Компания Standard Eurobarometer, десятилетиями проводящая опросы общественного мнения по заказу Еврокомиссии, опубликовала результаты исследования настроений более 26 000 респондентов из всех 27 государств — членов ЕС в период с 12 января по 6 февраля.
Выяснилось, меньше всего поддержки Украине показывают жители Болгарии.
Если в целом по Евросоюзу удовлетворённости реакцией на действия РФ на Украине со стороны ЕС и властей собственной страны находится на уровне 56% и 55% соответственно, то в Болгарии он ниже: позицией руководства союза довольны 48% (не удовлетворены 42%), а национального правительства – 34% (не удовлетворены 58%) опрошенных.
С оказанием гуманитарной помощи Киеву согласны более 91% европейских респондентов, с принятием украинских беженцев – 88%. В Болгарии таковых не существенно, но всё же меньше – 73% (в мае прошлого года было 75%).
По сведениям Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, с февраля 2022 года в Болгарию прибыло около 1,1 млн беженцев, сейчас на её территории находится чуть больше 151 000 украинцев (для сравнения, в России 2,852 млн человек, это максимальный показатель среди стран).
Отношение простых болгар к ним менялось от гостеприимства, помощи и содействия до неприязни из-за ощущения, что они легче получают доступ к социальным услугам и привилегиям, отмечает издание "Дневник".
Зарегистрированные беженцы имеют право на медицинское страхование и социальные услуги, а платят за всё это в конечном итоге болгарские налогоплательщики (расходы на содержание беженцев в прошлом году европейские программы покрыли только на 1/3).
Украинцев, прибывших на первых этапах СВО бесплатно размещали в гостиницах и отелях на побережье, бесплатно кормили, но с началом курортного сезона их стали переселять в центры для беженцев, где условия, естественно, хуже, но они отказывались съезжать, зачастую устраивая скандалы.
Согласно опросу Standard Eurobarometer, Болгария вошла в тройку стран, где большинство жителей не поддерживает финансирование Украины и поставки военной техники из ЕС (вместе с Словакией и Грецией), всего 33% болгар выступили за вооружение ВСУ.
В подтверждение – опрос Alpha Research, опубликованный одновременно с исследованием Standard Eurobarometer, согласно которому мнение о необходимости дальнейшего оказания Европой военную помощь Украине для предотвращения распространения конфликта на другие страны высказались лишь 30,6% болгар.
Большинство респондентов стран ЕС (77%) – за оказание финансовой помощи Украине. В Болгарии – 55%. Меньше – только в Румынии (53%).
С утверждением, что военная спецоперация РФ на Украине угрожает безопасности ЕС, согласен 81% европейских участников опроса (не согласны 15%), в Болгарии – 63% (не согласны 28%).
"Предоставление финансовой поддержки Украине одобряют 77% опрошенных европейцев, а введение экономических санкций против российского правительства, компаний и частных лиц — 74%.
Однако в Болгарии настроения противоположные — санкции поддерживают только 47%. В то время как большинство европейцев согласны с запретом вещания российских государственных СМИ (67%), в Болгарии большинство против (61%)", – пишет издание Капитал.bg.
Однако вопреки желанию местной аудитории, болгарские власти отключили в феврале 2023 года Первый канал и НТВ (вслед запрещёнными в 2022-м телеканалами "Россия-1", "Россия-24", RT и информагентством Sputnik), ссылаясь на Регламент Совета ЕС, тем самым вызвав возмущение телезрителей.
Газета "Земя" сравнила этот поступок с фашистской цензурой против советских радиостанций во время Второй мировой войны и акциями по глушению западных радиостанций во время холодной войны.
"Стыдно, когда болгарские власти бесспорно соглашаются с происходящим и готовы игнорировать не только исторические связи между Болгарией и Россией, но и желание огромного большинства болгарских граждан", писала газета "Русия днес".
Более того, у здания представительства Еврокомиссии в Софии прошла акция протеста, участники которой с флагами Болгарии и РФ в руках потребовали остановить "информационный террор и цензуру", называя остановку вещания российских телеканалов в стране нарушением прав граждан.
Почему же болгары в отличие от остальных европейцев так категорично против антироссийских санкций? Потому что ограничительные меры против РФ наносят серьёзный ущерб экономике Болгарии, а соответственно и их личному благополучию.
Прежде всего речь об энергетике, на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума 2019 года президент Болгарии Румен Радев заявлял, что зависимость республики от российского газа составляет 100%. Сейчас, по оценке экспертов, зависимость сохраняется на уровне 94%, хотя правительство заключает соглашения с другими поставщиками.
В последний, 10-й, пакет санкций против РФ Евросоюз изначально планировал включить Росатом, но в итоге этого не сделал.
Дело в том, что Болгария, как и Венгрия, критически зависит от АЭС, построенных ещё во времена СССР, а применяемые на этих станциях советские технологии заменить невозможно, введение санкций против Росатома – одного из немногих мировых операторов атомной промышленности полного цикла (от строительства и поставок топлива до переработки отработанных ядерных материалов) – приведёт к огромному ущербу для экономик Венгрии и Болгарии, далеко не самых богатых европейских стран, объяснил декан факультета международных экономических отношений Финансового университета при правительстве России Павел Селезнёв.
