60 лет назад, 21 ноября 1962 года, во Франции, раньше чем на родине, состоялась мировая премьера фильма американского режиссёра Джона Ли Томпсона "Тарас Бульба", снятого по мотивам одноимённой повести Гоголя. По случайному стечению обстоятельств через 52 года, с 2014 года, в этот день на Украине начнут отмечать "День достоинства и свободы" или "День Майдана".
Американская экранизация была далеко не самой первой. Повесть Гоголя очень хорошо знали и знают в мире: в 1909 году вышла её российская киноверсия, 24-м – немецкая, 36-м – французская, 38-м – английская. Летом 41-го съёмки "Тараса Бульбы" на Киевской киностудии планировал начать Александр Довженко, но помешала война.
Изначально над проектом американского фильма работал режиссёр Роберт Олдрич, посвятивший ему пять лет.
Позднее он рассказывал, что было написано "четыре или пять" сценариев, последний из которых, по его словам, был "сенсационным". Бюджет для того времени был немаленький – 3 миллиона долларов (скептикам можем напомнить, что легендарный классический спорткар форд "Мустанг" в 1964 году стоил 2368 баксов – сравните с современными ценами). Потянуть такие расходы одной кинокомпании было сложно и рискованно, поэтому финансировать фильм взялись сразу две: американская Aldrich & Associates и югославская Avala Films of Yugoslavia.
В январе 1959 года было публично объявлено, что фильм, который должен был стать первым совместным американо-югославским кинопроектом, будет сниматься в Югославии.
Сценарий написал Дэвид Чантлер, на главную роль Андрия планировался звёздный Энтони Куинн, известный отечественному зрителю по ролям в фильмах "Собор Парижской богоматери" (Квазимодо), "Блеф" (Филипп Бэнг), "Грек Зорба" (Зорба) и др.
Всё уже было "на мази", но в последнюю минуту инвесторы передумали –финансирование фильма сорвалось, и в марте съёмки отменили. Олдрич всё ещё хотел его снять, но попал в трудное финансовое положение, и в итоге ему пришлось продать сценарий. В мае 1959 года было объявлено, что за 100 000 долларов его и все сопутствующие исследовательские материалы купил продюсер Джозеф Кауфман.
Позднее Олдрич утверждал, что реальным покупателем был другой продюсер – Гарольд Хехт, который специализировался на социально-реалистичных драмах. Кауфман выступил только "вывеской" сделки.
В фильмах Хехта главные роли играл его компаньон – голливудская "звезда" Берт Ланкастер. Но тут продюсер решил сделать несколько проектов без него, открыл отдельную продюсерскую компанию Harold Hecht Productions и купил права на несколько фильмов. Среди них оказалась и эта адаптация повести Николая Васильевича Гоголя. Работа привлекла Хехта, потому что: "…это был цвет, яркость, но, прежде всего, сильная личная история, зрелищнее которой сложно найти".
В феврале 1961 года Хехт подписал контракт на исполнение роли Андрия Бульбы с другой голливудской "звездой" – Тони Кёртисом (мы его знаем по главным ролям в фильмах "Викинги" (1958) и "В джазе только девушки" (1959)). Одновременно продюсер заключил договор о совместном продакшене с кинокомпанией актёра – Curtleigh Productions.
В июле было объявлено, что роль Тараса Бульбы исполнит ещё одна "звезда" – Юл Бриннер.
Этого голливудского актёра на самом деле звали Юлий Борисович Бринер, он родился 11 июля 1920 года во Владивостоке. Из Советской России его семья в середине 20-х перебралась в Харбин, затем – в середине 30-х – в Париж. С приходом немцев Бринеры вернулись в Харбин, где вскоре выяснилось, что у матери Юлия – лейкемия.
Стремясь спасти самого близкого своего человека, он вывез её в США, в Калифорнию, где затем хватался за любую работу.
Ещё в Париже Юлий исполнял в ресторанах цыганские романсы, в детстве играл в домашних и любительских театральных постановках. Вторая жена его отца, русская актриса Екатерина Корнакова, познакомила его с системой Станиславского. В Калифорнии, не от хорошей жизни, Бриннер стал брать уроки актёрского мастерства в школе Михаила Чехова – племянника знаменитого писателя и драматурга, ученика Станиславского и Вахтангова, автора собственной "системы Чехова".
После окончания курса Юлий стал Юлом, добавил в фамилию ещё одну "н" и снялся в целом ряде американских блокбастеров, из которых нашему зрителю наиболее знакома "Великолепная семёрка" (1960). Мать ему спасти так и не удалось, она умерла в 1943 году.
Почти одновременно с Бриннером Хехт подписал контракт с режиссером Дж. Ли Томпсоном, который только что закончил снимать фильм "Мыс страха". Томпсон говорил: "Зрелище будет на втором месте. На первом – сюжетная линия, достоверность и характеры" (в результате всё получилось наоборот).
Изначально роль возлюбленной Андрия должна была исполнить актриса Сьюзан Хэмпшир но, по сообщениям, она ушла из-за разрыва с Томпсоном. В результате на главную женскую роль гордой полячки Натальи Дубров пригласили немецко-австрийскую актрису Кристину Кауфманн. Она подписала с Хехтом двухлетний контракт на шесть фильмов.
Для создания музыки к фильму пригласили уроженца Варшавы Бронислава Капера, но он был занят в фильме MGM "Мятеж на Баунти" (1962). По его рекомендации договор подписали с Францем Ваксманом, который был родом из Селезии. Его музыка потом номинировалась на "Оскар" и признавалась некоторыми экспертами лучшими саундтреками того времени.
