История

Яков Головацкий: галичанин, который остался русским

Подписывайтесь на Ukraina.ru
Пожалуй, самым ярким явлением культурной жизни Галичины конца XIX века была деятельность объединения "Русская троица" и изданный ею альманах "Русалка Днестровая". Современных украинских студентов этот факт вводит в оторопь (обойти его никак не получается) и преподаватели объясняют им, что группа и альманах были украинскими, просто слова такого тогда ещё не придумали. Последнее – правда, тогда население Галичины называло себя русинами. А вот первое...
13 мая 1888-го в Вильне умер один из создателей львовской литературной группы "Русская Троица" Яков Головацкий. Из всей группы только он до конца жизни остался верен идее единства русского народа.
Головацкий родился 17 октября 1814 года в селе Чепели (ныне Бродский район Львовской области). Род Головацких (по-польски Гловацких) происходил из города Николаева Стрыйского уезда. По семейному преданию, они были выходцами из шляхты герба Прус. Дед Якова, Иван, был бургомистром Николаева, а его отец Фёдор, греко-католический священник, женился на дочери коллеги Василия Якимовича и поселился в Чепелях. Фёдор Головацкий недолюбливал поляков и хорошо относился к России, но при этом оставался австрийским патриотом.
В доме Головацких общение велось преимущественно на польском языке, но с детьми родители всегда говорили на русинском. В четыре года мать начала учить сына чтению – но лишь по-польски.
В 1825 году, после окончания начальной школы, Яков Головацкий поступил во вторую, так называемую Доминиканскую гимназию во Львове. Он пристрастился к чтению, запоем читал книги на немецком и польском, а затем на деньги, которые иногда дарил ему дед, начал покупать книги русских писателей – Котляревского, Державина и других. Именно тогда он выучился читать по-русски благодаря русскому букварю, который ему подарил дьяк Домбровский.
«Мы, галицкие русские, принадлежим к великому русскому народу». Борьба за филологию во Львовском университете13 сентября 1848 года русины получили лишь малую долю того, на что претендовали во время «Весны народов». Университетская кафедра - это, конечно, немало, но требовали они намного большего
Стоит отметить, что в годы юности Головацкого особой конфронтации между русинами и поляками в Галичине не было, они вместе идеологически противостояли немцам, причём иногда дело доходило до драк по политическим вопросам. Но впоследствии отношения между поляками и русинами начали осложняться. Поляки мечтали о возрождении Польши, русины же видели своё будущее с Россией. Ещё более накалились отношения во время Польского восстания в Российской империи 1830-31 годов. Студенты-поляки собирали деньги, оружие и припасы для повстанцев, некоторые сами переходили границу и присоединялись к восставшим. Русины же с радостью восприняли поражение восстания.
В 1832 году Головацкий окончил гимназию и поступил на философский факультет Львовского университета. Он с упоением читал книги по истории и языкознанию, преимущественно славянскому и русскому. Самостоятельное изучение русского языка было трудным занятием, учитывая то, что по грамматике Яков смог найти только одну книгу – немецко-русскую грамматику Гейма. Кроме того, он нашёл и переписал весь сборник малорусских песен Максимовича.
Его интерес к русскому языку заметил студент второй коллегии университета Маркиан Шашкевич, который имел сходные увлечения, и предложил объединиться в литературный кружок. Он познакомил Головацкого с ещё одним русином – Иваном Вагилевичем, и так во Львове возникла литературная группа "Русская Троица".
Первый её рукописный сборник "Сын Руси" (1833) открывался стихом Шашкевича "Слово до читателей руського язика". А изданный "Русской Троицей" в 1837-м в Будапеште (во Львове его запретила цензура) альманах "Русалка Днѣстровая", пронизанный идеей славянского единства, был напечатан русским шрифтом ("гражданка") с использованием русинского фонетического правописания.
