- Владимир, Эрдоган недавно "наехал" на Макрона, начал ему разного рода нелицеприятные вещи говорить, типа того, что французов выгоняют из Африки. И при этом президент Турции говорит о недостаточно квалификации, как главы государства, у нынешнего президента Франции. Когда президент одной страны так начинает вести себя с президентом другой страны, он прекрасно понимает, какие будут последствия. Можно говорить, что дело идет чуть ли не к разрыву отношений между Турцией и Францией?
- Да.
- А чем это обусловлено? Тем, что французы поддержали армян, а Турция - Азербайджан?
- Это хороший вопрос, потому что видимой проблемы, конфликтной, между Францией и Турцией не намечается, каких-то противоречий у них фундаментальных тоже вроде как нет.
Эрдоган не впервые "наезжает" на Макрона. Он на него как-то "наезжал" за мусульман – мол, французский президент не может обеспечить права мусульман в своей стране, а сейчас речь уже идет о том, что Макрон вообще врун, что он слово не держит, что он, как говорят на Востоке – не мужчина.
Скорее всего, это связано с тем, что Эрдоган хочет получить еще большую популярность перед очередным туром выборов. Он себя позиционирует как лидер новой растущей региональной державы.
Поэтому поддержка мусульман по всему периметру бывшей Османской империи входит в его предвыборную политику. Скорее всего, тут нет каких-то объективных политических причин. Тут личное: выборы на носу. Надо создать впечатление, что Эрдоган такой защитник мусульман, что может и на европейцев надавить, если у них не соблюдаются права мусульман. Именно он новый лидер мусульман, равных ему вокруг никого нет.
- Франция же наряду с Германией лидер Евросоюза, а Турция свою заявку на вступление в ЕС еще не забрала. Пусть главный защитник мусульман, но ведь такое поведение не способствует принятию положительного решения о членстве.
- Здесь и "порылась собака", потому что Франция – это Евросоюз, а с другой стороны, Соединенные Штаты. Эрдоган своим поведением и риторикой показывает, что Европа слабая, а он сильный. И сигнал об этом подает.
С одной стороны, турки присутствуют в Ливии, при этом Эрдоган подает сигнал африканским странам, напоминая, что в Мали у Франции образовались проблемы.
С другой стороны, Эрдоган объективно заинтересован в ослаблении Европы, точно так же, как и Вашингтон заинтересован в ослаблении своего экономического конкурента – Евросоюза.
Эрдоган в каком-то смысле подыгрывает именно этой тенденции на ослабление Европы. Тем более, что Турцию в Евросоюз не взяли. Ей дали понять: теперь, ребята, уже всё - смысла стоять в очереди нет.
Турки долгое время так унижались, так в Европу просились. Их футболили совершенно беспардонно. А теперь мяч на стороне Турции. Европа с проблемами, у них и дефицит газа, и кризис, и то и се, и производство из Европы убегает, всё там рассыпается. А Турция на этом играет свою историческую роль – Анти-Европа в каком-то смысле. Так всегда себя по отношению к Европе вела Россия, только Россия – это Северная Анти-Европа, а Турция в "мягком подбрюшье Европы" сидит.
- Предположение о том, что недавнее сжигание Корана в Стокгольме было рассчитано на жесткую отрицательную реакцию Турции в отношении вступления Швеции в НАТО, и было инспирировано теми шведскими политическими кругами, которые не хотят видеть страну в Североатлантическом блоке, - это конспирология, или для этого утверждения есть основание?
- Основание есть, безусловно. Я тоже об этом подумал. Одно из оснований – немного задержать принятие Швеции, а заодно и Финляндии, в НАТО.
Скандинавы не в очень большом восторге от вступления в блок. Швеции и Финляндии – традиционно нейтральные страны, а тут им надо вписываться в военную дисциплину. Ни к чему им это. Тем более, что с Россией у них очевидных конфликтов не было.
Я не думаю, что они реально, серьезно опасаются, что Россия вдруг двинет войска в Скандинавию. Поэтому я думаю, да, сжег Коран какой-то ультранационалистический политик, антиисламский, но власти, если они и не подталкивали его, то они, по крайней мере, закрыли глаза на это. А на уровне секретных телодвижений все могло быть.
Да, по всей видимости, и Финляндия вроде как сейчас сказала: ну, подождем, какими будут выборы, какими будут их результаты в Турции. После них будем действовать дальше.
Для европейцев сейчас появилась возможность, взять тайм-аут в этой теме, а там дальше посмотрим, как говорят – или падишах умрет, или ишак сдохнет.
- Сейчас начались протесты в Иране, не идентифицированный БПЛА ударил по заводу беспилотников в Исфахане, Турция с Азербайджаном, говорят, что-то готовят против Тегерана. В тг каналах сообщают, что за протестами и маневрами Анкары с Баку стоят Вашингтон с Тель-Авивом. За такими рассуждениями есть некие основания или это тоже конспирологические предположения?
- По логике вещей основания, конечно, есть такие. И недаром даже "Уолл-стрит джорнэл" написали о том, что это все под эгидой Штатов делалось. Вспомните, именно американцы убили иранского генерала Сулеймани, именно Израиль бомбил иранские ядерные объекты.
По логике вещей в произошедшем в Исфахане американо-израильский альянс очевиден. Он все время действовал. Сейчас у власти в Израиле снова ястреб Нетаньяху. Тем более, он взял ультрарелигиозных политиков себе в альянс и демонстрирует мускулы. Мол, снова крутой хозяин пришел к власти и сильной рукой придавит всех врагов Израиля, а заодно и Вашингтона.
