Гипотетический трибунал по поводу несуществующей агрессии. Как ПАСЕ хочет наказать Россию за её же счет

ПАСЕ призвала создать трибунал, юрисдикция которого будет распространяться на "агрессию, начатую РФ против Украины в феврале 2014 года". С подобным подходом начало "агрессии" можно отодвинуть и на декабрь 1991-го
Подписывайтесь на Ukraina.ru
В четверг, 26 января, Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла резолюцию «Правовые аспекты и аспекты прав человека в агрессии Российской Федерации против Украины». В документе содержится призыв к созданию «специального международного уголовного трибунала», к юрисдикции которого будет относиться «преступление агрессии России против Украины». Правда, виновные в резолюции названы авансом — политическое руководство России и Белоруссии, включая президентов обоих государств.
Олег Хавич: кто онУкраинский журналист, политолог, политический аналитик, собственный корреспондент издания Украина.ру в Восточной Европе
«Официальные должности главы государства или правительства, члена правительства или парламента, избранного представителя или государственного служащего ни в коем случае не должны освобождать обвиняемое лицо от уголовной ответственности за преступление агрессии или оправдывать смягчение наказания. Этот принцип должен применяться к гражданам государств, не являющихся сторонами учредительного договора или соглашения, в частности гражданам государства-агрессора и его сообщника», — говорится в документе.
Надо сразу сказать, что резолюция ПАСЕ не имеет никаких юридических последствий, являясь призывом к 4-му саммиту глав государств и правительств Совета Европы, который должен пройти в Рейкьявике в мае 2023 года.
По мнению ПАСЕ, на этом саммите должны оказать политическую поддержку созданию спецтрибунала, а также «обеспечить конкретную экспертную и техническую поддержку Совета Европы процессу его создания в тесной координации с другими заинтересованными международными организациями и государствами».
В резолюции сказано, что создание спецтрибунала «должно быть одобрено и поддержано как можно большим количеством государств и международных организаций, в частности Генеральной ассамблеей Организации Объединенных Наций».
По сути, документ ПАСЕ в значительной мере повторяет принятую неделей ранее, 19 января, необязывающую резолюцию Европарламента. В ней сказано, что Европейский Союз и его государства-члены должны добиваться создания «специального международного трибунала для преследования преступления агрессии против Украины, совершенного политическим и военным руководством России».
Главная задача авторов обеих инициатив — найти юридически обоснованный путь для создания «трибунала», который будет обладать юрисдикцией для преследования Владимира Путина, политического и военного руководства РФ, а также Александра Лукашенко и руководства Белоруссии как государства, «с территории и при поддержке которого Россия ведет боевые действия против Украины».
ПАСЕ назначила виноватыми в происходящем на Украине Россию и БелоруссиюПарламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла решение, что за военные преступления на территории Украины должны в равной степени нести Россия и Белоруссия. Об этом 26 января написало украинское издание "Европейская правда"
Дело в том, что за преступление агрессии несет ответственность высшее руководство страны, но на него распространяется международный иммунитет от иностранной уголовной юрисдикции. То есть для работы подобного «трибунала» такой иммунитет необходимо снять, а для этого нужна поддержка мирового сообщества и его согласие на фактическую отмену действующего международного права. Ведь Совет Безопасности ООН парализован в любом вопросе, касающемся конфликта на Украине, поскольку Россия — его постоянный член, обладающий правом вето. Поэтому ЕС и Украина должны искать поддержку в Генеральной Ассамблее ООН и на других международных форумах, активно используя публичную дипломатию и стратегическую коммуникацию, подчеркивается в резолюции Европарламента.
В Брюсселе признают, что идея создания специального «трибунала» связана с тем, что Украина не присоединилась к «Международному уголовному суду» (МУС) и не ратифицировала так называемый «Римский статут МУС» и поправки, касающиеся преступления агрессии. В связи с этим Европарламент и Еврокомиссия подчеркивают важность ратификации Украиной «Римского статута» и поправок к нему, а также официального вступления в МУС. «Это стало бы важным внешним и внутренним сигналом со стороны Киева», — подчеркнул во время выступления в ЕП еврокомиссар по вопросам юстиции Дидье Рейндерс.
