Очень полезные ископаемые. Почему США возбудились из-за украинского титана

Американское издание Newsweek своим материалом "Битва за украинский титан" подняло тему зависимости США, Евросоюза и России от содержимого украинских недр
Подписывайтесь на Ukraina.ru
Безусловно, интересы США на Украине куда шире, чем простая добыча титана — он скорее вишенка на торте, чем сам торт. Но раз Newsweek решила акцентировать внимание на украинском титане, стоит погрузиться в тему, выяснив, чем Украина может помочь США в замещении российского титана.
Мировой рынок титана
Главными производителями титанового сырья — ильменита и рутила — являются Китай, Австралия, Канада и ЮАР, на которые приходится около 60% мирового производства титана в концентратах.
Из титанового сырья производят:
— Диоксид титана — первичный продукт переработки титанового концентрата, используемый преимущественно как пигмент, придающий разной продукции белоснежно белый цвет. 90% титанового концентрата дальше этого уровня переработки не поднимаются. Мировой объём производства — порядка 6 млн тонн диоксида титана в год.
— Губчатый титан — первичный технический продукт промышленного производства титана, используемый для дальнейшей переработки в металлический титан. На губку приходится около 10% переработки титанового концентрата или около 210 тысяч тонн.
— Титановые слитки — результат глубокой переработки губчатого титана, в мире ежегодно производится около 400 тысяч тонн металлического титана.
— Титановый прокат — конечная продукция, обладающая наивысшей добавленной стоимостью.
Структура мирового потребления металлического титана также выглядит вполне незамысловато: 42% — аэрокосмическая промышленность, 38% — промышленность, 11% — ВПК, 3% — медицина и 6% прочие производства.
Как видно из диаграммы, мировым лидером по запасам и производству титана в концентрах является Китай, при этом не только наращивает производство титановой продукции (доля Китая за последние за десятилетие с 2010 по 2022 годы выросла с 11% до 34%), но и увеличивает её потребление, преимущественно удовлетворяя собственные потребности.
Поэтому нетто-экспортёрами титанового концентрата являются Мозамбик, Канада, Австралия, ЮАР и Украина. Примечательно, что последние две страны — ЮАР и Украина — являются практически чистыми экспортёрами титановой продукции в силу малых объёмов внутреннего потребления.
Но в таком случае возникает резонный вопрос: почему же у России с 15% долей титанового концентрата в мировых запасах лишь 0,03% в его мировом производстве? Ответ на этот вопрос вполне прост: корнями он уходит в советские годы, а географически — в Украину.
Советское кооперационное наследство
Промышленное производство титана в СССР организовали в начале 1950-х годов. На Украине из ильменита и рутила производили губчатый титан, который затем перевозили в Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение (ВСМПО).
К концу 1980-х годов в СССР было три титано-магниевых комбината (Запорожской, Усть-Каменогорский и Березниковский), который производили титановую губку. Губчатый титан перерабатывало в слитки ВСМПО.
С распадом СССР комбинаты оказались в трёх независимых республиках бывшего СССР, однако принципиально кооперационная схема 1980-х не изменилась. И если Усть-Каменогорский завод (11% мирового рынка металлического титана) и "ВМСПО-Ависма" развивались (производство с 20 тыс. тонн металлического титана в 2009 году увеличилось до 30,9 тысяч тонн к 2018 году), то Запорожский комбинат лишь дряхлел.
При годовой мощности в 20 тысяч тонн титановой губки производство за ЗТМК в 2012–2019 годы снизилось с 12 тысяч до 6 тысяч тонн. Сократилось и производство диоксида титана: с 153 тысяч тонн в 2011 году до 41,5 тысяч тонн к 2019 году, однако львиная доля этого падения вызвана переходом завода "Крымский титан" под контроль России.
Сокращалось и добыча сырья (ильменита и рутила) с 783 тысяч тонн в 2017 году до 697 тысяч тонн в 2020 году.
СМИ: США поддерживают Украину из-за больших запасов титанаСША продолжают поддерживать Киев из-за запасов титана на Украине, пишет журнал Newsweek
В среднем Украина ежегодно производила всей титановой продукции примерно на 350–400 млн долларов при выручке ВСМПО-Ависма в районе 1,5 млрд долларов.
В период с 2014 по 2020 годы 85% своих потребностей в титановом концентрате Россия удовлетворяла как за счёт украинского сырья, сократив его закупки до 46% от общего объёма лишь по итогам 2021 года.
Сырьё поставляли с:
— Малышевского месторождения (Днепропетровская область);
— Волчанского месторождения и Демуринского ГОКа (Днепропетровская область), принадлежащих "ВСМПО-Ависма");
— Иршанской группы месторождений (Житомирская область).
