Оба решения могут иметь далекоидущие последствия для будущего Сербии.
Напомню, согласно Конституции Сербии и Резолюции 1244 Совета Безопасности ООН (1999), автономный край Косово и Метохия является неотъемлемой частью Сербии. Однако после агрессии НАТО в 1999 году Белград потерял контроль над этим краем, а в 2008-м составляющие там большинство албанцы при поддержке «миротворцев» ООН (де-факто — военного контингента НАТО) в одностороннем порядке провозгласили на его территории «Республику Косово». Сейчас её не признают более половины стран — членов ООН, в том числе пять стран ЕС (Греция, Испания, Кипр, Румыния и Словакия) и два постоянных члена СБ ООН — Россия и Китай.
Подавляющее большинство граждан Сербии не смирились с потерей Косово, что подтверждают результаты опроса, проведённого в конце 2022 года авторитетным изданием «Новая сербская политическая мысль». Согласно ему, 79,2% опрошенных сербов не поддержали бы вступление своей страны в Евросоюз, если бы условием этого было признание независимости «Республики Косово».
Однако именно в этом и состоит суть так называемого франко-немецкого плана урегулирования отношений между Белградом и Приштиной, который президент Сербии Александр Вучич уже несколько месяцев в закрытом режиме обсуждал с представителями ЕС и самими лидерами Франции и Германии. Но если ранее об этом документе можно было судить лишь по утечкам информации, то 28 февраля полный текст плана был опубликован на сайте Дипломатической службы Европейского Союза.
Уже первый пункт документа предусматривает фактическое признание независимости «Республики Косово» со стороны Сербии, поскольку в нём идёт речь об «установлении добрососедских отношений и взаимном признании паспортов, дипломов, номерных знаков, таможенных печатей».
Этот тезис развивают последующие пункты: уважение обеими сторонами правил ООН в отношении суверенитета, территориальной целостности и защиты прав меньшинств; разрешение споров мирным путем, без угрозы силой; обязательство Сербии не препятствовать членству «Республики Косово» в какой-либо международной организации (никаких оговорок относительно ООН нет); учреждение постоянных представительств сторон в Белграде и Приштине.
Также в плане сказано, что Сербия и «Республика Косово» не будут блокировать друг друга на пути к членству в Европейском Союзе, а дальнейший диалог будет продолжен под руководством ЕС, который будет исполнять «донорскую и инвестиционную роль».
Белград получил лишь два размытых обещания: защиту сербского меньшинства и Сербской Православной церкви в Косово «в соответствии с европейской практикой» (напомним, что дискриминация нацменьшинств в нынешней Украине признана соответствующей нормам ЕС) и «выполнение всего согласованного сторонами ранее».
Однако в новом плане ЕС не говорится прямо о создании в Косово Союза сербских муниципалитетов (де-факто сербской автономии), что было ключевым пунктом Брюссельского соглашения 2013 года между Белградом и Приштиной. Власти в Приштине под разными предлогами отказываются исполнять свои обязательства. В частности, в 2015 году так называемый «конституционный суд Республики Косово» постановил, что некоторые пункты Брюссельского соглашения не соответствуют законам «Республики Косово», поскольку речь идёт о создании объединений на этнической основе.
Несмотря на невыполнение Приштиной обязательств на протяжении почти 10 лет, 27 февраля президент Сербии Александр Вучич в очередной раз встретился с «премьером Республики Косово» Альбином Курти — как и ранее, при участии европейских посредников, главы дипломатии ЕС Жозепа Борреля и спецпредставителя ЕС Мирослава Лайчака. Вучич отказался отвергнуть вышеописанный план, а в качестве своей «победы» на полном серьёзе назвал то, что пока не подписал этот документ.
«Вучич и Курти согласились с тем, что не нужны дальнейшие разговоры о европейском предложении, и что это рамки для нормализации отношений», — заявил по итогам встречи Жозеп Боррель.
В свою очередь, правительство самопровозглашенной «Республики Косово» заявило, что на переговорах было достигнуто соглашение между сторонами, «которые взаимно признают друг друга равными». Более того, косовская оппозиция, которая обычно резко критикует любые действия Курти, на этот раз отметила, что новое соглашение в Брюсселе является большим достижением, так как «содержит признание Сербией де-факто независимости Косово». «Это возвращает политическую нормальность и безопасность, перспективу евроатлантической интеграции и новые признания. Это также закроет главу признания де-юре Косово и Сербии», — написал экс-премьер «Республики Косово» Рамуш Харадинай.
При этом 28 февраля президент Сербии фактически получил легальную взятку от ЕС — подписал с еврокомиссаром по вопросам расширения Оливером Вархели соглашение о выделении Белграду европейского гранта суммой в 598 миллионов евро на строительство первого участка новой железной дороги от Белграда до города Ниш (общая стоимость проекта — более 2 миллиардов евро). А премьер Сербии Ана Брнабич в тот же день заявила, что сближение с ЕС и региональное сотрудничество являются главными стратегическими приоритетами внешней политики Сербии, поскольку европейские компании обеспечили рабочие места для более чем 280 тысяч сербов.
