На днях агентство Bloomberg сообщило, что украинское правительство готовится продать крупные государственные предприятия по заниженным ценам. Среди предприятий Одесский припортовый завод, Объединенный горно-обогатительный комбинат, Запорожский титано-магниевый комбинат, производитель инсулина завод "Индар" и "Центрэнерго".
Правительство Украины рассчитывает получить от 162 млн долларов уже в 2023 году. Украинские экономисты считают такую политику пагубной для развития суверенной экономики, благосостояния простых граждан и предупреждают о катастрофе.
Экономист Алексей Кущ
К сожалению, нынешние политические "элиты" [Украины] не замечают скрытой пока истины: мы стоим на пороге возникновения рисков, которые могут при их быстротечной активации стать причиной утраты государственного суверенитета. Ресурсное проклятие – именно так называют состояние стран, которые понадеявшись на богатые недра или пользующиеся спросом монотовары, утратили тонус национальной экономики и в результате оказались у разбитого корыта. Сырьевое проклятие характерно для стран, которые специализируются на добыче полезных ископаемых, например нефти, производстве промежуточных товаров, например сельскохозяйственных, выпуске монопродуктов, например металла.
Если при власти в стране находятся люди, понимающие опасность скрытых рисков, то они должны понимать, что:
а) невозобновляемые природные ресурсы рано или поздно закончатся;
б) цены на сырье подвержены цикличным колебаниям и резко снижаются в периоды мировых кризисов;
в) ставка на производство монотоваров, исходя из местных абсолютных конкурентных преимуществ, может принести рост благосостояния на среднесрочном интервале, но обречена на поражение в долгосрочном временном горизонте.
4 апреля, 16:05История
"План Маршалла": не экономика, а политикаВ начале марта Blooomberg сообщил, что программа восстановления Украины будет стоить триллион долларов - в современных ценах примерно в пять раз больше "плана Маршалла", по которому восстанавливалась вся Западная Европа после Второй Мировой войны (кто сказал - "коррупция"?) Правда, цели этих планов далеки от декларируемыхОсновная причина сырьевых рисков: ориентация на монопроизводство с убывающей отдачей и неправильное применение теории сравнительных преимуществ.
Данная теория, была сформулирована еще в 19 веке английским экономистом Давидом Риккардо и говорит о том, что торговля выгодна не только в случае ее базирования на абсолютных преимуществах, но и на использовании относительных.
Применительно к Украине – этот капкан бедности выглядит следующим образом:
раз у нас благоприятные условия для сельского хозяйства, то у нас есть абсолютные преимущества в этой отрасли по сравнению с другими странами, поэтому мы будет концентрироваться на производстве кукурузы, зерна и подсолнечного масла, то есть сырьевых монотоваров с убывающей отдачей. Но в отличие от товаров с высоким уровнем добавочной стоимости, на выпуске продукции сельского хозяйства нельзя получить эффект от масштаба. Так, при производстве легковых автомобилей, увеличение объемов производства приведет к уменьшению издержек, а в аграрном секторе и добыче полезных ископаемых наоборот: каждая дополнительная тонна пшеницы или новая тонна добытой руды требует все новых затрат: плодородные почвы исчерпываются, запасы истощаются. К чему могут привести подобные нашим дисбалансы в развитии?
До 1960 года экономика Сомали опережала качественные параметры Южной Кореи.
Но последняя, благодаря ставке, сделанной на развитие творческой и инновационной экономики (правда, перед этим, была реализована независимая промышленная политика), сумела вырваться из порочного круга абсолютных и относительных преимуществ в виде дешевой рабочей силы и ставки на сельское хозяйство, а Сомали продолжает их поиск в таком увлекательном занятии, как "ловля" чужих танкеров.
Долгое время курсовая стабильность гривны "покупалась" не эффективностью нашей экономики и ее инвестиционной привлекательностью, а ростом экспортной выручки от продажи сырья, металла и аграрной продукции. Как это болезнь проявилась на состоянии здоровья украинской экономики, можно увидеть в результате применения так называемой теоремы Рыбчинского (экономист США).