После пробных съёмок в десяти странах мира, было принято решение снимать в Аргентине.
По воспоминаниям режиссёра Томпсона на съёмках в Аргентине произошло недоразумение с игравшими всадников сотнями аргентинских гаучо. Им сказали, что упавшим с лошади будут платить дополнительно, но только тем, кому это было поручено. Однако не все поняли последний аспект, и к концу сцены на земле валялись и ожидали дополнительной платы 2/3 гаучо. Узнав, что им не будут ничего доплачивать, они пригрозили забастовкой. Юлу Бриннеру в тот вечер пришлось часами угощать гаучо стейками и развлекать, пока они не впечатлились и не вернулись к работе.
По воспоминания самого Юла Бриннера о работе в фильме, идея снять экранизацию "Тараса" посещала его самого ещё за несколько лет до съёмок. С просьбой написать сценарий он обратился к историку и романисту Говарду Фасту. Фаст – это сокращение от Фастовский. Под такой фамилией отец литератора прибыл в Америку с Украины. Поэтому Говард Фаст не смог закрыть глаза на историческую реальность, жертвами казацкой армии Тараса Бульбы стали польские евреи, а потому работать над сценарием отказался.
Юл же мог закрыть на это глаза ради того, чтобы рассказать историю об отце, уничтожившем величайшее своё сокровище – собственного сына. В конечном счёте, сценарий к фильму для продюсера Гарольда Хехта написали Уолдо Салт и Карл Тунберг.
Бриннер старался создать живой и сильный образ Тараса, которого считал фигурой мифологической:
"Я вижу его ростом в пятнадцать футов (4,57 метра – прим. автора) чтобы всё у него выглядело убедительно. Он способен заворожить своих казаков, и по его мановению они сделают всё что угодно. Он неимоверно любит сына. Тарас – отчасти крестьянин, но, несмотря даже на то, что он убивает Андрия, поскольку тот предал казацкое дело, Тарас чему-то у Андрия учится. Его мир изменился, расширился, он больше стал ценить людей и заплатил за это немалую цену".
Юлу хотелось провести своего персонажа через несколько десятков лет, чтобы показать, как идеалистический национализм перевесил отцовские инстинкты.
Он даже предложил снимать фильм строго хронологически, чтобы, играя Тараса в старости, он смог снять с передних зубов коронки. Ни один фильм прежде не был ему так дорог, даже "Братья Карамазовы". Здесь он мог, наверное, показать себя на экране в лучшем виде, но в конце его усилия оказались напрасными – "Тарас Бульба" у американцев получился кошмарным.
Горькому провалу поспособствовало много факторов, в том числе и дурацкие диалоги, и отвратительные рисованные задники средневековой Польши. Тщательно выверенную игру Юла смонтировали без учёта темпа и выразительности, которые они с режиссёром прорабатывали до мельчайших деталей. Фильм просто зарезали в монтажной – его сократили так, чтобы он влезал в формат стандартного киносеанса.
Но самым непоправимым ударом стал Тони Кёртис в роли Андрия – в "Тарасе" игра у него просто не задалась. Отчасти проблема заключалась в том, что в самом начале истории 37-летнему Кёртису пришлось играть подростка, и, пытаясь вызвать в себе некую детскость, он создал ребячливого мужика-переростка.
Кроме того, на съёмках он влюбился в свою партнёршу Кристин Кауфманн, его многолетний брак с Дженет Ли распался. В результате актёры поженились (ненадолго, всего на 6 лет), но личная жизнь на площадке отвлекла их от основной работы, что плохо сказалось на качестве их игры.
Тони Кёртис не просто снимался в фильме – он обозначался на афишах как звезда. Юлу Бриннеру впервые за всю его карьеру заплатили лишнюю сотню тысяч долларов или около того, чтобы его имя переместилось на вторую строчку, освободив место Кёртису. В результате хоть Юл и исполнял главную роль, де-юре "Тарас Бульба" стал фильмом Тони Кёртиса.
Увидев окончательную версию ленты, Юл расплакался – настолько результат оказался далёк от его видения. Он не спал несколько следующих ночей. После "Тараса Бульбы" в нём что-то навсегда сломалось, с тех пор ни один профессиональный проект он не брал так близко к сердцу.
Помимо 37-летнего ученика бурсы Кёртиса/Андрия в фильме хватало и других курьёзов. Так, например, по возвращении домой сыновей Тараса Бульбы казаки поют не украинскую, а русскую песню "Калинка-малинка", текст и музыка которой, к тому же, были написаны только в 1860 году.
Любопытно, что премьера фильма состоялась во Франции 21 ноября 1962 года, а в США только 19 декабря. За время проката фильм собрал всего 4 млн.$, при бюджете 6 млн.$ (первоначально на него планировалось потратить 3,8 млн., но потом перерасход составил около двух). В результате итоговый размер убытков составил 4,5 миллиона долларов.
Так самая многообещающая премьера "Тараса Бульбы" обернулась полным провалом, который, однако, не отпугнул других экранизаторов.
В 1963 году вышла его итальянская версия, в 87-м чешская, и, наконец, в 2009-м сразу две: украинская малобюджетная телевизионная и российская Владимира Бортко, главную роль в которой сыграл наш замечательный Богдан Ступка. Что-то автору подсказывает, что на нём экранизации не закончатся… и слава Богу!