Более того, антироссийские санкции стали одной из причин падения правительства Кирила Петкова, которое ушло в отставку в конце июня 2022 года после вынесения вотума недоверия из-за провала в финансовой и экономической политике, заявлял профессор прикладной экономики Университета Джонса Хопкинса (Балтимор, США) Стив Ханке.
После начала СВО Петков начал вести двойную игру на украинском направлении – в обход правительства и вопреки нежеланию населения он обеспечивал Киев оружием и боеприпасами посредством фирм-прокладок через Румынию и Польшу, а оплату производили США и Великобритания, говорится в расследовании немецкого издания Die Welt, опубликованном 19 января.
Для реализации своего плана по поддержке Украины Петкову пришлось менее чем через неделю после начала СВО уволить министра обороны Стефана Янева, который был категорически против поставок вооружения Украине, да ещё и называл специальную военную операцию РФ операцией российских войск – ни "вторжением России", ни "нападением на Украину", ни "агрессией РФ".
Официальной руководство страны отрицало поставки оружия Украине как прямые, так и через посредников, а на самом деле только на первые четыре месяца боевых действий, как сообщил министра экономики нынешнего правительства Болгарии, София передала ВСУ боеприпасы и вооружение на сумме не менее $1 млрд весом более 4200 тонн.
Что именно, уточнил глава государственной корпорации Kintex Александр Михайлов: гранатомёты, большое количество боеприпасов, в т.ч. к реактивным системам залпового огня и артиллерии средних калибров (например, 122 мм).
В августе кабинет министров Петкова, согласно отчётам Министерства экономики, одобрил экспорт вооружений на сумму свыше $540 млн, половина которой приходилась на Польшу — основной военно-логистический хаб, через который ввозится оружие на Украину. И это при том, что первая официальная отправка военной помощи Украине со стороны Болгарии была согласована только в декабре 2022 года.
Факт достижения в апреле двусторонней договорённости о массовых поставках боеприпасов ВСУ немецкой газете подтвердил министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба.
Всего Болгария осуществила военных поставок Киеву на $2 млрд, покрыв 30% потребностей ВСУ в боеприпасах. Без помощи этой маленькой и одной из самых бедных стран ЕС украинская армия не смогли бы вести артиллерийское противостояние с российской, пишет Die Welt.
"Вовлечённость болгарской военной техники в конфликт означает, что страна поддерживает определённую сторону, для нас это чревато тяжёлыми последствиями", – предупреждал в марте 2022 года заместитель председателя Болгарской социалистической партии, председатель парламентского комитета по обороне Атанас Зафиров.
Кроме того, София в самом начале СВО тайно обеспечивала Киев топливом, причём ни откуда-нибудь, а с завода в Бургасе, принадлежащего российскому "Лукойлу". Тем самым, по словам украинских официальных лиц, удовлетворяя до 40% потребности страны в горюче-смазочных материалах.
Сам Петков утверждает, что прямых поставок оружия Киеву не было: "Наши партнёры из Польши и Румынии, из США и Англии покупали оружие, произведённое в Болгарии. Да, часть из него оказывалось на Украине, но это не потому, что мы его экспортировали, а потому, что наши партнёры ввозили его туда".
Так предыдущее правительство обвело вокруг пальца и партнёров по правящей коалиции, и население. А ведь президент Болгарии Румен Радев в марте 2022 года был готов предоставить площадку переговоров России и Украины.
Но и нынешний кабинет министров не остаётся в стороне от украинского конфликта. Сейчас в маленьком болгарском городе Костенец спустя 35 лет простоя возобновляет работу завод, который производил 122-мм снаряды для нужд СССР в период членства Болгарии в Совете экономической взаимопомощи.
Проект реализуется при активной финансовой помощи США, поэтому присутствие американских дипломатов на торжественном открытии предприятия неудивительно. Параллельно в городе Сопот снарядный завод перешёл на 6-дневную рабочую неделю.
При этом пророссийские настроения в болгарских городах никак не мешают работе оборонных заводов в интересах Украины и её западных спонсоров, отмечает The New York Times.
Интенсивность расходования боеприпасов украинскими военными вынуждает спецслужбы США и Великобритании искать оружие для ВСУ во всех странах бывшего социалистического лагеря, ведь, несмотря на поставки западного вооружения, главную роль играют именно советские гаубицы и танки, пишет американская газета.
"Начало российской спецоперации на Украине превратило оружие и боеприпасы советских времён в критически важные материальные ценности. Киев и его союзники начали скупать оружие советского образца везде, где могли его найти.
США изо всех сил пытаются получить боеприпасы советской эпохи даже в сельских уголках Восточной Европы. Брокеры с наличными прочёсывают заводы в Боснии и Герцеговине, Румынии и Болгарии в поисках снарядов", – говорится в статье The New York Times.