Дмитрий Дробницкий: Африка, Арктика и космос становятся после Украины ареной будущих конфликтов

Помимо украинского кризиса, Америка уже открыла второй фронт борьбы с Китаем. Но проблема там в том, что огромное количество экономических связей с США, которые порвать просто так не выгодно ни тем, ни другим. Однако противоречия между Китаем и США нарастают, считает американист, политолог-международник Дмитрий Дробницкий.
Подписывайтесь на Ukraina.ru
Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру.
- Дмитрий, вопрос об итогах и последствиях встречи на авиабазе Рамштайн в Германии, относительно помощи Украине. Что нам демонстрирует Запад и насколько опасно недооценивать эту ситуацию?
– Дело в том, что иногда все-таки путают регулярные совещания НАТОвские, там же проходящие, не в Брюсселе, а на базе Рамштайн, с тем, что сейчас происходило совсем недавно в январе. Это контактная группа по Украине, по конфликту на Украине.
Туда входят НАТОвские и не НАТОвские страны, например, туда входит Израиль, Пакистан и т.д. То есть, это все-таки такой специальный формат, который был создан под украинский конфликт. Это первый момент.
Второй момент, надо понимать, что никаких решений на этой базе в ходе этих совещаний не принимается. Ясно, что это такое громкое событие, и оно громко освещается Киевом по той простой причине, что - ну как же, контактная группа столь много уважаемых стран, и все по Украине, особенно в связи с военным конфликтом, со специальной военной операцией.
И как бы каждый раз на этой контактной группе обсуждаются вопросы, а чего еще из оружия поставить Украине, сколько денег выделить. На деле никакие решения там не принимаются. По большому счету все эти решения принимаются в Вашингтоне, чуть менее стратегически масштабные, более тактического плана принимаются в Лондоне, здесь у Лондона особая роль.
Дмитрий Дробницкий: кто онПолитолог-американист
Поэтому контактная группа – это контактная группа, проконтактировали, что называется, очередное событие, отчетно-перевыборное собрание состоялось. Но на деле политика определяется в Вашингтоне.
Мы видели по очередной январской встрече, что вопрос о предоставлении Украине танков, тяжелой бронетехники, еще не принят. Судя по всему, здесь есть разногласия в Вашингтоне, внутри себя. В Германии был разыгран целый спектакль по поводу того, что Шольц и министр обороны против. Макрон сказал, что он готов начать поставлять танки "Леклерк", а Польша ничего не сказала, она требовала от Германии соответствующего действия, но Германия сказала, что она не будет возражать, если Польша отправит свои "Леопарды-2" на Украину.
Тут надо тоже пояснить, что почти все оружейные сделки предполагают потребление, использование военной техники той страной, которая купила. Это регулируется международным правом. Поэтому, для того, чтобы потом эти танки передать, в том числе б/у, требуется согласие страны, которая эти танки в свое время поставила. Понятное дело, что всем на это плевать, порядок, который построен на правилах предполагает, что правил никаких нету.
Понятно же, что вся военная техника Варшавского блока, которая была чохом отправлена на Украину, с точки зрения международного права незаконна хотя бы потому, что правопреемница Советского Союза, которая поставила эти вооружения в Восточную Европу, Россия - не давала на это согласие, а поэтому извините, это все незаконно. Но на это сейчас никто не смотрит.
Тем не менее, это высказывание говорит о том, что мы не в принципе против поставки техники – мы свои поставить не можем. Но еще раз, общая канва, надо понимать – это скорее большая пиар-акция. Решения принимают не там.
В Вашингтоне свои начались движения, судя по всему, у нынешней администрации в ее нынешней конфигурации дела совсем плохо, ее будут перетряхивать. Поэтому принимать какие-то решения сейчас, за которые потом, возможно, клан человека, принявшего решение, будет серьезно расплачиваться – не хотят.
Поэтому ранее было принято решение (о поставках Киеву техники – Ред.), включая довольно серьезные бронированные средства, но все-таки не танки, а БТР, БМП, боевые машины, связанные с пехотными подразделениями. Они будут поставляться, есть видео того, как это все через Польшу едет. Более серьезного пока никакого решения не принято. Боеприпасы, к уже имеющимся поставленным вооружениям также будут поставляться.
Кстати говоря, в США, вполне возможно, когда пойдет разговор о потолке госдолга, а сейчас уже начинаются разговоры, а к концу мая станет совсем горячо. И тогда целая группа республиканцев, которая выступает за то, чтобы вообще зарезать военный бюджет (выступят – Ред).
– То есть, сокращения помощи следует ожидать Украине?
– Если этой группе крайне правых удастся выставить свою инициативу таким образом, чтобы вместо того, чтобы вооружать Украину, мы улучшаем безопасность США, то решение почти наверняка пройдет. Но - если это удастся. Поэтому тут большой знак вопроса.
Но еще раз повторюсь – 2023 год в Вашингтоне будет очень горячим, в связи с чем принятие каких-то новых решений, в том числе по Украине, таких радикальных, сопряжено с трудностями. Поэтому так торопился Байден до окончания срока предыдущего Конгресса – раскассировать очередные деньги на Украину.