Как гласит эта терема, в случае появления возрастающего фактора производства, интенсивно будут развиваться те отрасли экономики, где этот фактор является преобладающим. В этой модели нет места отраслям, обеспечивающим потребности внутреннего рынка, они просто не могут выдержать конкуренцию за ресурсы и деньги с "факторными" направлениями развития. Нет в ней места и сложному машиностроению, не говоря уже об инновационных направлениях.
Мало кто заметил, но накануне войны произошло знаковое событие – удельный вес продовольствия и сельскохозяйственного сырья в структуре нашего экспорта вполне возможно впервые в истории превысит 50% от общих экспортных потоков. Это апогей нынешней экономической политики, которую красиво упаковывают в термин "зерно и мозги".
За последние годы мы видим стремительный взлет кривой "продовольствие и сырье" и такое же стремительное падение кривой "машины и оборудование".
Маркерным здесь можно считать 2005-й год, когда эти две кривые совпали в одной точке – 13% в структуре экспорта у каждого направления.
В течение короткого периода времени (до 2008-го года), рост машиностроительного экспорта превышал сельскохозяйственный, но после глобального финансового кризиса, начиная с 2009-го, ситуация кардинально изменилась: Украина встала на путь деиндустриализации и параллельного наращивания сырьевого аграрного вала.
В 2021-м, продукция машиностроения в общей структуре экспорта у нас составила всего 7%, сократившись почти вдвое, по сравнению с 2005-м годом.
Зато аграрный вал возрос до 48%, увеличившись к упомянутому периоду почти в четыре раза! Сегодня, важнейшие статьи нашего экспорта – это зерно и подсолнечное масло. Мы уже давно не в десятке стран мира по выплавке металла, пропустив вперед даже Вьетнам.
И эта ситуация возникла еще до войны. Сегодня наше экономическое благополучие – это 70-80 млн. тонн зерна и 6-7 млн. тонн подсолнечного масла.
Из страны, производящей ракеты и самолеты, мы превратились в страну – маслобойку и страну – кукурузное поле.
А теперь представим, что в ближайшее время закончится "зерновой век". Не смотря на то, что нас убеждают в "вечности" спроса на продовольствие, не стоит забывать, что законы мировой экономики действуют неумолимо: высокие цены и спрос приводят к развитию альтернативных технологий и последующему циклическому обвалу.
Что это будет, мы пока не знаем: или развитие альтернативных способов производства, или появление модифицированных заменителей, или появление новых мировых игроков (сейчас активно обсуждается идея превращения Африки в мировую "житницу", во всяком случае, Китай уже сделал свою аграрную ставку на Черный континент). Но это обязательно случится. Если не через год, то через пять. Или раньше. Или позже.
И тогда Украина может столкнуться с колоссальными рисками, когда цены на зерно и подсолнечное масло резко снизятся, а возможностей возродить национальную промышленность уже не будет.
Нечто подобное произошло когда-то с Речью Посполитой: если в 17-веке, голландские купцы кланялись шляхтичам и в Польше печатали гравюры "зерно платит", то в 18-веке, после открытия новых международным торговых маршрутов, кланялись уже сами шляхтичи, а на гравюрах начали писать: "зерно не платит".
Наши "политические элиты" слишком жадные и чрезмерно нацелены на получение сиюминутной выгоды. Они заинтересованы лишь в том, чтобы засеять рапсом, кукурузой, пшеницей или подсолнечником, очередную сотню тысяч гектар(ов) пашни и репатриировать полученные миллиарды на свои оффшорные счета.
Они как польские шляхтичи готовы сдать страну в аренду, чтобы беззаботно проигрывать "в картишки" в Куршевеле будущее своей страны на вечеринках с гимном, ряжеными и бутылками шампанского, стоимостью каждая как десять минимальных пенсий в их стране. Когда наступит время Х и зерно перестанет "платить", у них и их семей есть запасные аэродромы за границей. Но сможет ли ставшая в один миг системным банкротом 40-миллионная страна сохранить себя? Мы как никогда близки к построению крайне неустойчивой сырьевой экономики с валютой, больной "голландской болезнью".
И как никогда близки к пониманию, что стоим, по сути, над пропастью.
Политический эксперт Тарас Загородний
Почему Польша ввела фактическую блокаду Украины (а за ними Словакия, Венгрия, Болгария, скоро и Румыния)? Потому что польские чиновники не являются выпускниками курсов для папуасов, которыми наполнены Кабмин и Верховная Рада.
