"Хитрый план Меркель"

Сенсацией последнего времени стали откровения Ангелы Меркель в опубликованном 7 декабря интервью Die Zeit, где она, в частности, говорила, что Минские соглашения 2014 года были попыткой дать время Украине.
Подписывайтесь на Ukraina.ru
«Она использовала это время, чтобы стать сильнее», — заявила Меркель.
Политики и эксперты постоянно апеллируют к её словам, разоблачая политику Запада.
Давайте, однако, посмотрим, в каких условиях Меркель давала это интервью и каковы были её интересы. Мы же понимаем, что обращалась она вовсе не к российским, а к немецким и, шире, европейским читателям. Но даже и в этом случае она вовсе не обязана говорить правду.
Сейчас общий тренд для Европы — сочувствие к Украине, подвергшейся «агрессии России». Да, есть исключения (даже не единичные), но в целом мейнстрим именно такой. То, что история украинского конфликта началась не 24 февраля, даже в России, как оказалось, помнят не все. При этом Европа неиллюзорно страдает от войны, а точнее — от введённых против России санкций.
"Сигнал о том, кому нельзя верить": Вучич прокомментировал заявление Меркель о Минских соглашенияхЗаявления бывшего канцлера Германии Ангелы Меркель о том, что Киев при попустительстве Запада не собирался исполнять Минские соглашения, драматично меняют картину событий и ставят вопрос о доверии. Об этом заявил 10 декабря президент Сербии Александр Вучич в обращении к гражданам страны
И вот на этом фоне мы видим сферическую в вакууме Ангелу Хорстовну, которая: а) гарант Минских соглашений (а они не сработали); б) строитель «Северного потока — 2» (а украинцы предупреждали, что Путин нападёт, когда СП-2 будет достроен); в) вообще человек, который умеет находить с Путиным общий язык (а в Германии уже есть пример канцлера, который слишком дружил с Россией — Герхард Шрёдер).
В общем — бабушка ходит по лезвию бритвы. Того и гляди обвинят в сотрудничестве с «агрессором» и — прощай спокойная старость. Будут и пикеты проукраинских активистов перед подъездом, и оскорбления в СМИ, и вызовы на комиссии разные… Это если статью не впаяют. А учитывая, что нынешняя властная коалиция не слишком прочна и возглавляют её люди небольшого ума, такой исход вполне возможен.
Тут, кстати, Bild пишет, что следственные органы Германии не исключают, что члены движения «рейхсбюргеров», которые «готовили путч» с целью свергнуть действующее правительство ФРГ, были связаны с Россией... Мог же у «путчистов» быть руководитель или хотя бы источник информации из политической элиты?
Василий Стоякин: кто онЖурналист, политолог, политтехнолог, социолог, публицист, автор сайта Украина.ру
В общем, Меркель надо отбрехиваться, и она делает это блестяще: представляет всё происходящее как её собственный хитрый план. Это она лично придумала Минские соглашения, чтобы дать Украине время для перевооружения, и именно она отвлекла Путина от Украины «Северным потоком». Отсрочила войну и обрекла Россию на поражение.
И ведь действительно — Россия в 2014 году не попыталась захватить всю Украину, а все восемь лет обсуждала выполнение безальтернативных Минских соглашений и строила «Северный поток». А когда, наконец, начала решать вопросы своей безопасности военными средствами, оказалось, что время ушло, и Украина способна оказать достойное сопротивление.
Что не так в этих соображениях?
Меркель, безусловно, выдающийся политик: на одном уровне с такими фигурами как Конрад Аденауэр и Гельмут Коль. Но давайте всё же не будем наделять её какими-то сверхъестественными способностями. Не думала она ничего такого в 2014 году. Россия, конечно, тогда к прямому столкновению готова не была. Но Украина и Запад не были готовы в значительно большей мере. И, кстати, минской отсрочкой они воспользовались намного продуктивнее. Однако вспомним — в начале этого года мало кто верил в способность Украины воевать с Россией. Ошибались все. Почему мы считаем, что Меркель в 2014 году видела то, чего не видели все в 2022-м?
Конец эпохи Меркель
На самом деле всё гораздо проще. У Меркель, скорее всего, действительно был «хитрый план» и сводился он к созданию условий для строительства СП-2. Этот газопровод делал Германию независимой от транзитёров и, главное, превращал её в общеевропейский газовый хаб, который сам может зарабатывать на транзите.
Но урегулирование конфликта на Украине этому плану противоречило — зачем строить новый, технически сложный газопровод, если можно устаканить вопросы использования и обслуживания уже существующего? А вот в случае продолжения вялотекущего конфликта, который в любой момент может привести к случайному или намеренному уничтожению трубопровода, сам такой вопрос возникнуть не должен.
Потому Меркель, на словах выступая за урегулирование, на деле поддерживала позицию Украины — «никаких уступок агрессору». Украина, правда, руководствовалась своими соображениями, а вовсе не интересами Меркель. Но тут их способ действия совпал, и они вполне были друг другом довольны. Между тем у Меркель были все возможности, для того, чтобы заставить украинское руководство выполнять «Минск-2»: просто намекнуть украинской элите на проблемы, которые могут возникнуть у их бизнеса и собственности в Германии в случае начала каких антикоррупционных расследований.
План Меркель выгоден Германии. Но признаваться в авторстве такого плана Меркель сейчас не с руки — ведь тогда окажется, что она «конструктор» не только восьмилетнего мира, но и нынешней войны. И возвращаемся к началу нашего скорбного повествования.
Почему же Россия ничего не предпринимала?
Во-первых, потому что план Меркель, каким бы циничным он ни был, выгоден и России. Ей проще и понятнее строить отношения с Германией, а не с Украиной и Польшей, потому что первая руководствуется (точнее, руководствовалась при Меркель, причём только в вопросах отношений с Россией в вопросах энергетики) рациональными аргументами, а не вымышленными историческими обидами.
Во-вторых, надо понимать, что Путин видел в украинском кризисе возможность приучить европейских лидеров к совместной общественно-полезной деятельности, научить их взаимному доверию, заставить действовать в соответствии со своими интересами, вывести из-под влияния англо-американской элиты и строить единую Европу от Лиссабона до Владивостока.
Айнис Петкус: Меркель и Ватикан дали Путину карт-бланш своими неоднозначными заявлениями
Сама Украина на протяжении последних двух десятилетий не рассматривалась (да и сейчас не рассматривается) как цель российской политики — только как инструмент влияния на Европу. Другое дело, что сам инструмент так себе — скользкий, неудобный и всё норовит мастера по пальцам стукнуть. Да за него ещё с другой стороны американцы хватаются и пытаются использовать с другой целью…
Кстати, в российской экспертной среде существует популярная точка зрения (её представляет, например, Егор Холмогоров), в соответствии с которой прежде чем заниматься глобальной политикой, неплохо бы навести порядок на своём заднем дворе. Но это уже другой вопрос, хотя и имеющий отношение к «хитрому плану Меркель».
Рекомендуем