лариосика необъятно толстого Александра Семчева, памятного по роли губернатора в фильме «День выборов». Публика была шокирована и даже, кажется, возмущалась – уж очень резким был контраст с хрестоматийным Сергеем Ивановым
Сразу же после "Стариков…" Сергей сыграл ещё в одном популярнейшем советском сериале "Рождённая революцией" Григория Кохана, о советской милиции. Уже в этом веке режиссёр признавался, что жалеет, что снял Иванова только один раз — у актёра были очень выразительные глаза, которыми он мог сыграть роль практически без слов.
В 1976 году Владимир Басов предложил Иванову роль Лариосика в своей экранизации пьесы Булгакова "Дни Турбиных". Сергей отнёсся к этому предложению очень ответственно. Он тщательно готовился, выучил наизусть не только свои реплики, но и весь сценарий, и превзошёл все ожидания режиссёра, тот был крайне доволен его работой.
На съёмочной площадке Иванов однажды очень жёстко пошутил над Лановым — смеялась вся съёмочная группа. Лановой же шутки не оценил, и после этого никогда не подавал Иванову руку.
Именно роль в "Днях Турбиных", а не в "Стариках", Сергей считал своей лучшей работой. Она была более глубокой, более тонкой, более драматичной. Актёр надеялся, что после Лариосика его начнут приглашать на серьёзные драматические роли, но фильм на 10 лет положили "на полку".
Тем временем на съёмках в Ялте Иванов познакомился с красавицей-балериной Валентиной Недоступ. Сергей снова женился, но и второй брак не принёс ему счастья. Иванов частенько выпивал, и дома это нередко вызывало конфликты. Кончилось тем, что жена ему сначала изменила, затем ушла к другому.
Иванов тяжело переживал, искал успокоения в творчестве, но его не было. Все предлагаемые ему работы эксплуатировали его типаж, или прямо походили на "Кузнечика". Он отказывался от одного предложения за другим.
Если раньше, получая роль, Иванов отмечал её шампанским, то теперь каждый отказ он в одиночестве запивал водкой. Особенно его уязвила 15-секундная бессловесная роль камео в фильме Романа Балаяна "Полёты во сне и наяву" (1983). Иванов запил с новой силой.
Всё изменил случай.
Однажды во время увеселительной поездки на теплоходе актер познакомился со скромной студенткой пединститута Ларисой. Всего через два месяца они стали мужем и женой.
Был 1986 год, как раз взорвался Чернобыль, и молодожёны сбежали из Киева в Одессу, где и провели свой медовый месяц. По возвращении оказалось, что пара ждёт ребёнка. Вскоре на свет появилась Мария, которую Иванов назвал в честь своей бабушки. Он наконец-то обрёл семейное счастье… Но тут пришла Перестройка.
Сергея снимали всё реже, и реже. Иванов поступил на режиссёрские курсы в Москве, написал сценарии к лентам "Из жизни Потапова" и "Детонатор".
Грустный фанфарон Ролан Быков. Киевлянин, знаток детских душ и скоморошьих повадок
В 1991 году Сергей снял собственный кинофильм "Медовый месяц". Финансирование обеспечил какой-то западно-украинский банк, по крайней мере так Сергей всем рассказывал. Съёмочная группа жила шикарно — номера-люкс, икра вёдрами, шампанское — рекой. Официально режиссёром был приглашённый Ивановым Роман Балаян.
В одной из сцен герой Иванова — бомж — ходил по ялтинскому рынку и воровал продукты. Съёмку вели скрытой камерой. Чтобы уберечь актёра от возможного гнева продавцов, на случай его поимки рядом дежурил милиционер. После начала съёмок к блюстителю порядка подошли две женщины-продавщицы и попросили, чтобы в случае, если Иванова поймают, тот его не наказывал. В то время многие актёры спивались, и некоторые даже бомжевали. Вот они и подумали, что любимый всем народом "Кузнечик" тоже не "вписался в рынок".
Фильм свой Иванов так нигде и не показал. Отснятый материал забрали инвесторы, и где он находится сейчас, достоверно неизвестно.
Иванов снова запил, "Кузнечик" неожиданно оказался никому не нужен. 15 рублей в месяц — такой была бюджетная помощь киностудии Довженко своим актёрам.
Со временем Сергей всё-таки смог взять себя в руки, поняв, что не имеет права спиваться — у него на руках были молодая жена и дочь. Он стал вести творческие концерты, корпоративные вечера. В 1995 году Сергей пообещал жене, что больше не будет пить, и сдержал своё слово.
Со временем Сергей устроился работать на телевидении, снимал передачу "Наши за границей" об эмигрировавших за кордон актёрах. В 1997 году ему предложили сыграть в фильме "Две Юлии". Работа ему не понравилась, но очень уж хотелось вновь почувствовать себя актёром.
Михаил Светин: король эпизода советского комедийного киноЕсть целая когорта советских актёров, которые не сыграли громких главных ролей, чьи имена не гремели на шумных премьерах и чьи лица не смотрели на прохожих с ярких киноафиш, но их знала и любила вся страна. К числу таких народных любимцев, безусловно, относится родившийся ровно 90 лет назад в самом центре города Киева герой нашего рассказа
В это же время он стал работать советником по культуре министра финансов Игоря Митюкова (1997-2001). Благодаря ему Иванов нашёл средства на телепроект об украинских замках "Джерела України" с элементами игрового кино, как у британского канала ВВС. Он там был и режиссёром, и продюсером, и актёром-ведущим в кадре и за кадром. Планировалось 26 серий, но успел он снять только одну.
В 1998 году президент Леонид Кучма подписал указ и лично поздравил актёра с присвоением ему звания Народного артиста Украины. После этого Иванов тоже в шутку сказал жене: "ну всё, место на Байковом мне обеспечено".
Утром 13 января 2000 года у Сергея Петровича случился инфаркт. Киевские врачи двое суток отчаянно боролись за его жизнь: Иванов трижды пережил клиническую смерть, его сердце перезапускали одиннадцать раз, но на двенадцатый оно остановилось навсегда…
Сергея Петровича действительно, как и давшего ему "путёвку в жизнь" Леонида Быкова, похоронили на Байковом кладбище. Его надгробный памятник является местной достопримечательностью. Другой памятник, в образе Лариосика, ему поставили в Житомире благодарные жители города. Но самыми известным и самым долговечным монументом стали созданные им в кино образы его героев, из которых наиболее востребованными и поныне остаются всё те же "Кузнечик" и "Лариосик".
Памятник Лариосику в Житомире
Рекомендуем