К тому времени Яков Головацкий успел поучиться в Кошицкой академии и Будапештском университете, где завёл знакомство со знаменитым панславистом Яном Колларом, и вернуться в Галичину, – сначала на философский, а потом на богословский факультет Львовского университета, который окончил в 1841 году.
День в истории. 2 сентября: родился «предатель» «Русской троицы»2 сентября 1811 года родился Иван Вагилевич - один из создателей и ключевых фигур «Русской троицы» - галицкого кружка, который стал предтечей всех как русофильских, так и украинофильских течений в Австро-Венгрии. В отличие от остальных членов троицы, Вагилевич впоследствии от своих взглядов отрекся
В 1842 году он был рукоположён в священники греко-католической церкви и получил назначение приходским сотрудником в село Микитинцы. Яков Головацкий тяжело пережил смерть Маркиана Шашкевича, который с 1838 года тоже был священником, и умер в нищете в 1843-м. Позже Головацкий издал "Читанку для детей" Шашкевича (1850), а в своих воспоминаниях (1885) писал о Маркиане Шашкевиче как об одном из самых смелых и деятельных участников русского движения в Галиции первой половины XIX века.
В Микитинцах, а позже в селе Хмелевая, где Яков Головацкий получил свой приход, он активно работал над литературными произведениями. Книга "Венок русинам на обжинки" была издана в Вене в 1846 году его братом, Иваном Головацким, на средства князя итальянской Лукки, а подписанная псевдонимом Гаврило Русин" брошюра "Zustände der Russinen in Galizien" ("Положение русинов в Галиции") – в Лейпциге в 1847-м.
В мае 1848 года окончательно разошлись его пути с оставшимся в живых членом "Русской Троицы" Иваном Вагилевичем, который "отказался от увлечений молодости" и перешёл в польский лагерь. Вагилевич стал одним из ключевых деятелей созданной галицкими поляками организации "Русский Собор", объединявшей русинов про-польской ориентации, и главным редактором её издания – Dnewnyk Ruskij.
Русская троица Маркиан Шашкевич, Яков Головацкий и Иван Вагилевич
Сам же Яков Головацкий вошёл в состав Главной Русской Рады, которая настаивала на размежевании русинов и поляков, а самих русинов провозгласила частью великого русского народа. Головацкий был одним из главных организаторов "Собора русских учёных", прошедшего во Львове в октябре 1848 года, и прочитал на нём доклад "Дискуссия о языке южно-русском и его наречиях".
В декабре 1848 года Яков Головацкий был назначен первым руководителем кафедры русинской филологии Львовского университета, созданной тремя месяцами ранее. Позже его критиковали за то, что в преподавательской деятельности Головацкий перешёл от "народного языка" (на самом деле смеси русинского и польского) к так называемому "язычию" – смеси русинского, церковнославянского и русского языков. Сам же учёный писал, что "не на утлом дереве самого простонародного языка построим храм народного просвещения".
Дело в том, что в 1840-х народный язык галицких русинов содержал не более 700 оригинальных слов ежедневного употребления, и для написания литературных произведений не было иного выхода, кроме создания новых слов на основе церковно-славянского языка. Таким образом, тогда образованная часть русинов говорила на языке, весьма близком тогдашнему русскому, и стремление Головацкого обучать студентов именно ему было для учёного естественным.
Но это уже тогда вызывало нападки предтеч Фарион и Ницой, о которых Головацкий писал: "люди такъ задерливы, что не могутъ воздержати ся от гнева, если кто небудь напишетъ вместо якъ – какъ, или вместо що – что, и тем подобныя безделицы или дурницы".
Несмотря на нападки коллег, профессор Яков Головацкий сделал блестящую академическую карьеру: в 1858 году стал деканом философского факультета, а в 1863-1864 годах был ректором Львовского университета. Головацкий был откровенным москвофилом и не скрывал своего сотрудничества с Россией, в частности, добивался российских стипендий для своих студентов, которые позже становились школьными преподавателями в Холмщине (часть нынешней Польши, тогда территория Российской империи).
