Сто лет назад, 11 ноября 1922 года родился Курт Воннегут – один из самых известных писателей ХХ века, который серьезно повлиял на развитие современной литературы.
Авторский стиль писателя до сих является предметом дискуссий – одни видят в нем предтечу популярного сегодня постмодернизма, другие относят его работы к жанру социальной фантастики, а третьи называют Воннегута мастером гротескной сатиры, с помощью которой он описывал далеко не веселые реалии своего времени.
Однако мировую славу писателю принес знаменитый роман "Бойня номер пять, или Крестовый поход детей", который рассказывает об американской бомбардировке Дрездена.
Это автобиографическое проведение основано на личных переживаниях Воннегута. В 1944 году он попал в плен во время немецкого наступления в Арденнах, и был доставлен в Дрезден, где пленных американцев заставляли работать на фабрике витаминов, запирая их на ночь в здании скотобойни.
В феврале 1945 года Воннегут пережил в ее стенах масштабную ковровую бомбардировку, когда американская и британская авиация в буквальном смысле, сравняла город с землей. Погибли десятки тысяч людей, включая многих военнопленных. А после отбоя воздушной тревоги Воннегута заставили разбирать завалы жилых кварталов, извлекая оттуда человеческие тела.
Будущего писателя освободили советские войска, о чем он вспоминал потом с большой благодарностью:
"Красная Армия спасла мне жизнь. Я был в лагере военнопленных, когда война закончилась, и этот лагерь оказался в советской зоне. Нацисты собирались расстрелять нас, но охранники сбежали, когда вблизи появились советские войска", – рассказывал Воннегут.
Пережитые в плену потрясения питали его литературное творчество всю дальнейшую жизнь. Помимо "Бойни номер пять…" Воннегут вспоминал эти события в других романах – "Колыбель для кошки" и "Сирены Титана", выражая свою устойчивую антипатию к насилию и войне.
Молодой американец Курт ненавидел нацизм и пошел на фронт добровольцем – несмотря на то, что происходил из немецкоязычной семьи. Он получил боевой орден "Пурпурное сердце", но порицал действия американского командования, считая, что жестокое уничтожение Дрездена не было обусловлено военной необходимостью, а его жертвами стало гражданское население, включая множество беженцев.
Впрочем, писатель выражал распространенную точку зрения, которая обсуждается и сегодня. Существует мнение, что авиация Великобритании и США чаще атаковала города на востоке Рейха – Дрезден, Кенигсберг, Росток, Данциг, несмотря на то, что поражение Германии было к тому моменту предрешено – чтобы наступавшим Советам досталась груда руин.
А на другом театре Второй мировой войны американцы уничтожили ядерными бомбами Хиросиму и Нагасаки, где тоже погибли мирные люди.
Описывая разрушение Дрездена, немецкий историк Йорг Фридрих писал: "это была абсолютно излишняя в военном смысле бомбардировка… акт ничем не оправданного террора, массового уничтожения людей и терроризирования беженцев".
Еще один американский писатель Кристофер Хитченс заявил о том, что западная авиация отрабатывала на жилых кварталах технику бомбометания, и бомбила их только потому, что могла. Немецкий писатель-гуманист Гюнтер Грасс, автор антифашистской книги "Жестяной барабан", считал бомбардировку Дрездена актом военного преступления.
А президент Международной ассоциации исследователей геноцида Грегори Стэнтон, разработавший классическую теорию о восьми стадиях геноцидных чисток, выражал мнение, что ковровые бомбардировки в Европе и ядерные удары по территории Японии нужно называть примерами геноцида.
Современное американское общество предпочитает дистанцироваться от преступлений собственного правительства, предпочитая обвинять в военных преступлениях освободивших Восточную Европу красноармейцев.
Однако так было не всегда.
Популярности книги Воннегута тоже способствовала война. "Бойня номер пять…" вышла в 1969 году, в разгар наступления вьетнамских коммунистов, которые атаковали американские оккупационные силы в Индокитае. Американские бомбардировщики снова бомбили мирные города, и это вызывало в США протесты.