Поставки из Украины были удобными не только в силу их традиционности, но и из-за использования железной дороги, обеспечивавшей регулярный подвоз продукции небольшими партиями, в отличие от морской логистики. Плюс даже после 2014 года Москве и Киеву удавалось договариваться по титановым вопросам. Да и руды на Украине отличались высоким (свыше 60%) содержанием титана.
И пока Украина оставалась поставщиком низкопередельной продукции, Россия наращивала выпуск не просто титана в слитках, а металлического проката и штамповок для Boeing и Airbus. К началу СВО "ВСМПО-Ависма" контролировала порядка четверти мирового рынка титанового проката, обеспечивая 100% потребностей бразильской Embraer, 65% потребностей Airbus и порядка 30–40% потребностей Boeing в титане.
На США и ЕС приходилось около 80% экспорта "ВСМПО-Ависма".
Всё это позволяет компании пока что оставаться неприкосновенной для санкций, хотя их введение лоббировала украинская компания "Вельта". Пока что, потому и Boeing, и Airbus намерены отказаться от российского титана (но сделать это будет очень непросто).
Теперь стоит пристальнее приглядеться к упомянутой в данном абзаце компании "Велта" — лоббисте санкций против "ВСМПО-Ависма", — а также иным компаниям, добывающим титановое сырьё.
Был Фирташ — и нет Фирташа
С 2004 года крупнейшие месторождения титаносодержащих руд на Украине контролировал Дмитрий Фирташ. Его компании долгие годы был главными поставщиками титанового концентрата для "ВСМПО-Ависма".
В основе титанового дивизиона Фирташа были "Крымский титан" (производитель диоксида титана), арендуемые у государства украинские Вольногорский и Иршанские ГОКи, а также Мотроновский ГОК (Днепропетровская область), Междуреченский ГОК (Житомирская область), "Валки-Ильменит" (Житомирская область) и "Запорожский титано-магниевый комбинат (49% акций).
В 2014 году, когда Фирташ впал в немилость, Фонд госимущества Украины отказал Group DF в продлении аренды на Иршанский ГОК (Житомирская область) и Вольногорский ГМК (Днепропетровская область), передав их в управление учреждённой им же "Объединенной горно-химической компании" (ОГХК).
ОГХК управляла данными активами при Порошенко, а при Зеленском её решили выставить на продажу в рамках "Большой приватизации". Вплоть до выставления активов на приватизацию ОГХК управлял Питер Дэвис — менеджер, связанный с Фирташем.
Украинская авиация не сможет существовать без российского титана - директор киевского заводаКритическая зависимость от титановых сплавов не позволит отказаться от покупок российской продукции, сказал генеральный директор украинского госпредприятия «Завод 410 гражданской авиации» Александр Пащенко. Его слова приводит украинское издание «Оборонно-промышленный курьер» 15 сентября
Пока Дэвис управлял ОГХК она отгружала ильменит "Крымскому титану", отказывая в поставках американской Chemours (бывшая DuPont).
С 2018 года Фирташ в судах вёл борьбу за сохранение своего контроля над Запорожским титано-магниевым комбинатом, который украинская власть пыталась национализировать: суды шли с переменным успехом, но пока длилась тяжба, предприятие работало на Фирташа.
Лишившись контроля на ОГХК и его сырьём, в апреле 2021 года подконтрольный Фирташу Междуреченский ГОК купил Селищанское месторождение (Житомирская область). Но в июне 2021 года Зеленский своим указом аннулировал спецразрешение на добычу руд, выданной компании Фирташа "Валки-Ильменит".
Как итог — в конце 2021 года Фирташ продал "Крымский титан".
Работала схема по поставкам украинского сырья в Россию вплоть до начала СВО. После все транспортные коммуникации нарушились, а транзакции между участниками схем стали невозможны из-за отключения России от мировой финансовой системы.
Отобранные сперва у Фирташа, а затем у его менеджера Иршанский ГОК и Вольногорский ГМК под давлением МВФ пытались продать, но покупателя найти так и не удалось.
В общем, из титанового бизнеса Дмитрия Фирташа изгнали в два приёма: сперва Украина забрала сырьевые активы, а затем СВО разрушила кооперационные цепочки, а Киев добил остатки бизнеса. 25 мая 2022 года Верховный суд Украины лишил Фирташа контроля за Запорожским титано-магниевым комбинатом, а в октябре 2022 года Государственное бюро расследований Украины инициировало конфискацию Междуреченского ГОК у Group DF.