«Новая эра» Галичины. Как граф Бадени нанес удар по москвофилам и сделал Грушевского профессором175 лет назад, 14 октября 1846 года, родился граф Казимир фон Бадени, позже императорский наместник в Галичине. Он пытался примирить русинов с поляками и начать в крае «новую эру», но она продержалась меньше четырёх лет.
Однако роковую роль в жизни этого учёного сыграли не какие-то реальные действия в пользу России, а конфликт с императорским наместником Галичины, поляком Агенором Голуховским.
Граф Голуховский писал на профессора Головацкого доносы в Вену, организовал несколько обысков в его доме и дисциплинарное разбирательство против учёного в университете. Собственно, это была часть разворачивающейся по всей Австро-Венгрии кампании против москвофилов. Хотя в 1866-м университетская комиссия признала невиновность учёного, решение его судьбы было перенесено в Вену. Головацкий пришёл к выводу, что в России ему будет лучше.
Тем более, что в том же 1866 году он удостоился, в частности, звания члена Императорского общества в Петербурге, степени доктора Новороссийского университета, члена общества любителей российской словесности в Москве, а также золотой Уваровской медали, Уваровской премии в 500 рублей за сочинение "Народные песни галицко-русского народа", и Высочайшей благодарности за поднесение Государю Императору этой же книги.
В 1867 году Яков Головацкий в составе славянской делегации принял участие во Всероссийской этнографической выставке в Санкт-Петербурге, на которой произнёс речь о русском национально-культурном единстве и славянском объединении, а 14 мая 1867 года встретился с императором Александром II. Всё это в Австро-Венгрии было воспринято как признак притязаний России на славянские земли империи и демонстрацию австрийскими славянами готовности принять российское подданство, что усилило гонения на Головацкого.
В июле 1867 года учёный принял решение уехать в Россию, причём сделал это с согласия властей Австро-Венгрии. Он обосновался в Вильне, и с декабря 1867 и до самой смерти 13 мая 1888-го работал председателем Виленской археографической комиссии.
Примечательно, что генерал-губернатор Виленской губернии Александр Потапов поначалу воспринимал Головацкого исключительно как эмигранта и иноверца, и даже пробовал выслать его обратно, но благодаря вмешательству министра народного просвещения графа Дмитрия Толстого проблема разрешилась. Головацкий вместе со своей семьёй принял российское подданство и перешёл в православие, ранее сложив с себя сан греко-католического священнослужителя. Он получил чин статского советника и признание своей академической карьеры во Львовском университете с 1848 года.
Как Галичина стала частью Русского мираСейчас Галичина справедливо считается монолитно-прозападным регионом, последовательно выступающим против России и всего русского. Однако так было не всегда. Во времена пребывания в составе Австро-Венгерской империи галичане называли себя русинами, а в политическом плане были ориентированы на Москву
Учёный продолжил заниматься этнографией, историей, географией и лингвистикой, издавать статьи и монографии, в частности, "Исторические сведения о Буковине" (1869) и "Об исследовании памятников русской старины, сохранившихся в Галиции и Буковине" (1871).
С 1871 года Головацкий являлся председателем временной комиссии по устройству Виленской публичной библиотеки и музея, членом распорядительного комитета Западного отдела Императорского русского географического общества в Вильне, а также членом попечительского совета в Виленском округе.
Как было отмечено в изданной в 1879-м в Санкт-Петербурге "Истории славянских литератур", Головацкий "в последнее время своей деятельности ревностно проповедовал единство русской народности от Карпат до Камчатки". Потому мы не удивимся, если улицы его имени во Львове и других городах Галичины будут переименованы в рамках кампании "дерусификации", а "Русскую троицу" из учебников вычистят, дабы не смущать ум студентов.
Рекомендуем