Это ли не свидетельство «единонародности»? С другой, а как тогда объяснить, что большая часть «единого народа» на Украине, включая этнических русских, переехавших туда в первом поколении, настолько не считает себя «единым народом», что уже девять месяцев отстаивает свою позицию с оружием в руках? Тогда получается, всё же народ не единый, разные народы.
Конечно, это можно было бы назвать гражданской войной на пространстве бывшей Российской империи (или СССР), но после победы одной из сторон в гражданской войне обычно наступает примирение (при минимальной эмиграции). С Украины же уже убежала в Европу половина наличного населения, только чтобы не считаться русскими и не оказаться в российской юрисдикции. Да и тридцать лет как-никак государства были разные, так что с гражданской войной как-то не складывается.
Но в России же полно людей с украинскими фамилиями, как перебравшихся сюда совсем недавно, так и живущих уже в пятом-десятом поколениях, которые являются совершенно русскими. Не «знакокачественными», но и не второсортными — просто русскими, в отличие от тех людей с русскими фамилиями, которые покинули Россию, потому что им «стыдно жить в этой стране» и которые уехали не только в ЕС, Грузию или Армению, но и на Украину и позиционируют себя ныне украинцами, некоторые даже воюют против России с оружием в руках.
А с другой стороны, среди эмигрантов с Украины есть и те, кто, даже прибыв в Россию, русским себя признавать отказывается, заявляя о своём украинстве. Хуже того, среди родившихся в России, в том числе и от рождённых в России родителей, есть люди, заявившие после начала СВО, что они украинцы, ибо у них есть какой-то далёкий украинский предок, и на этом основании осудивших спецоперацию.
То есть мы можем констатировать, что «единонародность» базируется не на этнической и даже не на географической (место рождения) составляющей, а на внутреннем выборе, на состоянии души. Есть люди, которые гордятся тем, что они русские, а есть те, кто стыдится быть русским. Место рождения, фамилия и состав крови здесь ни при чём. Относительно большую роль играет воспитание, но сплошь и рядом у русских родителей дети, провозгласившие себя украинцами. Бывает и наоборот, хоть реже. Случаи, когда родной брат, переехавший на Украину в зрелом возрасте, кричит своему же брату в телефонную трубку: «Ты москаль!» и «Вы на нас напали!», исчисляются тысячами, а может быть, и десятками тысяч (точно никто не подсчитывал).
Вроде бы такой раскол по живому, по семьям свидетельствует о том, что народ единый, а противостояние носит гражданский характер. Но можно ли считать русским человека, заявляющего, что Россию надо уничтожить, а всех русских, включая древних стариков и только что рождённых младенцев, убить, поскольку они «генетический мусор»? Может ли человек, желающий нас уничтожить по этническому принципу, быть с нами одного рода-племени? Ладно, допустим, один может, гласит же пословица, что в семье не без урода. А миллионы могут? А ведь их уже десятки миллионов. Два десятка точно есть, а может быть, и три.
Лично я пришёл к выводу, что мы, несомненно, были единым народом. С некоторыми мы и сейчас единый народ. С некоторыми другими единым народом ещё будем. Но со значительной частью граждан Украины мы уже не единый народ. Если их дети и внуки будут жить в России, то большинство в этих последующих поколениях вновь станет с нами единым народом. Но те, кто останется за нашими границами, в большинстве своём в двух-трёх поколениях будут ассимилированы народами, среди которых поселятся, хоть некоторые будут украинствовать и в пятом поколении, особенно если сложатся такие благоприятные предпосылки, как в Канаде, где украинцы уже не этническая, а политическая лоббистская группировка, притворяющаяся отдельным народом. Если бы не притворялись, а, как они утверждают, мечтали о независимой Украине, то давно бы уже в эту независимую Украину переехали. Но они мечтали о деньгах и политическом влиянии, поэтому до сих пор в Канаде.
Резонен вынесенный в заголовок вопрос: где она, та развилка, после которой часть единого народа стала ощущать себя иной нацией, враждебной не только своим сородичам, но и своим предкам. Ключевое слово, наталкивающее нас на правильный ответ, — предки. Помните? «Слово для любви и для молитвы. Шпагу для дуэли, меч для битвы каждый выбирает по себе».