Резолюция ПАСЕ также подтвердила, что находящийся в Гааге Международный уголовный суд не может рассматривать подобное дело. У него на данный момент нет юрисдикции, учитывая тот факт, что Россия и Белоруссия, как и Украина, не являются сторонами «Римского статута МУС», а Совет Безопасности ООН не передавал дело в этот суд. Однако авторы резолюции ПАСЕ намеренно попытались связать гипотетический «трибунал» с уже существующей инстанцией ООН, указав, что его местонахождение должно быть определено в Гааге «с целью обеспечения взаимодополняемости и сотрудничества с МУС и другими международными судами и учреждениями».
Важное различие между двумя резолюциями состоит в том, что документ Европарламента не устанавливает никаких временных рамок для расследования, а вот в ПАСЕ считают, что юрисдикция спецтрибунала должна распространяться на «агрессию, начатую Россией против Украины в феврале 2014 года».
Таким образом, в этом органе пошли даже дальше Европейского суда по правам человека, который 25 января вынес определение, что 11 мая 2014 является датой начала так называемого «эффективного контроля России» над частью Донецкой и Луганской областей. Напомню, в этот день прошли референдумы, на которых большинство жителей упомянутых областей подтвердили создание на их территории, соответственно, Донецкой и Луганской Народных Республик, и их выход из состава Украины.
МИД России назвал резолюцию Европарламента о признании РФ "спонсором терроризма" недружественным шагомРезолюция Европарламента о признании России "государством-спонсором терроризма" является недружественным шагом, говорится в заявлении замглавы МИД РФ по вопросам противодействия терроризму Олега Сыромолотова, опубликованном на сайте внешнеполитического ведомства.
Подобный креативный подход даёт возможность отодвинуть рамки «российской агрессии» глубоко в прошлое. Например, на сентябрь 2003 года, когда возник конфликт между Москвой и Киевом вокруг острова Тузла в Керченском проливе. Или на апрель 1992 года, когда президенты Украины и РФ одновременно объявили о переподчинении себе всего Черноморского флота СССР. А то и на декабрь 1991 года — ведь после референдума о независимости Украины и её международного признания на территории нового государства находилось множество воинских подразделений, сохранивших верность Москве.
И, конечно же, за все эти «акты агрессии» можно потребовать «компенсации». Так, хотя создание «трибунала» является гипотетическим, в резолюции Европарламента есть вполне прикладной момент: она призывает Евросоюз и его партнеров обсудить правовые пути использования замороженных активов Центробанка РФ в качестве «репараций за нарушения Россией международного права на Украине». В частности, рассмотреть потенциальный отказ в защите суверенного иммунитета этих активов в связи с тяжестью правонарушений.
И первый шаг в этом направлении уже был сделан 25 января 2023 года. Как сообщило американское агентство Bloomberg, в этот день юридическая служба Совета Европейского Союза представила план «легального использования» замороженных на территории ЕС активов Центробанка России — а это не менее 33,8 миллиарда евро — в пользу «послевоенного восстановления Украины».
Юристы ЕС утверждают, что использование замороженных российских активов юридически осуществимо при условии, что они не будут экспроприированы, а также будут выполнены определенные условия — в частности, основная сумма активов и проценты по ним когда-то будут возвращены России. План заключается в том, чтобы в качестве первого шага замороженные активы были объединены на европейском или международном уровне — с целью получения прибыли, которую можно было бы использовать для финансирования Украины.
Европейская комиссия, по данным Bloomberg, более осторожно относится к юридической целесообразности использования замороженных активов РФ, а также указывает на общую сложность воплощения этого плана. В ЕС также уверены, что любой подобный план должен быть воплощен в сотрудничестве с «Группой семи» (G7). Кроме того, в Еврокомиссии считают, что сначала нужно установить точную сумму и местонахождение замороженных российских активов. Ведь даже упомянутая предварительная оценка активов Центробанка РФ в ЕС всё ещё уточняется.
Во время дискуссии с постоянными представителями государств — членов ЕС в Брюсселе представившие план юристы объяснили, что если Евросоюз понесет убытки при управлении российскими активами, компенсация должна быть предоставлена из бюджета ЕС или государствами-членами. Потому неудивительно, по информации Bloomberg, что предложение расценено как «противоречивое», и его обсуждение находится на «очень предварительной стадии». Однако аппетит, как известно, приходит во время еды — особенно за чужой счёт.
Рекомендуем