Ее авторы проанализировали последствия масштабной санкционной кампании против Москвы, которая продолжается уже более года с участием всех стран западного блока. И пришли к выводу, что эта экономическая атака закончилась провалом, не достигнув ожидаемых результатов.
«Запад начал свою санкционную войну с преувеличенным ощущением собственного влияния во всем мире.
План ведения экономической войны с Москвой вызывал финансовый шок и благоговейный трепет в невиданных ранее масштабах. Согласно теории авторов этой стратегии, путинская Россия должна была обнищать, полностью разориться и капитулировать», — напоминает Spectator.
Однако британские журналисты констатируют: экономические рестрикции не смогли разрушить российскую экономику.
Ровно год назад аналитики Международного валютного фонда прогнозировали, что она сократится примерно на 9%, но этого обвала не произошло. А сейчас МВФ прогнозирует, что экономика России продемонстрирует в этом году небольшой рост — невзирая на санкции, которые гораздо сильнее ударили по Европе, обернувшись ростом инфляции.
The Spectator поясняет этот провал высокомерием американской и европейской элиты.
Политические лидеры в Брюсселе и Вашингтоне не ожидали, что большинство стран мира не станут присоединяться к крестовому походу против Москвы. А это нейтрализовало попытки парализовать экспортные поставки российских энергоносителей.
Российский газ и российская нефть активно продаются на мировом рынке и продолжают поступать в Европу через посредников.
«Запад вступил в санкционную войну с гипертрофированным ощущением собственного влияния на весь мир...
Вскоре стало ясно: если Запад готов вести экономическую войну против России, то остальной мир участвовать в ней не желает. Когда снизились объемы экспорта нефти и газа в Европу, Москва очень быстро увеличила поставки в Китай и Индию.
Еще хуже другое обстоятельство. Часть экспортируемой в Индию российской нефти перенаправляется в Европу. На это указывает увеличение количества танкеров, везущих нефтепродукты из Индии через Суэцкий канал.
Российская экономика не разрушена. Она просто перестроилась, переориентировалась на восток и юг, а не на запад», — пишет Spectator.
При этом произведенные в Европе товары тоже продолжают поступать на российский рынок, проникая туда через третьи страны. Расследование немецкой газеты Bild установило, что импорт немецких автомобилей в Казахстан увеличился в прошлом году на 507%, а в Армению — на 761%.
Экспорт химической продукции в эти страны, соответственно, увеличился на 129% и 110%, а поставки электроники и компьютерной техники в Армению увеличились на 343%. Хотя там не открываются новые наукоемкие производства.
В Германии убеждены, что эта продукция в основном направляется к заказчикам из России, в обход санкционного барьера, и потом всплывает на российском рынке, где ее фиксируют наблюдатели.
Остановить этот поток практически невозможно — потому что товары европейских фирм поступают в Закавказье и Среднюю Азию на законных основаниях, местным покупателям, которые потом могут делать с ними все что угодно.
Очередной, одиннадцатый санкционный список Европейского Союза предусматривает введение санкций против тридцати пяти компаний из разных стран, которые якобы осуществляют реэкспорт европейских товаров в обход действующих санкционных ограничений.
Однако западные эксперты прогнозируют, что это только ухудшит отношения между Европой и остальными странами мира. Потому действия Брюсселя выглядят в их глазах наглым вмешательством в национальные интересы.
Они считают, что продажа европейских товаров в Россию будет по-прежнему продолжаться через вновь зарегистрированные компании, которые можно создавать практически бесконечно. Тем более что западные производители на самом деле тоже заинтересованы в сохранении теневых связей с Москвой, не желая терять доходы.
По мнению британского консервативного журнала, значение экономических санкций придется переосмыслить — потому что они работают совсем не так, как было задумано, принесли Западу немало проблем и не смогли обеспечить победу Киеву.
«Украине удалось оказать сопротивление российским войскам, но в целом исход конфликта остается весьма неопределенным», — без особого оптимизма заключают авторы The Spectator.
Стратегия неограниченных рестрикций вызывает все больше неудобных вопросов. Критикуя политику санкций, в Европе напоминают, что в Америке продолжают получать из России критически важную продукцию, необходимую для работы энергетического комплекса.
Хотя при этом американцы наказывают за такую торговлю другие страны, почему-то не считая такую двойственную политику лицемерием.
«Путин по-прежнему продает ядерное топливо США. Обогащение урана — узкоспециализированный процесс, который может осуществляться только в определенных странах, таких как Россия.
Москва обладает одними из крупнейших в мире запасов урана и также преуспевает в превращении его в обогащенный уран, который затем можно использовать в качестве ядерного топлива. Причем Россия обладает наибольшей инфраструктурой, необходимой для обогащения.
Поэтому государственная корпорация "Росатом" обеспечивает четверть американского ядерного топлива, и Соединенные Штаты продолжают платить за этот ресурс и потратили в прошлом году в общей сложности один миллиард долларов», — пишет американский либеральный журнал Newsweek.
Но самые большие опасения, связанные с последствиями западных санкций, касаются финансовой сферы.
Экономисты все чаще предупреждают о том, что санкционная война неуклонно подрывает глобальные позиции американского доллара. Американской валюте больше не доверяют, рассматривая ее в качестве оружия массового поражения, сосредоточенного в руках Вашингтона.
Страны Азии, Африки и Латинской Америки активно включились в процесс дедолларизации, чтобы максимально сократить опасную зависимость от США. Они переключаются на расчеты в юане, накапливают золото и обсуждают создание новых международных валют — например, для расчета между членами БРИКСа.
«Экономические санкции, инициированные США, негативно сказались примерно на четверти мирового населения. Эти ограничения отрицательно влияют на возможности осуществления торговой и другой необходимой экономической и финансовой деятельности, оцениваемой в долларах.
Развивающиеся экономики устали от западных санкций. Утрата доверия к статусу безопасной гавани, которым американская валюта обладала на протяжении десятилетий, приводит к поиску альтернативных активов», — считает турецкий эксперт Сулейман Каран.
Эти процессы наверняка ускорятся в случае технического дефолта в США. Причем охвативший Америку финансовый кризис в значительной степени также является результатом западных санкций. Потому что американское правительство ударило по банковской сфере в попытке обуздать вызванную ими инфляцию.
Так что санкционная война с Россией может иметь для Запада далеко идущие и непредсказуемые последствия.