Правда, эти "выпускники" начали массово появляться с 14 года. На этих курсах учат не защищать национальные экономические интересы государства, проводить индустриализацию экономики, проводить грамотную экономическую политику, а учат строить отсталую и примитивную экономику под соусом "аграрной сверхдержавы" и "свободного рынка". То есть полностью удовлетворять интересы других стран и транснациональных корпораций, что приводит к безработице и массовой миграции населения из страны.
Один из таких выпускников (народный депутат из очень модной партии) как-то на одном эфире, где я присутствовал, удивлялся, почему поляки нервничают по поводу появления дешевых сырьевых товаров Украины. "Это выгодно потребителям Польши" глубокомысленно заявлял он. Польские политики и чиновники в этот бред никогда не верили и не верят, потому что понимают взаимосвязь процессов и их последствия. Неконтролируемая сиюминутная "выгода от низких цен" приводит к катастрофическим последствиям для целых отраслей экономики.
Дешевое зерно приводит к банкротству фермеров. Банкротство фермеров к невыплатам по кредитам. Сокращение потребления фермеров на сельхозтехнику, которая часто производится в Польше. Далее по цепочке банкротят подрядчики. Следствие – безработица, снижение доходов и миграция населения в другие страны.
Кстати, такая практика у нас процветает, когда запускается неконтролируемый импорт для "борьбы с инфляцией" вместо увеличения производства товаров, которые и снижают инфляцию. Так и поступает Польша и другие страны Европы. Уверен, что поляки предупреждали наш Кабмин, чтобы так не поступали и регулировали эти вопросы. Не послушали и получили блокаду не только на импорт, но и на транзит.
Кабмину у нас нет времени заниматься грамотным продвижением украинского экспорта. Шмигаль ездит и выбивает кредиты под импорт, что еще больше усугубляет кризис. А министерша экономики занимается тем, что радостно кричит как круто она вкручивает импортные лампочки, вместо того чтобы выбивать заказ под наши предприятия. Также по нам бьет примитивность нашей экономики. Когда нечего продавать и оперируешь на внешних рынках большим массивом примитивного сырья быстро получаешь ответ без каких-либо сантиментов и сказок о "свободном рынке".
Если бы Украина оперировали продуктами переработки зерна (мука, корма), кукурузы (мука, крахмал, сироп, масло и глютен, этанол), рапса, сои (добавки, соевое мясо). Или свининой, которую можно выращивать на кормах. Или продукцией машиностроения, обслуживающего аграрный сектор. Или оборудованием для производства биогаза или биоэтанола. Или другой готовой продукцией, то давление на разные рынки не было бы столь заметным. Плюс не нужно было искать транспорт для перевоза крупных габаритных грузов. Один килограмм готовой продукции и меньше по объему и дороже стоит.
Для этого нужна грамотная экономическая политика, налоговые льготы, доступное финансирование для переоборудования аграрного (и не только) бизнеса. Но для этого нужно стратегическое мышление, а не простой мозг папуаса. Надеюсь, что история с Польшей научила украинский бизнес и он начнет давить на украинский чинуш, потому что иначе дела двигаться не будут.
1 сентября 2022, 08:09
Обучение детей русофобии и приватизация за гроши. Что ожидает Украину в сентябреУкраинский экономист Даниил Монин
Синхронные запреты стран соседей по импорту нашей сельхозпродукции снова поднимают вопрос экономической субьектности. Когда воюющая страна подписывает долгосрочную программу с МВФ с явно коррупционным привкусом и огромными процентами в войну, то все соседи Украины тут же поняли что Украиной можно вертеть как угодно ...потому что она не субъект.
Когда собственные элиты демонстративно сдают страну видя исключительно свою ренту, то почему Вы теперь удивляетесь что соседи начинают проявлять субъектность защищая интересы бизнеса своих стран. Как раз власть думающая категориями субъектности и своими экономическими интересами должна поступать как поступили соседи.
В этом контексте естественно самый главный вопрос что Украина может предложить миру чтобы начинать становится экономически субъектной. Мой ответ - для начала лучшие условия для ведения бизнеса, низкие налоги и стимулы для инвестирования в Украину!