Первым о готовящемся визите сообщило агентство Reuters. Но ясности нет.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, отвечая на вопрос журналистов о том, планируется ли визит китайского лидера в Москву на следующей неделе, заявил:
«Сейчас мне нечего сказать по этой теме. Как правило, объявление об официальных зарубежных визитах осуществляется синхронно по взаимной договоренности сторон. Когда такая готовность будет, мы вам сообщим».
В таком же ключе высказалась и официальный представитель МИД Китая Мао Нин: «По поводу визита, о котором вы спрашиваете, у нас сейчас нет информации».
При этом и Песков, и Мао особо подчеркнули, что Москва и Пекин поддерживают тесные контакты на всех уровнях. А в конце февраля Владимир Путин заявлял, что Россия готова к визиту Си в Москву.
Потом появилась информация газеты Wall Street Journal со ссылкой на свои источники, что товарищ Си хочет встретиться еще и с президентом Украины Владимиром Зеленским, чтобы и с ним обсудить возможные параметры мира (или хотя бы перемирия) в конфликте в Украине.
И тут уже не мог не отреагировать Вашингтон. В прошедший понедельник помощник американского президента по вопросам национальной безопасности Джейк Салливан буквально исходил словесами о том, что США приветствуют возможные контакты Си с Зеленским, поскольку считают, что Пекин должен услышать мнение Киева о ситуации вокруг Украины.
«Мы будем приветствовать такие контакты и, более того, призываем председателя Си Цзиньпина провести их. Мы считаем, что сам председатель КНР должен лично и напрямую услышать точку зрения Украины, а не только точку зрения России. Таким образом, мы фактически выступали за то, чтобы такой разговор состоялся», — сказал Салливан.
Как раз позиция США ясна и понятна. Для Вашингтона сегодня выгоднее всего, когда Си будут говорить с кем угодно и о чем угодно, хоть о правах бобров-трансвеститов в Оклахоме или Сибири, но только не с Путиным об укреплении и улучшении связей между Россией и Китаем.
При этом с возможным — это вообще страшный сон политиков на Потомаке! — заключением какого-либо военно-политического или оборонного союза.
С этим есть определенные проблемы. Россия поддерживает Китай и даже является для него сегодня не только главным донором энергоносителей (за большие деньги), но и ядерным зонтиком (почти даром).
И хотела бы еще больше усилить и даже формализовать эти отношения. Чтобы получать помощь из Китая не только дипломатическую.
Однако Китай оказывает пока только дипломатическую поддержку. Несмотря на то что Россия завязла в спецвоенной операции (СВО) в Украине и фактически в одиночку противостоит коллективному Западу, который тоже обижает Китай и организует против него всякие военные и геополитические поганки.
Особенно на острове Тайвань, который США науськивают на Китай, как в свое время Украину на Россию.
Но Китай все терпит, к решению своих проблем подходит сам и в союз с Россией не спешит. Более того, даже предложил мирный план урегулирования конфликта на Украине, мягкий и выверенный. И даже хороший — в качестве первого шага к миру, как платформа, на которой можно говорить.
Но, по сути, китайский план не очень выгоден России, ибо в случае реализации лишает её завоеваний СВО — четырех новых регионов: двух республик Донбасса, Запорожской и Херсонской областей.
И конечно, многих заставили задуматься слова нового премьера Госсовета Ли Цяна. Его называют самым бизнес-ориентированным в окружении Си Цзиньпина с весомым опытом в области развития технологий и экономики.
К тому же Ли Цян — человек Си, его конфидент и многолетний соратник, который должен железной реформаторской рукой вести китайскую экономику к процветанию, а уровень жизни китайцев — к росту и тем самым создавать лидеру Китая прочный и надежный тыл для решения внешнеполитических задач.
Так вот, перед возможным визитом шефа в Москву этот «человек Си» поставил себе первейшую задачу: «Китай и США могут сотрудничать, Китай и США должны сотрудничать, Китай и США имеют большой потенциал для сотрудничества, а сдерживание и подавление никому не принесут пользы».
По словам Ли, Китай и США должны сотрудничать, потому что сдерживание и давление невыгодны ни одной из сторон. А тема разрыва экономических связей Китая и США периодически подогревается. Однако непонятно, кто в конечном итоге действительно извлекает выгоду из этой шумихи?
Интересно, кто извлекает выгоду — и как? Это очень интересный вопрос. Совсем не риторический, если вспомнить зарубу между Россией и США, а также притчу о китайской мартышке, которая наблюдает за схваткой двух тигров в долине с высокого дерева.
Многие обозреватели прямо говорят, что Китаю ОБЪЕКТИВНО (выделение автора) выгодно, чтобы конфликт в Украине между Россией и Западом длился как можно дольше, ибо ослабляет обе стороны.
Отсюда и проистекает главный поиск современного Китая. Поиск баланса между, с одной стороны, жесткой циничной прагматикой мартышки, наблюдающей за схваткой тигров, и, с другой стороны, пониманием того, что США не должны победить Россию на Украине. Никак и ни в коем случае.