Итоги восьмой встречи в Рамштайне. Запад продолжит накачивать Киев оружием, но танки пока не дадут20 января на американской авиабазе Рамштайн в Германии состоялась восьмая встреча министров обороны порядка 50 стран Запада, на которой обсуждалась дальнейшая помощь Украине. Ее итоги вышли неоднозначными.
А вот состав технических средств – это требует внутреннего согласования в Вашингтоне, все остальные подчинятся, никуда не денутся. Но это внутреннее согласование сопряжено с определенными трудностями – в связи с тем, что уже начали перетряхивать администрацию, глава администрации уходит в отставку, это не конец, явно только начало. Поэтому такая ситуация.
– Перейдем к следующей теме – накал в американо-китайских отношениях. Госсекретарь Энтони Блинкен, выступая в Чикагском университете сказал: что температура несколько снизилась – "до определенного градуса". Так ли это на самом деле и готовы ли Штаты к началу второго фронта параллельно с украинским?
– Этот второй фронт уже существует, просто понимаете, в чем дело… У Китая огромное количество экономических связей с Соединенными Штатами, которые порвать просто так не выгодно ни тем, ни другим. Это не означает, что они не хотят их расторгнуть, как раз наоборот – обе страны, обе столицы пытаются эти отношения расторгнуть. Проблема в том, что так сейчас взять и порвать – это сопряжено с непредсказуемыми последствиями.
Именно поэтому на Бали, где проходила встреча Двадцатки, и Байден имел встречу с Си Цзиньпином, не было сказано в открытую, но совершенно очевидно, что было заключено некое предварительное соглашение о двухлетнем перемирии. Не в том смысле, что уже существующие напряженности и ограничения прекращаются, нет, они сохраняются, просто новой эскалации не будет.
Под это дело Китай сделал большой подарок Соединенным Штатам. Судя по всему, назначение Цинь Гана, нынешнего министра иностранных дел Китайской Народной Республики, и продвижение Ван И выше в партийное руководство, в советники Си Цзиньпина, скорее всего, готовилось давно, но сделано было очень красиво. Потому что, все-таки, посол КНР в США, человек, который давно контактирует с американским истеблишментом, был сделан министром иностранных дел, то есть, визави главы американской дипломатии, как раз после встречи Байдена и Си Цзиньпина. Это такой красивый, сделанный по-китайски прием.
При этом это будет известный и очень хорошо знающий, компетентный дипломат со стороны Китая. Но есть одна проблема со стороны США – это госсекретарь Энтони Блинкен. Дело все в том, что у него есть капитальная проблема, связанная с разговорами о великих державах. Потому что он не признает существования никаких великих держав, кроме Соединенных Штатов.
Он представитель своего клана, стэндфордского клана, кстати, он не цепляется даже за либералов или консерваторов. Кондолиза Райс оттуда же, имела отношение к созданию этого клана в свое время и Мадлен Олбрайт, но она от него дистанцировалась потому, что даже для нее это слишком большие ястребы.
Он (Блинкен – Ред.) дважды просто вдрызг разгругивался с Ван И в ходе очных встреч. Сначала в Анкоридже на Аляске в США, потом под Пекином, я сейчас не помню названия городка, да простят меня знатоки китайской политики – но там тоже такой же раздрай получился. И потом общение накоротке, между советниками, немножечко залечило эту ситуацию, и сам лично Байден повстречался с Си Цзиньпином. Обычно такие встречи готовит аппаратный враг Энтони Блинкена Джейк Салливан – они вроде как договорились о некоем перемирии. Но получится ли у Блинкена сдержать себя и это двухлетнее перемирие сохранить, или его снимут, как сняли Рональда Кляйна до его поездки в Китай – это большой вопрос. Или он допустит там ошибку и его за это снимут.
В любом случае есть здесь одна проблема. И конечно, противоречие между Китаем и Соединенными Штатами нарастает. Тут дело даже не только в Тайване. Для Китая Тайвань – это большой приз.
Китай и Тайвань. Начнется ли Третья мировая война?Будут ли в ближайшем будущем воевать США и их союзники в Тихом океане с Китаем из-за "демократии на Тайване"?
Для мира захват Китаем Тайваня в ходе военной операции или мирное быстрое присоединение – это было бы большой проблемой из-за микрочиповой общемировой проблемы. Поскольку тайваньское предприятие TSMC - Taiwan Semiconductor Manufacturing Company - которое производит до половины суперсовременных процессоров и четверть вообще всех процессоров в мире, потихоньку перебирается в Аризону, уже идут пусконаладочные работы на оборудовании, то эта проблема снята. И в этом смысле - это даже не самый главный фронт.
Все остальное - то, что связано с экономическим взаимодействием Китая с Соединенными Штатами, с Россией тоже, потому что США стремятся всячески сделать так, чтобы Китай не помогал России в ее конфликте с Западом. На деле Китай смотрит на это совершенно иначе, потому что он воспринимает себя центром мира, и в этом смысле, что вы там думаете по поводу того, с кем мы как взаимодействуем – нас не очень беспокоит.