Так вот точно так же каждый выбирает для себя свою историю. История — сложная наука, в которой факты значат меньше, чем их трактовки. Для кого-то «помнит Вена, помнят Альпы и Дунай…», а для кого-то — «пили бы баварское». Для кого-то «один за всех и все за одного» (напомню, что, в соответствии с сюжетом «Трёх мушкетёров», это вполне феодальный, неидеологизированный, лозунг, определяющий комплексное отношение к жизни), а для кого-то — «своя рубашка к телу ближе». Для кого-то Пётр I — создатель современной России, а для кого-то — уничтожитель исконной Руси (хоть на деле реформы, которые мы зовём петровскими, начал ещё Иван III и шли они, не останавливаясь и даже не сильно притормаживая, и при сыне его Василии III, и при внуке Иване Грозном, и при правнуке Фёдоре Иоанновиче, и при Годунове, и при Лжедмитрии, и при Шуйском, а начиная с первого Романова, петровского деда Михаила Фёдоровича, вообще полетели вскачь).
Так вот, в момент распада СССР, когда многие люди потеряли точку опоры, лишились привычных исторических трактовок, связывавших наше прошлое с нашим будущим, каждый стал писать свою историю, благо в условиях полной информационной вакханалии, трактовок оказалось море — на любой цвет, вкус и запах. Только не все понимали (большинство и сейчас не понимает), что история не игрушка. Она, как я сказал, сложная, но при этом предельно точная наука. Меняя своё прошлое, вы обязательно одновременно меняете настоящее и будущее.
Если вам стало стыдно за какие-то события в истории вашей страны, то вам обязательно станет стыдно и за страну сегодня. Немного поёрзав и попытавшись поменять народ (навязывая ему свои взгляды), вы поймёте, что ничего не выйдет, и быстро придёте к выводу, что надо менять страну.
Так вот, в конце 80-х — начале 90-х все граждане бывшего СССР делали исторический выбор, каждый свой. Кто-то сказал, что в нашей истории были разные периоды, бывало, что мы допускали ошибки и эти ошибки отбрасывали нас назад. Но мы на ошибках учились и от истории своей не отрекались и её не стыдимся, ибо это жизнь и деяния многих поколений наших предков. С теми, кто сделал этот выбор, мы один народ, потому что у нас осталось общее прошлое, а значит, и настоящее, и будущее у нас тоже общее.
Но были и другие, и их было много. Кто-то поддался модным веяниям, кто-то хотел быть хорошим и нравиться соседям, отказываясь от проблемных событий в нашей истории, утверждая, что их надо вычеркнуть из народной памяти, заменить новой исторической легендой, о плохих единицах (вождях, ведущих не туда) и хорошем страдающем народе. Вот они перестали быть с нами одним народом. Они разбились на разные народы (в зависимости от места проживания) и нашли себе новых героев.
Но если казах или грузин решает, что его героем будет соплеменник, бывший врагом России, он таким образом только программирует себя политически, не переставая при этом быть казахом или грузином. А вот если русский вдруг решает, что родившийся в Польше, служивший немцам и убивавший русских Бандера — его герой, он русским быть прекращает. Он находит себе иные исторические корни и, как бывшие холопы, разбогатевшие в смутные времена, заказывают себе аристократические генеалогии, он создаёт из нового прошлого своё новое настоящее и меняет своё представление о желаемом будущем. Простой пример, единый народ празднует День Победы 9 мая, потому что в этот день его праздновали предки-победители, а не единый народ отмечает день памяти и скорби 8 мая, потому что так в Европе положено. У него уже другие предки. Он связал себя с другой цивилизацией. Он хочет, чтобы его дети были не русскими, а швейцарцами или шотландцами. И некоторые из них свою мечту реализуют.
Большинство же окажется у разбитого корыта и вновь начнёт искать для себя правильное прошлое. Многие вернутся к известным с детства постулатам и у них вновь с нами возникнет общее настоящее и общее будущее. Многие же напишут себе ещё более отличную от нашей историю и окончательно станут другими (чужими).
Такой выбор происходит постоянно. Всё время кто-то от нас уходит, а кто-то к нам приходит. Но на крутых виражах истории количество соотечественников, желающих переписать свою историю, увеличивается на порядки, создавая из бывших русских новые, чуждые и даже враждебные нам народы. Время, когда из русских выписывались, мы пережили, теперь надо пережить время, когда в русские будут записываться. А это едва ли не сложнее.
Не раз бывало так, что выстоявший в беде сплочённый коллектив единомышленников, разлагался в благостные времена, примыкающими к нему возвращающимися «блудными сынами». Они ведь хоть и родственники, а блудить всё равно будут, натура человеческая не меняется.