Президент Украины Владимир Зеленский сформулировал и уже неоднократно озвучил собственный мирный план, предполагающий капитуляцию России и создание беспрецедентных международных гарантий безопасности для киевского режима.
Социологическая группа «Рейтинг» 13 декабря опубликовала результаты исследования, проведённого по заказу общественной организации «Центр Трансатлантического диалога» ещё 20-21 ноября. По имеющейся информации эти данные использовались при подготовке «плана Зеленского».
В соответствии с данными исследования, 85% опрошенных считают, что Украина должна воевать до выхода на границы 1991 года (в марте таких было 74%), до выхода на границу по состоянию на 23 февраля — 9% (16%), до полного разгрома России — 4% (6%).
Данные нерелевантные, поскольку варианта ответа «не воевать» (решить конфликт политико-дипломатическим путём, остановиться на нынешних границах) не предусмотрено.
Тем не менее в целом ответы на вопрос дают представление о состоянии общественного мнения — украинцы настроены на военную победу и ориентируются на восстановление границы 1991 года.
53% опрошенных поддерживают восстановление Украиной статуса ядерного государства, не поддерживают — всего 44%. Учитывая сложности с формированием адекватной выборки, разница не такая уж и большая, но, учитывая довоенную тенденцию, в такую картину легко можно поверить.
Перелом тут произошёл даже не в 2014 году (хотя тогда число сторонников ядерного статуса выросло в 27 до 44%), а в президентство Зеленского — ещё в 2018 году число сторонников и противников ядерного статуса было равным, а уже в 2019 первые оказались в большинстве.
Так что мы не исключаем, что инициатива Зеленского по выходу из Будапештского меморандума была спровоцирована именно изменениями в общественном мнении.
Наибольшая поддержка — на западе (58%), наименьшая — на юге (45%, причём это единственный регион, где сторонников меньше, чем противников).
Следующий вопрос — относительно факторов сохранения безопасности Украины от «агрессии» со стороны России в будущем.
На первом месте — вступление Украины в НАТО, которое поддержал 61% опрошенных. Можно повосхищаться алогичностью украинского мышления: ведь именно вероятность вступления Украины в НАТО стала одной из причин СВО. Но, скорее всего, это просто влияние пропаганды: из каждого утюга несётся тезис о том, что, если бы Украина была в НАТО, СВО бы не началась.
Далее идёт… ядерное разоружение России, на котором настаивает 50% опрошенных. Кстати, ядерного вооружения Украины требуют всего 17%. Очевидно, под «ядерным статусом» украинцы всё же имеют в виду скорее невозможность нанесения ядерного удара по ним.
Кстати, в своё время в Германии возник грандиозный скандал, когда выяснилось, что американские ядерные ракеты и на ФРГ нацелены — ничего личного, чисто для отражения «советской агрессии»…
По 34% опрошенных считают, что гарантии безопасности дадут вступление в Евросоюз и поставки западного вооружения. 17% — финансовая помощь со стороны Запада (она-то каким образом?).
В мирные соглашения с Россией верят только 8% (на востоке страны — 17%).
В целом состояние общественного мнения Украины не позволяет считать, что какие-либо соглашения с Украиной в обозримой перспективе в принципе возможны. Ну, если не говорить о варианте капитуляции одной из сторон.