Но все равно, как только Байден встретился с Си и договорился вроде как о перемирии, тут же вступили в силу новые ограничения на торговлю высокотехнологичным оборудованием для производства тех же самых микрочипов уже в Китае. А это недружественные действия, Китай точно так на самом деле это воспримет. Это очень серьезные ограничения, потому что единственная цель этого действа – это попытка сдержать развитие Китая. Китай это очень хорошо понимает, естественно, воспринимает как недружественные шаги.
Так что тот второй фронт – он другой немножечко, но он не менее горячий, он уже сейчас существует.
– Бытует мнение, что в войне Запада с Россией нет забытых фронтов, везде нужно быть начеку, работа ведется по всем континентам. Какое место среди них занимает Африка?
– По поводу Африки надо все-таки отделять реальность от неких умозрительных построений. Одно и самых распространенных состоит в следующем. Африка – единственный регион мира, где еще возможен рост. Если вы будете читать американских, наших, любых экспертов, они вам скажут об этом обязательно.
То есть, тут потенциал роста не исчерпан. Причем - как демографически, так и экономически. В Африке, за редким исключением, в основном, североамериканских стран и ЮАР, которые в БРИКС входят, за исключением этих стран, которые не совсем Африка - так будем говорить. Когда говорят об Африке обычно говорят о том, что южнее этого арабского северного пояса, и севернее ЮАР – это Африкой обычно называется, когда говорят об Африке как о регионе. И как бы считается, что там экономика-то на нулях, значит, еще возможен рост.
Тут есть одна важная вещь, которую не учитывают, когда так говорят – этот рост, именно в тех терминах и по тем правилам, которые существовали до начала развала глобального миропорядка. Условно говоря, на этот регион можно напечатать доллары и освоить эту территорию, получив соответствующие богатства в закрома транснациональных корпораций, и все остальные рядышком находящиеся озолотятся попутно по ходу, в качестве партнеров этого процесса.
На деле это один из самых сложных регионов в мире, он сложнее, чем что бы то ни было другое, и с точки зрения военной, и с точки зрения межэтнических конфликтов. Надо же понимать, что, когда в Соединенные Штаты приезжают чернокожие или потомки выходцев из разных африканских стран, и даже не африканских, чернокожие все считают себя black brothers. А внутри Африки – там поколениями идут межэтнические конфликты с большой ненавистью, с большой историей, большой кровью и т.д.
Во-вторых, совсем не решена проблема не то что с бедностью и нищетой, а с голодом. Не решена проблема с обеспечением элементарными лекарствами.
Часть западных вооружений из Украины сразу перекочевала в Африку - французский юристЧасть оружия, поставляемого Западом Киеву, из Украины практически сразу отправилась в Африку, что говорит о том, что никаких мер для предотвращения расползания вооружений не приняли, заявил эксперт по международному праву из Франции Арно Девеле в Совете безопасности ООН.
Но при этом Африка, та Африка, о которой мы говорим, даже та, которая южнее Северной Африки и севернее ЮАР – она очень богата различными полезными ископаемыми, в том числе разведанными, а уж неразведанных там очень много.
И поэтому, поскольку Африка сама находится в таком хаосе, и несмотря на все попытки стран заняться самоопределением, стать чуть более субъектными, чуть более суверенными – все-таки они остаются крайне слабыми на фоне среднего состояния мира. Конечно, все пытаются освоить Африку.
Это говорится красивыми словами, может быть о дружбе, о помощи и еще что-нибудь в этом роде, но, тем не менее, освоить ресурсы Африки хотят все. В этом смысле китайские товарищи давно этим занимаются. И американцы с французами, с британцами тоже присутствуют, несмотря на то, что колоний вроде как нет, но, тем не менее, Франция со своих бывших колоний так и не ушла.
Хотя, в последнее время у западных стран здесь намечаются серьезные проблемы. Например, известно, что Франция неплохо себя чувствует потому, что есть ядерная энергетика, а у них проблема состоит в том, что они испортили отношения со всеми, начиная от Центральной Африканской Республики и заканчивая Мали. Из ЦАР они получали сырье для производства ТВЕЛов на атомные станции. Успеют ли они еще где-нибудь перехватиться ураном, топливом для ядерных станций?
Так что Африка - это действительно очень серьезная территория, серьезный регион, где все хотят поучаствовать, все его хотят освоить. В этом смысле борьба западных стран и Китая уже давно идет за эту самую Африку. И сейчас мы видим, что Россия все более активно там присутствует, и об этом с большим неудовольствием, я бы сказал, пишут в американских СМИ. Африка – это второй Ближний Восток. Как Ближний Восток в шестидесятые-семидесятые годы был ареной игры крупных держав, вот такой сейчас становится Африка.
Точно так же, как и необитаемые среды, например, Арктика или космос. Они тоже сейчас становятся ареной конкуренции. Это будет характеризовать всю первую половину ХХI века, что эти вот регионы, о которых раньше не думали всерьез, они сейчас становятся ареной и освоения, и конкуренции, а значит, и потенциальных конфликтов.
Рекомендуем