Такая тема существует. Хотя, с другой стороны, официально ни Вашингтон, ни Тель-Авив причастности к этой атаке не подтверждают.
Я со своей стороны подкину конспирологическую версию. Сейчас идет гибридная война, которая вроде не война совсем - нет объявлений войны – между конфликтующими странами продолжается торговля, продолжаются бесконечные закулисные сделки, иногда открытые.
Эти беспилотники - типичная составляющая современной гибридной войны. Иранцы тоже молчат, особенно это не комментируют, открыто они ни на кого не наезжают.
Кому это выгодно?
С одной стороны, это выгодно Америке и Израилю, их антииранский план таков: придавить Тегеран, раскачать и снести нынешнее правительство. Но, с другой стороны, это может быть выгодно той же Москве, в том плане, чтобы иранцы оставили в прошлом позицию "и нашим, и вашим" и, осознав, что их "гасят" и давят, однозначно встали бы на сторону России.
Это могут быть и украинцы. Михаил Подоляк же поддержал удар. Так что украинцы свободно могли бы запустить беспилотник, там более они научились с такой техникой работать. Им тоже выгодно разжечь ситуацию.
Это могли сделать и саудиты, потому что они в контрах с Ираном, у них тоже есть свои интересы, они тоже хотят подраскачать ситуацию. С точки зрения гибридной войны, за этой атакой могут быть все, кто угодно. Те же турки, потому что у них с Ираном тоже нет мира. Как мы видим, турки - за Азербайджан, иранцы - за Армению.
Возвращаясь к реальности, скорее всего, я соглашусь с версией "Уолл-стрит джорнэл", они серьезное издание, не просто так написали. А вот между прочим один арабский ресурс – катарский - "Аль-Хаддад" пишет, что Израиль тут не при чем.
Если бы это писали европейцы или американцы, то было бы понятно, хотят выгородить, а тут арабы пишут, что это чисто американская акция. Но все равно непонятно, Израиль участвовал в акции или нет.
Тут ситуация очень мутная. Но в общей логике давления на Иран в плане минимизации его военной экспансии, военной технологии, военной промышленности, скорее всего, оттуда ноги растут, с этой стороны. Но возможны, как я уже выше говорил, и другие варианты
- Многие полагают, что сегодняшний военный конфликт на Украине – это пролог к Третьей мировой войне. Так ли это? Может она случиться?
- Как говорится, все, что не противоречит законам физики, может случится. Так и Третья мировая может случиться, когда никто ее не ожидает.
Я не думаю, что серьезные западные политики, те, кто на самом деле ответственны за фундаментальные решения, прежде всего, американцы, что они подталкивают именно к Третьей мировой войне. Цель всякой войны – извлечение прибыли. Так было до сих пор. А если уж Третья мировая в полном формате – тут никаких прибылей никто не извлечет, тут получится контрпродуктивная политика.
С другой стороны, мы понимаем, что на Западе много аналитических центров, разные психологи, они изучают действия своих оппонентов – россиян в данном случае.
Они изучили и психологию Кремля, и психологию российской стороны, всей российской политики за последние тридцать лет. Они видят, как опытные психоаналитики управляют поведением пациента, и до сих пор, что эта политика оправдана с их точки зрения, потому что посмотреть – действительно и НАТО расширилось, и страны Восточной Европы вошли в НАТО, и по периферии бывший Советский Союз все разваливается.
Объективно получается, что западный активистский подход себя оправдывает. Раз он себя оправдывает, давайте и дальше будем смотреть, насколько поводок можно вытянуть – может быть, еще дальше, и еще шаг за шагом.
Россияне в этом плане оказались в ситуации по Сунь-Цзы – замани противника на крышу и убери лестницу. Россиян заманили в оффшоры, а потом счета закрыли. Продолжается со всех сторон давление, и смотрят, где и как пойдет. Сейчас тут не сработает, то на этом фланге, может быть, сработает.
Запад продолжает систематическое давление и, думаю, будет его продолжать. Вопрос, где эта красная черта, до каких пор он будет продолжать? Тут уже все говорят, что, скорее всего, это игра в долгую, неожиданностей не будет, что взяли и все подписали.
Хотя такая опция тоже существует, западные психологи тоже помнят историю с Советским Союзом, когда неожиданно Советский Союз взял и все подписал, и от всего отказался: всё, ребята, мы отовсюду выходим, мы все сдаем, все базы, все наши архивы открываем, полностью отказываемся от нашей идентичности, от всего, что было, и полностью играем на вашей стороне, давайте дружить.
Так что такой вариант тоже с точки зрения этих западных кураторов не исключен, они смотрят, что происходит по факту, но так оно и есть. Да, в России сейчас началось какое-то сопротивление...
Но опять же, тема очень мутная, гибридная, непонятно, до какой степени тут можно давить на Россию. Где эти красные линии – тоже никто четко не очертил.
Идет игра нервов, психическая атака, так ее можно назвать, и Москва начала психическую атаку, каппелевскую, под барабанный бой, ну и Запад тоже не промах, он тоже пошел в психическую атаку.
Есть, безусловно, и в Европе проблемы, и в Америке, в той же Турции – везде по всему миру сейчас большие проблемы. Но я не думаю, что кто-то сознательно ведет мир к Третьей мировой войне, потому что таких сумасшедших нет. Но они могут появиться, безусловно.
Когда ситуация накаляется, вдруг неожиданно где-то может пробить так, что никто не ожидает. Я такую опцию тоже не исключаю, она, безусловно, пугающая, и она может случиться, потому что у кого-то нервы сдадут, в конце концов.
Это риски большой политики, риски технологических издержек современной реальности, когда все возможно, и не знаешь, с какой стороны может пробить.