А вот с активами "ВСМПО-Ависма" дела обстоят несколько сложнее: 29 января Высший антикоррупционный суд (ВАКС) Украины отказал в конфискации принадлежащему Михаилу Шелкову (основной акционер "ВСМПО-Ависма") Демуринского ГОКа, но арестовал его квартиры, счета и трактор.
Собственно, с отжимом активов у Фирташа в два приёма, "заморозкой" собственности "ВСМПО-Ависма" и государственной ОГХК всё ясно. Теперь стоит вернуться к лоббисту санкций против "ВСМПО-Ависма" — компании "Велта".
"Велта" — одна из компаний, ведущих добычу ильменита на Бирзуловском и Лекаревском месторождениях ильменита в Кировоградской области. Компания заявляет, что контролирует 2% мирового рынка поставок ильменита, 35% украинской добычи и обеспечивает 10% поставок американской компании Chemours.
Примечательно, что "Велта" помимо строительства Бирзуловского ГОКа (ГОКи строил и Фирташ) возводила в Новомосковске (Днепропетровская область) завод титановых изделий, то есть пыталась выстроить максимально длинную производственную цепочку.
Теперь пора вернуться к материалу Newsweek и понять титановые планы Вашингтона и России.
Неопределённое будущее
Собственно, титановая промышленность Украины 2022 год пережила с серьёзными потрясениями и переделом собственности.
— У Фирташа отобрали титановые активы.
— Из частных компаний осталась "Велта", возобновившая в июле отгрузку титаносодержащего сырья, но прекратившая строительство завода титановых изделий. Его "Велта" планирует перенести с левого на правый берег Днепра.
— Государственная ОГХК ожидает инвестиций со стороны США, о чём в середине декабря 2022 года заявлял её и. о. председателя правления Владислав Иткин.
· На решение ВАКС по Демуринскому ГОКу будет подана апелляция. Скорее всего, его в итоге отберут у Шелкова и "ВСМПО-Ависма".
Фактически, украинская власть — то ли самостоятельно, то ли по заказу из Вашингтона — создала условия для вхождения в титановый бизнес американских инвесторов. Это вхождение может быть как прямым (в форме покупки компаний), так и опосредованным (через ОГХК).
Прямое вхождение маловероятно в силу высоких военных рисков, а также общего бардака на Украине с логистикой и электроснабжением. Поэтому США легче просто принудить Киев завязать большую часть активов, отобранных у Фирташа, на ОГХК и увеличить, просевшие в 2022 году, отгрузки в ЕС (Польша и Чехия — 6,8% и 49,3% экспорта титана соответственно), а также США (12,5% экспорта).
Танки, которых нет. США обманули Украину и продолжают использовать её в своих интересахСогласие Германии и США поставить танки Leopard и Abrams Украине преподносились как величайшая победа Украины. Однако когда дело дошло до практической реализации сделки, выяснилось, что поводов для радости у Киева нет
Больших капиталовложений от США не потребуется, зато они получат как возможность нарастить поставки титанового концентрата, так и перерабатывать его на мощностях Запорожского титано-магниевого комбината.
Плюс на США уже работает "Велта", которая сможет поставлять на Запад готовую продукцию, но не раньше, чем перенесёт свой завод вглубь Украины. Однако этого мало: США покупали у России либо титан в слитках, либо уже готовые изделия, то есть продукты высокого передела, которые им не сможет заместить Украина.
Её стоит рассматривать как поставщика сырья и губчатого титана. Соответственно, США придётся наращивать мощности по переработке титана. А на это уйдут деньги и неопределённое время.
Отдельная беда — обеспечение качества продукции и прохождение полного цикла сертификации и испытаний, на что может уйти не меньше времени, чем за замещение русского титана.
Теперь стоит вернуться к России.
"ВСМПО-Ависма" и "Крымский титан" после начала СВО перестали получать сырьё с Украины: "Ависма" переключалась на поставки из Африки и Азии, а "Крымский титан" работает на половину мощности.
Внутренний рынок по титану в России — узкий, однако за счёт развития гражданского авиапрома его ёмкость удастся увеличить. Остальное — в случае реального отказа от закупок со стороны Boeing и Airbus— направят в Китай, где также делают ставку на создание конкурентов западным авиагигантам.
В теории всё это позволит сохранить объёмы производства титановых полуфабрикатов на уровне 30 тысяч тонн в год. Главное — заместить украинское сырьё за счёт интенсификации собственной добычи и диверсификации поставок из других стран.
Впрочем, есть и другой вариант — вернуть отобранное. Где США берут хитростью, там Россия может отыграться с помощью силы.
Рекомендуем