Объективно этому способствует огромное преимущество России — ее самая большая на планете территория. Оно одновременно таит в себе и большие проблемы, которые при неудачном стечении обстоятельств могут стать нерешаемыми и привести к вполне предсказуемым последствиям. То есть к развалу страны и отторжению у нее целых регионов, на которые могут позариться враждебно настроенные соседи, науськиваемые традиционными и исконными врагами и конкурентами России в Европе и мире, расположенными довольно далеко от нее.
И все предпосылки к этому у Запада чисто формально имеются. Ведь Российская Федерация состоит из 85 субъектов, из которых 22 национальные республики, 4 автономных округа, 1 автономная область. Не говоря уже о 9 краях, каждый из которых по своему потенциалу сравним, например, с любым прибалтийским государством, брызжущим сегодня оголтелой русофобией.
Главное — вызвать внутрироссийскую турбулентность и нестабильность изнутри, вернуть в повестку дня сепаратизм, распри с центральной властью, как это и было недавно, в «лихие 90-е».
И для начала Запад предпринимает все усилия, чтобы создать зону нестабильности и зажечь пожар конфликтов и войны по всему периметру российских границ, чтобы тем самым вызвать тот самый кризис внутри России. Банально спровоцировать трения между субъектами федерации, заразить их сепаратистскими центробежными устремлениями, вызванными желанием уйти из-под контроля центра в самостоятельное плавание, выбрав нового партнера самостоятельно.
Превращение стран-соседей России в «Анти-России» — это отдельная история каждой такой страны. Но сам процесс уже можно и нужно рассматривать и изучать, пусть и схематично, но детально и предметно. Сегодня Россия так или иначе граничит с 18 странами. Из них с 16 странами границы лежат на суше, с США — в Беринговом море, с Японией — в Охотском и Японском морях.
Сухопутные границы России, как известно, простираются на 22 293 километра, морские — на 38 807 километров. И только на границах с 6 из 18 стран-соседей пока нет видимых проблем: с Белоруссией (1239 км), Абхазией (255,4 км), Южной Осетией (70 км), Китаем (4209,3 км), Монголией (3485 км) и Северной Кореей (39,4 км). В 2022 году исчезли границы с Луганской Народной Республикой (230,8 км) и Донецкой Народной Республикой (178,5 км), которые стали частью России.
Однако остальные же 10 стран сейчас стараются превратить в агрессивные «Анти-России» по образцу Украины, 2660,6 километра границы которой (без ДНР, ЛНР и Крыма) с Россией могут в любой момент стать границей войны и огня не только в Донбассе, а также в Запорожье и Херсонщине, еще двух новых субъектах Российской Федерации.
Последней такой «Анти-Россией» может стать Финляндия (1325,8 км). Она была нейтральной, но 18 мая 2022 года подала заявку на вступление в НАТО, которая превратилась в главное агрессивное орудие борьбы с Россией и главный инструмент превращения стран в русофобские государства. И недавно финский парламент одобрил вступления страны в Альянс. Наряду с Норвегией (219,1 км), Латвией (270,5 км), Литвой (288,4 км), Эстонией (466,8 км) и Польшей (236,3 км), которые уже давно стали в разной степени оголтелыми и злобными русофобскими образованиями.
И с остальным пост-СССР все непросто. После развала Советского Союза в 1991 году Россия стала граничить с 8 бывшими республиками. Со странами Прибалтики, как было сказано выше, все ясно — они изначально ненавидели Россию. Но из остальных только с Белоруссией Россия создала Союзное государство, которое не без проблем укрепляется с каждым годом под давлением внешних обстоятельств. Но их инспирировал так называемый коллективный Запад, который желает убрать от власти президента Белоруссии Александра Лукашенко. И если ему это удастся, то, по мнению многих обозревателей, и Белоруссия может пойти по пути Украины, как это пытались сделать в 2020 году, организовав так называемый «Беломайдан» (белорусский майдан).
Все другие постсоветские республики — Грузия (572,5 км), Азербайджан (350 км) и даже Казахстан (самая большая в мире двухсторонняя граница — 7598,6 км) хоть и сотрудничают с Россией и даже входят в различные интеграционные структуры с нею, но они находятся в зоне влияния и приложения деструктивных русофобских усилий коллективного Запада, который занят главным — как раз стремлением поджечь границы России по всему их периметру и тем самым ослабить и — это голубая мечта! — развалить ее.
