Любое, даже самое идеальное общество нуждается в управлении. И, естественно, коммунистическая Земля в утопии Ивана Ефремова имеет свою систему власти. Система эта, как и полагается в мире, основанном на ответственности граждан, исключительно демократична. Ефремов объясняет её дважды, но – в упрощённом варианте.
Вот Веда Конг объясняет систему власти на Земле школьникам (подозреваем, что школьники знают её лучше Веды Конг, но простим автору этот невинный повод для объяснения системы власти читателям): "Вот в центре Совет Экономики. От него проведём прямые связи к его консультативным органам: АГР – Академии Горя и Радости, АПС – Академии Производительных Сил, АСБ – Академии Стохастики и Предсказания Будущего, АПТ – Академии Психофизиологии Труда. Боковая связь – с самостоятельно действующим органом – Советом Звездоплавания. От него прямые связи к Академии Направленных Излучений и внешним станциям Великого Кольца".
Беседа идёт о том, кто самый главный и оказывается, что главных нет в принципе – каждый совет может предложить какие-то мероприятия в рамках своей компетенции, но тут срабатывает "главный центр торможения – Совет Экономики, переводящий всё на почву реальных возможностей общественного организма и его объективных законов" (по мнению многих марксистов в коммунистическом обществе экономики быть не должно, но эта концепция даже не для каждого специалиста по истмату очевидна, не говоря о писателях).
По мнению Веды, главное при такой конструкции власти является "движение вперёд". Утверждение, как минимум, спорное. В СССР развитие происходило (точнее – должны было происходить) планово. В нарисованной же Ефремовым идеальной схеме оно происходит стихийно – Совет экономики только упорядочивает эту стихийность.
Крайним проявлением стихийности является "Тибетский опыт", когда два безответственных хулигана (один из которых – высокопоставленный правительственный чиновник), лишают всю планету энергии для проведения не только не запланированного, но и не получившего научной и инженерной оценки проекта.
Такая же беседа, на уровне общения с младшими школьниками, происходит между Фай Родис и диктатором Торманса Чойо Чагасом.
"- Но есть же верховный правящий орган?
- Его нет. По надобности, в чрезвычайных обстоятельствах, власть берёт по своей компетенции один из Советов. Например, Экономики, Здоровья, Чести и Права, Звездоплаванья. Распоряжения проверяются Академиями.
- Я вижу у вас опасную анархию".
Чагас просто искал повод для того, чтобы не дать разрешения на начало контакта, который угрожал бы стабильности ситуации на планете, но, будучи представителем властной элиты своего мира, сразу заметил противоречие – схема эта на практике работать не должна… Значит работает она как-то не так. Видимо, дальнейшие действия Чагаса во многом диктовались именно этим пониманием, а вовсе не отсталостью его мировоззрения, над которым потешаются земляне.
Кстати, а как оно на самом-то деле работает? Тут Ефремов, по злому ли умыслу, или его подвела "изобразительная сила таланта", сделал очень жирный намёк, описав процедуру принятия решения об экспедиции к Тормансу в Совете звездоплавания. Некий юпетирианец высказывает сомнения, что жители Торманса заходят слушать землян, а его ставят на место:
"- На что же вы надеетесь? – озабоченно спросил человек с Юпитера.
- Если их беда – как огромное большинство всех бед – от невежества, то есть слепоты познания, тогда пусть они прозреют. И мы будем врачами их глаз. Если болезнь от трудных общих условий планеты, мы предложим им исцелить их экономику и технику – во всех случаях наш долг прийти как врачам, – ответил председатель, и все члены Совета поднялись, как один человек, чтобы выразить полное согласие.
- А если они не захотят? – возразил юпитерианец.
Председатель нехотя ответил:
- Обратитесь в Академию Предсказания Будущего. Она уже обсуждает разные варианты. Нам же, до того как члены Совета разойдутся по рабочим группам, надо всем вместе решить вопрос о начальнике экспедиции!"
Прекрасная сценка с какого-то заседания сталинских времён – "бурные, продолжительные аплодисменты, все встают" (такой способ выражения одобрения, правда – без аплодисментов, часто используется у Ефремова). Но самое интересное, не форма, а содержание.
Что предлагают усомнившемуся?
Во-первых, обратиться в АПБ.
Получается, что АПБ своего вердикта ещё не вынесла. Решение о направлении экспедиции принимается без научного анализа. Более того, независимо от того, что покажет анализ, мнение АПБ во внимание уже не принято. Причём, если бы не злополучный юпитерианец, то на это никто и внимания бы не обратил.
Во-вторых, юпетирианцу вежливо намекнули, чтобы он не лез не в своё дело – у них тут "полное согласие". Дискуссии не получилось, хотя сомнения юпетирианца более чем весомые – ведь если мы в принципе никого ни к чему не хотим принуждать, то что делать, если с нами не захотят говорить? Тем более, что тормансиане один раз от диалога уже отказались...
И тут у нас появилось подозрение, что "недостойный обман" Фай Родис, при помощи которого она принудила Торманс к диалогу, был как раз "домашней заготовкой"…
Итак, что мы видим? В коллегиальном органе решение принимается единогласно, без дискуссий, без экспертизы, без согласия других заинтересованных инстанций... Какой следует вывод? Правильно: система советов, которой якобы принадлежит власть, на самом деле ширма, а решения принимаются некой теневой инстанцией.
Это точная копия советской системы. Там ведь тоже исходили из полновластия коллективных органов. Но когда оказалось, что у большевиков нет в советах большинства, мудрый Ильич лозунг "вся власть советам" снял. Потому что видимость демократии не должна создаваться за счёт полновластия партии.
Более того, после запрета КПСС и распада СССР на Украине, например, новую систему монтировали по тому же принципу: были полновластные, вроде бы, советы, и были назначаемые главы администраций, которые и имели реальную власть.
Советская система нефункциональна. Она может работать только как прикрытие для подлинной власти. В СССР это была власть КПСС, а вот в мире будущего всё сложнее – существование реальной власти там тщательно скрывается. Её вроде бы как нет.
Можно только предполагать, что речь идёт о какой-то структуре, описанной Ефремовым в виде системы дружеских связей. Вероятно, в неё входят председатель Совета звездоплавания Гром Орм, Дар Ветер, Эвда Наль, Веда Конг. Кандидатом в это сообщество, а может и членом, мог быть Мвен Мас, чем и объясняется его неподконтрольность каким-либо инстанциям и невозможность его привлечения к ответственности правоохранительными органами (что, конечно, подаётся как удивительная гуманность и расчёт на чистосердечное раскаяние, которого, разумеется, не происходит).
Маловероятно, конечно, чтобы Ефремов имел в виду что-то такое – он-то утопию писал… Однако, напрашивается именно такая система власти. И с точки зрения сочетания легальных и публичных советов с нелегальной и непубличной подлинной властью, система Торманса, с её олигархической диктатурой Совета четырёх, и правда выглядит несколько старомодно…