Ибо потом Китай станет следующим — США возьмутся за него как следует.
Обратимся к словам Си Цзиньпина на сессии ВСНП.
Во-первых, «после ста лет борьбы народное унижение было смыто, китайский народ стал хозяином своей судьбы». Это серьезная заявка на проведение самостоятельно политики, потому что «китайская нация совершила огромный скачок от того, чтобы встать и обогатиться, к тому, чтобы укрепиться, великое возрождение китайской нации стало необратимым историческим процессом».
Во-вторых, среди внешнеполитических приоритетов — сохранение территориальной целостности Китая, главная фишка которого в том, что Пекин не признает права Тайваня на независимость и считает остров китайской территорией — неотъемлемой. А любых иных точек зрения на проблему не признает. И не приемлет любого иностранного вмешательства в китайско-тайваньские разборки.
На заключительном заседании первой сессии этого ВСНП Си сказал:
«Полное воссоединение родины является общим стремлением всего китайского народа и смыслом национального возрождения.
Необходимо активно содействовать мирному развитию отношений двух берегов Тайваньского пролива, решительно противостоять вмешательству внешних сил и сепаратистской деятельности по достижению независимости Тайваня, а также неуклонно продвигать процесс воссоединения родины».
За основу взаимоотношений с последующим сближением Си предлагает положить главный китайские принцип «в мире есть только один Китай», а также «консенсуса 1992 года» между Пекином и Тайбэем о невмешательстве третьих.
Но еще осенью прошлого года Си на открытии ХХ съезда Компартии Китая заверил, что Пекин не только будет искренне и всеми силами настаивать на перспективе мирного воссоединения с островом, но и никогда не пообещает отказаться от применения силы для решения тайваньского вопроса.
Другими словами, если не будет Тайвань соглашаться с мирным объединением, а Запад во главе с США продолжит вмешиваться, Китай применит и силу. Это тоже серьезная заявка на успех.
Исходя из выше изложенного, обозреватели и делают вывод, что если встреча Си и Путина в Москве состоится, то они обсудят, как будет функционировать будущий мир в ближайшее время.
Китай — с Россией, а США нервно покурят в стороне, поигрывая мускулами, которых уже мало кто боится. А если и боятся, то больше по привычке или от безысходности. Или же от страха перед неизвестным, которое может наступить с крахом однополярного мира с одним гегемоном — США — наверху.
США, ясное дело, категорически не согласны с тем, что именно однополярное построение мировой архитектуры и может рухнуть, если Си и Путин правильно договорятся. Есть ли к этому предпосылки? Оптимисты утверждают, что есть, если вспомнить, что контакты и переговоры между лидерами проходят постоянно:
— еще в апреле 2019 года в ходе международного форума «Один пояс, один путь» в Пекине Си назвал президента Путина своим «самым близким другом», который внес вклад «исторического значения» в развитие российско-китайских отношений.
«Для китайского народа Путин — искренний и давний друг. А для меня лично Владимир Владимирович — самый близкий друг ... Я ценю и дорожу нашей искренней дружбой», — так и сказал Си, отметив, что за шесть лет он встречался со своим российским коллегой более 30 раз.
— 4 февраля 2022 года по итогам визита в Пекин Путина было подписан пакет из 16 межправительственных, межведомственных и коммерческих документов, включая совместное российско-китайское заявление о международных отношениях.
А в Совместном заявлении России и Китая о международных отношениях, вступающих в новую эпоху, и глобальном устойчивом развитии, было сказано, что Москва и Пекин «выступают за формирование между мировыми державами отношений нового типа, основанных на взаимном уважении, мирном сосуществовании и взаимовыгодном сотрудничестве». После этого Путин отправился на открытие Пекинской Олимпиады;
— В сентябре 2022 года состоялись переговоры Путина и Си Цзиньпином на полях саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Самарканде. Говорили о двустороннем политико-экономическом сотрудничестве и о совместном дипломатическом противостоянии давлению третьих стран;
— 30 декабря 2022 года Путин и Си Цзиньпин провели переговоры по закрытой видео-конференц-связи. Путин заявил, что сотрудничество в военно-технической сфере занимает особое место в отношениях России и Китая, значит, будет продолжено для обеспечения безопасности обеих стран.
В ходе переговоров российский президент пригласил Си Цзиньпина в Москву;
— Глава канцелярии комиссии по иностранным делам ЦК Компартии Китая Ван И в ходе недавних февральских встречи с президентом Путиным заявил, что отношения двух сторон не направлены против третьих стран, но и не поддаются давлению государств.
Кроме того, товарищ Ван сообщил о готовности Пекина укреплять стратегическое сотрудничество с Москвой в интересах обеих стран и всего мира.
Если встреча Си и Путина в Москве состоится, многие обозреватели предрекают, что может появиться и новая дорожная карта двухсторонних отношений. И возможен новый баланс отношений — не только китайский, а с участием России.
Ну, и США, если там поправят корону гегемона, съезжающую на уши и мешающую слушать кого-либо, кроме себя.