Даже Казахстан, который считает себя «главным проводником российских интересов в Центральной Азии» и входит, к примеру, в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), на самом деле сегодня вряд ли таковым является. Ибо подвергается интенсивной и — это самое главное — продуктивной и результативной западной обработке. В общей сложности американцы вложили с 90-х более 300 млрд долл. в сырьевую модель казахстанской колониальной экономики, а на сегодня вложили в Казахстан 55 млрд долл. в актуальные современные проекты.
Заправляют всем, конечно же, США, Великобритания и Турция. Например, сотрудничество США со странами этого региона проходит в формате «Центральная Азия плюс США» (C5+1), который был инициирован и оформлен в узбекском Самарканде еще в октябре 2015 года. Тогда стороны — Туркменистан, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия и США — договорились регулярно обсуждать общие проблемы, взяв за основу сотрудничества четыре основные сферы: безопасность, политику, экономику и экологию.
При администрации Дональда Трампа в США появилась новая стратегия в Центральной Азии, рассчитанная на период до 2025 года (ее должны, по задумке, обновлять каждые пять лет). Задачи сводятся к незамысловатым и разносторонним, но понятным целям по дестабилизации ситуации в Центральной Азии и создания там контролируемого хаоса, получать пользу от которого США — большие мастера:
— устроить России большие проблемы в ее мягком подбрюшье и остановить продвижение китайского влияния и капитала в регионе через прозападные группы в правящих элитах в странах Центральной Азии, а также через местных националистов, НПО и фонды, связанные с Западом;
— минимизировать влияние на регион Китая и России через войну, восстания, мятежи и подкуп коррумпированной верхушки, через активизацию своих подконтрольных боевиков из «фронта народного освобождения» в северном Афганистане, чтобы свергнуть правительство талибов* или разжечь гражданскую войну;
— получить доступ к местным энергоресурсам и продовольствию. То есть к запасам нефти и газа, особенно сейчас, когда западные страны стремятся снизить зависимость от российских энергоресурсов;
— направить максимум грузопотоков в обход России, чему положила серьезное начало четырехсторонняя декларация «О Транскаспийском коридоре Восток — Запад», которую подписали в конце марта сего года Грузия, Азербайджан, Турция и Казахстан. И в которой подчеркивается важность задействования транзитного потенциала Транскаспийского коридора Восток — Запад, а это означает, газ и полезные ископаемые Узбекистана и Казахстана могут потечь теперь на европейские и американские рынки через Турцию;
— поддержать пантюркистское интеграционное движение под эгидой Турции, которое получило продолжение и развитие с созданием 12 ноября 2021 года Организации тюркских государств (ОТГ), а также специального инвестиционного фонда «тюркской интеграции», первое заседание которого состоялось 25 апреля 2022 года и на котором было подтверждено: фонд призван как раз вкладывать средства в транспортные проекты по переориентации всех энергетических потоков через Каспий и Азербайджан в сторону Турции в обход территории России;
— минимизировать воздействие этих стран на санкции, введенных против России в ответ на неоправданную и неспровоцированную войну России против Украины;
— добиться согласия на возвращение старых и размещение новых американских военных баз в регионе якобы для противодействия талибам* и исламскому терроризму.
Недавний визит в Казахстан и Узбекистан госсекретаря США Энтони Блинкена подтвердил все эти задачи. Мистер Блинкен работал с открытым забралом — стращал санкциями и соблазнял инвестициями и в Астане, и в Ташкенте. В обеих столицах он получил публичный отлуп. Но работа США в регионе продолжается. И есть же еще тайные договоренности, которые остаются тайными.
Кроме того, для интенсивного превращения региона в огромную и хаотичную «Анти-Россию» украинского образца США выделяют более 100 млн долл. на программы, направленные на «развитие местных СМИ и гражданского общества» и повышение осведомленности о двусторонних отношениях между Америкой и странами региона. А сейчас Блинкен насмешил и Астану, и Ташкент, пообещав им по 25 млн долл. компенсации за разрыв связей с Россией, торговый оборот с которой у Казахстана и Узбекистана исчисляется миллиардами.