Американская молодежь, выступавшая против империалистической политики собственного правительства, разметала роман с прилавков, считая его манифестом своего поколения. А демократическая цензура изымала "Бойню…" из университетских и школьных библиотек.
Вдобавок к этому, американские власти подозревали Воннегута в просоветских симпатиях и не доверяли ему из-за социалистических взглядов.
Писатель побывал во многих странах Восточного блока, видел заново отстроенный Дрезден, который входил в состав ГДР. А также дважды посещал СССР, мотивируя этом желанием отблагодарить советских людей за свое освобождение из немецкого лагеря.
В 1974 году он приехал в Москву, а в 1977 году побывал в Ленинграде, после чего назвал его "лучшим городом мира". Еще на заре своей литературной карьеры Воннегут зачитывался произведениями Достоевского, Гоголя и Толстого, а потом городился, что его романы переводятся на русский в издательстве "Художественная литература", где их издавали огромными по меркам Америки тиражами.
Когда в советских театрах ставили спектакль "Странствия Билли Пилигрима", написанный по мотивам "Бойни номер пять", Курт прислал творческому коллективу теплую телеграмму, в которой просил поставить для него в кулисах символическое кресло.
Он даже позволял себе троллинг антисоветских эмигрантов, и написал ироничное письмо Сергею Довлатову, уехавшему из Советского Союза в США:
"Дорогой Сергей Довлатов, я тоже люблю вас, но вы разбили мое сердце. Я родился в этой стране, бесстрашно служил ей во время войны, но так и не сумел продать ни одного своего рассказа в журнал "Нью-Йоркер". А теперь приезжаете вы и – бах! – ваш рассказ сразу же печатают. Что-то странное творится, доложу я вам", – насмешливо писал Воннегут, намекая на то, что американские издания неохотно печатали произведения левых авторов, но зато с готовностью публиковали любые тексты с выпадами в адрес СССР.
Писатель часто цитировал слова известного американского социалиста Юджина Дебса: "Пока существует низший класс – я к нему отношусь, пока есть преступники – я один из них, пока хоть одна душа томится в тюрьме – я не свободен".
Он ненавидел американские элиты, одинаково презирая республиканцев и демократов:
"Я пишу эти строки еще до выборов, так что мне не дано знать, кто по воле Божьей станет нашим президентом на следующие четыре года – Джордж Буш или Джон Керри. Оба эти аристократа и мультимиллионера с нордической внешностью похожи, как близнецы-братья".
Однако антикапиталистические взгляды Курта Воннегута сформировались не под воздействием советской пропаганды. Автор "Бойни номер пять…" пережил личную трагедию – его богатая семья, принадлежавшая к верхушке американского общества, разорилась во времена Великой Депрессии, а привыкшая к роскоши мать совершила самоубийство.
1 августа, 16:03История
Вашингтон против "самоубийственного национализма" КиеваВладимир Зеленский возмущается тем, что Запад не хочет доводить войну с Россией до "победы". Он, очевидно, не понимает, что в войне с Россией победить невозможно. И он тем более не понимает, что если Россия случайно победит сама себя (что бывало в истории), получится ещё хуже. Джордж Буш старший, посетивший Киев 1 августа 1991 года, это понимал С тех пор писатель ненавидел то, что называется обществом потребления. Потому что был убежден, что неолиберальный курс ведет человечество на глобальную бойню
"Очень скоро все огни погаснут… Недалек тот день, когда планета Земля покроется корочкой из черепов, костей и мертвых механизмов. И никто ничего с этим не может поделать. Уже слишком поздно. Не хочу портить веселье, но правда в том, что мы растрачивали ресурсы нашей планеты, включая воздух и воду, так, будто завтрашний день никогда не наступит. Потому-то никакого завтра у нас и не будет", – написал он незадолго до своей смерти, в нулевых годах нынешнего столетия.
И мнение этого искреннего писателя, пережившего немецкий плен и американскую бомбардировку Дрездена, звучит сейчас тревожным предупреждением.