Одновременно Вучич запугивает сербов тем, что если европейский план по Косово не будет принят Белградом, то Сербию ждёт мгновенный отток западных инвестиций, заморозка процесса евроинтеграции, международная изоляция и война с НАТО, которая неизбежно будет проиграна с огромным числом жертв с сербской стороны. Причём в качестве примера всего вышеперечисленного президент Сербии приводит последствия начала Россией СВО на Украине.
Безусловно, признание независимости Косово со стороны Сербии будет в том числе антироссийским шагом. И дело не только в том, что Россия с самого начала последовательно выступала против отторжения этого края от Сербии, и постоянно заявляла, что международное признание «Республики Косово» недопустимо.
Александр Вучич использовал вопрос Косово как повод для отказа признать российский статус Крыма (а позже ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей) и голосований за различные антироссийские резолюции в ООН. Он всегда говорил, что раз Сербия отстаивает свою территориальную целостность, то она должна выступать за соблюдение территориальной целостности Украины. Теперь, похоже, концепция частично изменилась — но ожидать от Белграда признания территориальных приобретений России явно не стоит.
Однако принятие Белградом европейского плана в первую очередь несёт угрозы территориальной целостности оставшейся части Сербии. Во-первых, в Приштине прямо заявляют свои претензии ещё на часть сербской территории — так называемую Прешевскую долину, значительную часть населения которой составляют этнические албанцы. Во-вторых, воодушевлённые примером косовских албанцев, независимости (или присоединения к мусульманской части Боснии и Герцеговины) могут потребовать жители сербского региона Санджак, населённого мусульманами-бошняками.
Но самое главное — может уйти в «свободное плавание» вторая сербская автономия — Войводина, которая составляет почти треть территории этой страны. Хотя 2/3 её населения составляют сербы, Запад уже несколько десятилетий работает над созданием искусственной «войводинской» идентичности с целью развала Сербии. Кстати, не исключено, что приобретённый тут опыт западные социальные технологи попытаются применить и против России.
Но пока антироссийские шаги всё откровеннее делает официальный Белград. Так, именно 27 февраля выяснилось, что 3,5 тысячи 122-мм ракет М-21 для РЗСО «Град», произведённых сербской оборонной компанией Krušik из города Валево, были поставлены Киеву. Формально всё чисто: частная сербская компания продала боеприпасы канадской, конечным пользователем в документах было указано Агентство оборонной промышленности Турции. Но из Турции ракеты перевезли в Словакию, а дальше — на Украину.
Разразившийся скандал прокомментировал министр обороны Сербии Милош Вучевич. Чиновник заявил, что Сербия «не поставляет вооружения ни на Украину, ни в Россию», но фактически поставки ракет Киеву признал.
«У нас есть право поставлять оружие всем документированным и легальным конечным пользователям — end user. Наша военная промышленность должна работать и развиваться. У нас есть право экспортировать, как и у всех остальных. Мы не радуемся столкновениям на Украине или на каком-то ином фронте. Но никто не может наказать Сербию и запретить ей экспорт из-за того, что есть сомнения, что и где окажется в итоге», — заявил Вучевич.
«Покупают ли частные компании что-то на третьих рынках и продают ли компаниям в каких-то других странах, это вопрос не к Сербии — это практика международной торговли. Для нас это может быть интересно лишь в разведывательном плане, как информация... Мы не будем продавать оружие никому, кто является участником войны. Не хотим, чтобы наше оружие использовалось в войне ни на одной, ни на другой стороне. Но мы не хотим быть лжеморалистами. Мы производим оружие и военное снаряжение, и это не музейные экспонаты, это то, что используют армии», — сказал министр обороны Сербии.
Это не первый случай, когда сербское оружие используется против русских, которых в Сербии большинство населения искренне считает братьями. В 2019 году у украинских формирований в Донбассе были обнаружены сербские 60-мм минометные снаряды. Президент Сербии Александр Вучич тогда утверждал, что компания Krušik поставила их Польше, но в опубликованных СМИ документах конечным получателем значилась именно Украина.
Возникает парадоксальный вопрос: может, Сербия таким хитрым способом пытается объединиться с Косово, только не в границах одного государства, а в рамках антироссийской коалиции, созданной Западом? Ведь «Республика Косово» с самого начала СВО стоит на стороне Киева, предоставляет трибуну своего «парламента» украинским политикам-русофобам типа Алексея Гончаренко, обучает на своей территории украинских пропагандистов и т. п. Оружия, правда, Приштина поставить Киеву не может, поскольку сама его выпрашивает у стран НАТО для своей незаконной армии. Но тут Белград вдруг подставил плечо…