Точно так же США работают и на Кавказе. Например, в Грузии с Арменией (границы с Россией не имеет, но является ее форпостом на Кавказе).
И что же сегодня получается на этом участке границ Россией с бывшими «сестрами» по СССР? Грузия и Азербайджан сотрудничают с Россией, но воздерживаются от любой многосторонней интеграции. Армения, Казахстан и Киргизия входят в ОДКБ и ЕАЭС, а Таджикистан — только в ОДКБ. Узбекистан всегда стремился держаться подальше от возглавляемых Москвой интеграционных объединений на постсоветском пространстве и в 2012 году приостановил свое членство в ОДКБ. Туркменистан вообще проводит полуизоляционисткую политику и старается никуда не вступать и сотрудничать только с тем, с кем ему выгодно.
Вызвано это тремя банальными причинами:
— страхом национальных постсоветских и постсоциалистических элит перед возможным реваншем России в деле воссоздания какой-нибудь разновидности «нью-СССР»;
— стремлением этих же элит подороже продать свою пророссийскую лояльность Москве и получить от России энергоресурсы, деньги, дипломатическую и военную поддержку и помощь;
— стремлением Запада перекупить национальные элиты, гражданское общество и бизнес-среду, предложив им свою защиту, помощь, кредиты и т. д.
И страхи эти живы, Запад на них с переменным успехом играет, и война тут идет с переменным успехом. Это можно проследить на примере Украины, Казахстана и Белоруссии. Последнюю Россия смогла удержать за собой деньгами и всеми видами помощи, когда в 2020 году удержала у власти уже упомянутого Лукашенко.
Казахстан Россия спасла в январе прошлого года, инициировав введение туда войск ОДКБ, которые погасили цветную эрзац-революцию, которая отбросила всякие «мирные протесты», а сразу перешла к погромам и захвату власти путем переворота.
А вот Украину соблазнили, сманили и перекупили у России умельцы из коллективного Запада во главе с США. По словам президента России Владимира Путина, в Украину было вложено 200 млрд долл., но свою роль сыграли 5 американских «зеленых ярдов» на «поддержку демократии» и обещания еврорая и евросчастья в кружевных трусах и в путешествиях без виз.
Сейчас Запада хочет надавить на Москву и натравить на нее Молдавию в Приднестровской Молдавской Республикой (ПМР), которая не граничит с Россией, но где расположены российские миротворцы и огромные склады с вооружением.
Связана эта латентная, если хотите, потенциальная русофобия еще и с тем, что все постсоветские элиты в новых государствах в силу указанных выше причин являются пророссийскими только вынуждено. Они верны России, если она может и помогает им защитить их власть. И Россия всегда так или иначе выбирает между русофобами, которые между собой различаются только степенью антироссийскости и русофобской упоротости. А русофобы, прикинувшиеся русофилами в своих странах, поддерживают Москву в зависимости от выделенных сумм финансовой помощи и всех остальных видов вспомоществования. К тому же Россию вынуждают платить за «любовь».
Это, увы, вечная проблема Москвы — платить за любовь, которая в исполнении постсоветских элит выглядит недолговечной. Поэтому платить, как считают эти элиты, надо все время. Это первое.
Второй нюанс: Россия всегда вынуждена выбирать из двух или множества зол и работать с теми, кто есть и, как говорится, проверен в деле и в совместной работе. Потому что следующий режим может быть хуже предыдущего.
И как банально это ни звучит, а противостоять угрозам Россия может только своей силой и дееспособностью, страх перед которыми удержит недругов от резких и непозволительных шагов. Страх, который рождает здравый смысл и взаимовыгодный прагматизм в отношениях. И с друзьями, и с врагами, в поведении которых тоже превалируют прагматизм и здравый смысл.
И успех спецвоенной операции (СВО) России на Украине должен этому способствовать. Вот потому-то президент России Владимир Путин недавно и сказал о целях СВО: «Мы их дожмем». И вот поэтому-то Россия и не может не победить.
* Движение «Талибан» признано экстремистским, его деятельность в России запрещена.