В первых рядах выгодные посты оставили главы областных военно-гражданских администраций (ОВА) Киевской, Днепропетровской, Сумской областей, а также прифронтовых регионов – Херсонского и Запорожского.
Глава Харьковской ОВА Синегубов при этом остался в насиженном кресле. И неудивительно – умеет делиться и всегда готов взять под козырек. Достаточно вспомнить историю с выполнением президентской программы гуманитарной помощи "Пакет каждому гражданину". В Харькове и области она фактически провалилась. Пайки получили едва ли 10% населения, при этом пакеты были наполовину разграблены. В ХОВА журналистам на условиях анонимности рассказали, что указание не проверять продуктовые наборы исходит непосредственно из офиса президента Зеленского – от Ермака и Тимошенко.
В июне в эфире национального телемарафона ныне покойный глава МВД Денис Монастырский назвал Харьковскую область в тройке лидеров по расхищению гуманитарной помощи.
Перед началом серии отставок, 21 января, Харьков посетила американская делегация во главе с генерал-лейтенантом США Джозефом Кейтом Келлогом. Очевидно, по результатам этого визита было принято решение оставить Синегубова в его кресле, и поставлены новые задачи. Что же до возможной причастности к хищениям, их американцы на Украине, оказывается, вообще не видят. "У США нет никаких свидетельств того, что выделенная Украине помощь была использована не по назначению", – цитируют украинские СМИ спикера Минфина США.
После отъезда кураторов гауляйтер стал гораздо чаще мелькать в информационном поле, но не всегда удачно и своевременно.
В частности, выступил на праздновании "круглой" 218-й годовщины со дня основания Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина.
"Мы искренне благодарны вам за то, что остаетесь на местах, которые продолжаете обучать нашу молодежь. Харьковский национальный университет остается флагманом по всей стране. Мы уверены, что благодаря вам эта тенденции будет и дальше", – обратился Синегубов к преподавательскому составу.
Студентов накануне тоже "поздравили". Первая в новом году стипендия, которую каразинцы получили в последних числах января, оказалась урезанной вдвое, с 2000 грн до 1000 грн (1500 рублей). Такие же стипендии получили отличники – повышенные в ХНУ отменили совсем.
"Учитывая сложную экономическую ситуацию, вызванную российской агрессией и продолжающейся войной, учитывая необходимость аккумуляции ресурсов на оборону государства, было уменьшено финансирование стипендиальных фондов", – пояснили в пресс-службе университета.
Тем временем в областном совете распределили государственную субвенцию на финансирование науки и образования в размере 514 миллионов грн. из них 65 миллионов выделили на финансирование частных школ.
По поводу трагедии на Мироносицкой (разрушение четвертого этажа подъезда жилого дома вследствие "прилета" 29 января) Синегубов неудачно выступил дважды.
Утром 30 января заявил, что при обстреле погибла женщина, тело найдено, жертва получила травмы несовместимые с жизнью. К вечеру этого же дня его опровергли сотрудники МЧС. По состоянию на 1 февраля поиски пропавшей женщины продолжаются.
На следующий день последовало новое заявление.
"Собственно говоря, у нас есть версия, что целью последнего "прилета" по Харькову на самом деле была гражданская больница, расположенная в этом районе", – сообщил Синегубов.
На самом деле, пострадавший жилой дом находится на перекрестке улиц Мироносицкой и Гончара. В шаговой доступности от этого места расположен военный госпиталь. Но целью ВКС РФ был точно не он, не говоря уже о какой-то гражданской больнице.
Дело в том, что вечером 29 января удар был нанесен не по центру Харькова, а в Холодногорском районе. Сильный взрыв слышали жители близлежащих районов, затем на Холодной горе пропало электричество.
Судя по молчанию властей, была успешно поражена военная цель.
Других столь же сильных взрывов в районах, равноудаленных от Холодной горы и центра, никто не слышал. А значит, на Мироносицкую "прилетело" нечто менее мощное. В лучшем случае это была очередная неудачная попытка украинского ПВО сбить российскую ракету. В худшем – очередная провокация в стиле "фрэндли файер", та самая практика ВСУ, которая принесла Харькову столько смертей и разрушений.
Поэтому заявление Синегубова о больнице, сделанное спустя три дня после "прилета", заставляет задуматься. Не готовит ли он почву для новой операции ЦИПСО в Харькове?
Затаившийся было Арсен Аваков, экс-губернатор Харьковской области и экс-глава МВД, внезапно прервал молчание. Это произошло 1 февраля, когда в его дом явились с обыском сотрудники СБУ и ГБР.
"Вот и я стал жертвой зеленых репрессий. Вот вам и "контрнаступление". На дома Авакова и Коломойского, ага. Не с теми воюете, начальники!", – выплеснул эмоции захваченный врасплох бывший министр.
И добавил, что его друг Дмитрий Гордон (признан в России иноагентом) совместно с Яценюком готовит обращение в ООН по поводу развернувшегося на Украине "зеленого террора".
Впрочем, соответствующий текст быстро исчез как с аваковских страниц в соцсетях, так и из лент харьковских телеграмм-каналов, успевших перепостить "зраду". Взамен появилось сообщение, что обыск у экс-министра проводился в связи с закупкой французских ветолетов Airbus. Машина из этой партии разбилась в Броварах.
"Закончили обыск по аварии вертолета. Естественно, ничего. Контракты же утверждались правительством и парламентом. Корректно вели, хоть и бессмысленно. Формально отработали версию", – поспешил загладить впечатление от утренней истерики Аваков. И то сказать – с перепугу "наехал" на Зеленского, которому ни СБУ, ни ГБР не подконтрольны. Это епархия заокеанских хозяев.
В районах Харьковской области, освобожденных ВС РФ весной и летом 2022 года, но вновь захваченных Киевом осенью, наметилась парадоксальная тенденция. Оказалось, что люди, глотнувшие свободы, больше способны на открытый протест, чем, например, жители Харькова. И это несмотря на жесткие репрессии и на то, что активисты в большинстве эвакуировались или схвачены.
Так, в Изюме люди вышли на многочисленную акцию протеста. Требовали соцвыплат, выдачи гуманитарной помощи, в том числе медикаментов.
К сожалению, бездействие и коррупция украинских властей только одна из проблем "освобожденного" Изюма. Жизни горожан по-прежнему угрожают мины ПФМ-1 "Лепесток", которыми ВСУ густо усеяли Изюм и окрестности.
Массовое применение украинскими военными запрещенных мин отмечено Human Right Watch.
"Изюм настолько густо усеян лепестковыми минами, что все жители города, которые разговаривали с исследователями, сообщали, что видели мины на земле, знали кого-то, кто был ранен одной из них, или были предупреждены о присутствии мин", – говорится в докладе организации.
Разминирование – больной вопрос не только для области, но и для самого Харькова, в первую очередь Северной Салтовки. В городе регулярно гремят взрывы, под бодрые комментарии в официальных источниках: "не пугайтесь, в области проводится разминирование". Но вот в пострадавших во время весенней кампании районах для безопасности жителей ничего не предпринимается. Как результат, люди регулярно травмируются и погибают непосредственно в жилых массивах. Складывается впечатление, что разминирование не проводят умышленно, в ожидании нового наступления ВС РФ.
Тот же Синегубов заявляет о непрекращающихся работах по строительству укреплений в регионе. "Фактически, по всей линии государственной границы с агрессором, а это 315 километров, мы усиливаем фортификационные сооружения, чтобы у врага не было ни одного шанса отбить потерянные им весной и осенью позиции".