А затем общение на высшем уровне оборвалось.
Одновременно с этим существенно сократились экономические связи между Киевом и Пекином. Хотя в предыдущие годы они достаточно активно развивались по инициативе китайцев, которые старались наладить с украинской стороной взаимовыгодное сотрудничество – например, в аграрном секторе или в сфере военно-промышленных технологий.
А также собирались вкладываться в инфраструктурные проекты на украинской территории.
"Китай был когда-то главным торговым партнером Украины и закупал у нее ячмень, кукурузу и оружие. Теперь военный конфликт поднимает следующий вопрос: существуют ли ещё отношения между этими двумя странами?", – спрашивает издание The New York Times, в статье под названием "Почему китайский лидер не позвонил украинскому президенту?".
Американская газета пишет, что КНР и Украина разделены глубокими противоречиями идеологического характера, и между ними нарастает взаимное недоверие. По версии западных журналистов, в этом якобы виноват Пекин, потому что он не желает отказываться от дружественных отношений с Москвой
"Китай воздержался от критики России после того, как она аннексировала Крым в 2014 году. После начала военного конфликта на Украине позиция Пекина стала еще яснее. Он перенял многие тезисы из дезинформационной кампании Кремля, обвинив НАТО в разжигании конфликта и отказавшись называть действия России "вторжением".
В течение года Си Цзиньпин несколько раз разговаривал с Путиным. В китайском интернете с его жесткой цензурой популярные видеоролики прославляют удары российских беспилотников, а влиятельные местные политики насмехаются над полным поворотом Украины в сторону Запада.
Визит Си Цзиньпина в Москву в прошлом месяце, во время которого Китай и Россия ясно подтвердили свое крепнущее партнерство, вероятно, еще больше умерил ожидания Киева", – пишет американское издание.
Однако, в то же время, The New York Times признает, что американское правительство напрямую воздействовало на Владимира Зеленского, чтобы целенаправленно разрушать китайско-украинские отношения.
"Украина столкнулась с давлением со стороны Соединенных Штатов, настаивавших, чтобы она дистанцировалась от Китая. Из-за этого в 2021 году Киев отказался продать китайским инвесторам украинское предприятие по производству аэрокосмической техники за 3,6 миллиарда долларов", – напоминают в The New York Times.
Журналисты имеют в виду запорожское предприятие "Мотор Сич". Однако, они умалчивают о том, что украинские власти незаконно отобрали завод у китайских инвесторов. И эти действия вызывали у представителей Поднебесной активный протест, обнуляя экономическое сотрудничество между Киевом и Пекином.
"Мы решительно выступаем против бесстыдного поведения государства Украина, касающегося политизации нормального делового поведения, насильственной национализации компании ПАО "Мотор Сич" и необоснованного разграбления законных прав и интересов китайских инвесторов", – говорилось в заявлении компании Beijing Skyrizon, опубликованном в конце 2021 года.
Китайская сторона продолжает добиваться через международные суды выплаты компенсации за убытки на сумму более 4,5 миллиарда долларов, которые нанесли ей действия украинского правительства.
Неудивительно, что сейчас китайский бизнес не испытывает былой заинтересованности в контактах с бывшими партнерами в Киеве.
"Сегодняшняя Украина все еще находится в состоянии военного конфликта, китайские инвестиции там разбомблены и разрушены, и мы не знаем, как Украина будет выглядеть в будущем", – отмечает Чжу Фэн, профессор международных отношений Нанкинского университета.
"Нельзя отрицать и то, что Украина уже не имеет такой же экономической привлекательности для Китая, как раньше", – констатирует The New York Times.
В то же время, в Пекине не могут игнорировать активную антикитайскую риторику украинских политиков и лидеров мнений, которые открыто призывают к поддержке тайваньских сепаратистов.
Причем подобные заявления озвучиваются сегодня на государственном уровне и зачастую носят явно демонстративный характер.
Председатель комитета по международным делам Верховной рады Украины Александр Мережко, человек из политической команды Зеленского, представляющий в парламенте партию президента, на днях оспорил китайский суверенитет над Тайванем. Причем, это было сделано в максимально оскорбительной форме.
"Коммунистическая партия Китая продолжает кричать, что Тайвань принадлежит им. Но это коммунистическое заблуждение, основанное на отрицании и глубоко дискредитированной политической программе", – написал в твиттере украинский депутат, который лично возглавляет в Верховной Раде межпарламентскую группу по связям с непризнанным Тайванем.
Украинские националисты пишут о Китае в негативном ключе, формируя его негативный образ – как ближайшего военно-политического союзника России. А также не упускают случая обвинить китайцев в нарушении прав человека.
"Общественное мнение на Украине по отношению к Китаю становится все более негативным… Опрос, проведенный в октябре прошлого года показал, что негативное отношение к Китаю в украинском обществе усилилось", – рассказывают о результатах этой пропагандистской кампании американские журналисты.
А Украинское национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК) внесло китайскую компанию Xiaomi в список "международных спонсоров войны". На том основании, что ведущая китайская корпорация не собирается уходить с российского рынка.
Кризис в китайско-украинских отношениях спровоцирован действиями украинской власти. Правительство Зеленского продолжает следовать в фарватере внешнеполитического курса США – главного глобального соперника КНР.
И это не оставляет возможностей для доверительного диалога с Китаем, который продолжает предлагать свои посреднические услуги в урегулировании украинского кризиса.
"Не то чтобы мы отвергаем контакты, но вопрос состоит в том, о чем они будут говорить? Надежда Зеленского на звонок связана исключительно с тем, что Китай осудит действия России и призовет ее вывести войска. Но ведь это нереально", – сказал в комментарии американскому изданию Ван Ивэй, директор Института международных отношений Народного университета в Пекине.
Любые реалистичные предложения, которые звучат из Китая, отбрасываются в Киеве как недопустимая уступка Москве. В то же время агрессивная антикитайская риторика украинских политиков подрывает возможность двустороннего диалога с Пекином, а китайский бизнес опасается вести дела с украинцами после инцидента на "Мотор Сичи".
В недавнем прошлом Украина строила динамичные отношения с крупнейшей экономикой мира, которой является КНР. Однако она принесла их в жертву своей националистической политике, которая целиком направлена на борьбу с Россией и обслуживает интересы Америки – невзирая на прямой ущерб украинским интересам.