В передислокацию ВС РФ на левый берег Днепра и будущее оставление Херсона на Украине не поверили.
«Это постановочное шоу», — заявила руководитель пресс-центра оперативного командования ЮГ Наталья Гуменюк.
Она указала на то, что ВС РФ создали рубежи обороны под Херсоном, а российские военные находятся на местах.
«Заявление российского командования может являться частью информационно-психологической операции, чтобы создать ложное впечатление о подлинных намерениях», — заявила Гуменюк.
Аналогичное по духу и смыслу заявление сделал и президент Украины Владимир Зеленский.
«Может, это звучит не так, как кто-то сейчас ожидает. Может, не так, как в новостях. Но нужно понимать: никто ниоткуда просто так не уходит, если не чувствует силы. Враг не делает нам подарков, не делает "жестов доброй воли". Мы все это отвоёвываем», — заявил Зеленский.
Он отметил, что ВСУ будут продвигаться «очень аккуратно, без эмоций, без лишнего риска», чтобы взять территории под контроль с наименьшим риском.
При этом президент США Джо Байден ранее заявлял, что Соединённые Штаты знали об отводе ВС РФ на Херсоне.
«Прежде всего я нахожу интересным то, что они ждали с этим решением — а мы уже давно знали, что они его примут — до окончания выборов [в США]», — заявил Байден.
Вечером 9 ноября командующий объединённой группировкой российских войск на Украине Сергей Суровикин в докладе министру обороны России Сергею Шойгу обосновал необходимость передислокации подразделений ВС РФ на левый берег Днепра.
Суровикин заявил, что после всестороннего изучения обстановки считает целесообразным отвести войска с правого берега Днепра на левый и занять там оборону.
«Понимаю, что это очень непростое решение. В то же время мы сохраним, самое главное, жизни наших военнослужащих и в целом боеспособность группировки войск, держать которую на правом берегу в ограниченном районе бесперспективно. Кроме того, высвободится часть сил и средств, которая будет задействована для активных действий, в том числе наступательного порядка, на других направлениях в зоне проведения операции», — сказал Суровикин.
Шойгу поддержал это предложение.
«Для нас жизнь и здоровье российских военнослужащих всегда является приоритетом. Мы должны принимать во внимание и угрозу для гражданского населения. Убедитесь, что все желающие из числа гражданского населения смогли уехать. Приступайте к отводу войск и примите все меры, чтобы обеспечить безопасную переброску личного состава, вооружения и техники за реку Днепр», — заявил глава российского Минобороны.
Суровикин отметил, что «маневр войск будет осуществлён в ближайшие сроки, соединения и части займут подготовленные в инженерном отношении оборонительные рубежи и позиции на левом берегу реки Днепр».
Утром 10 ноября командир бригады «Восток» Народной милиции ДНР Александр Ходаковский сообщил, что решение об отводе войск из Херсона обсуждалось довольно давно.
«Я не просто догадывался — я минимум две недели знал, каким будет окончательное решение по Херсону. Знал я, знал узкий круг людей вокруг меня — людей военных. Скажу вам честно: непросто было с этим знанием, воспринималось все так, как будто это лично мы завтра будем оставлять русский город и это непосредственно на нас ляжет тяжесть этого решения... Усугубляло ситуацию ещё и то, что на нашем собственном направлении действия военного командования оценивались нами как очень не оптимальные и вызванные не соображениями целесообразности с учётом реальной оценки нашего потенциала, а какими-то непонятными нам мотивами», — заявил он.
При этом, по его словам, военные не поддавались упадническому настроению.
«Всё это не могло не воздействовать морально, но мы не оставляли упадничеству места — мы считали и считаем, что только движение вперёд способно переломить ситуацию. Каждый на своём месте должен мобилизоваться и приложить все усилия, чтобы не просто остановить противника, но вернуть всё, что мы по праву считаем своим», — указал он.
Обстановка в этом российском регионе остаётся сложной.
Необходимость переговоров
На Западе заговорили о необходимости переговоров России и Украины.
«Остается выяснить, готова ли Украина пойти на компромисс с Россией», — заявил вечером 9 ноября президент США Джо Байден.
В этом многие рассмотрели намёк на необходимость переговоров. При этом Байден не пояснил, что имел в виду.
Как сообщил телеканал NBC News со ссылкой на информированные источники, западные чиновники из оборонных ведомств ставят под сомнение способность Украины сохранить наступательную способность собственных Вооружённых сил.
«Зимой все замедляется, (существует) потенциал для переговоров, мы хотели бы, чтобы они происходили», — сообщил один из собеседников NBC News.
Американский телеканал также вспомнил о необъявленном визите советника президента США по национальной безопасности Джейка Салливана в Киев, где он встретился с президентом Украины Владимиром Зеленским и украинскими чиновниками.
Двое собеседников NBC News, знакомые с ходом встреч, и один украинский чиновник на условиях анонимности сказали, что Салливан поднял вопрос о том, как закончится конфликт и может ли такой конец включать дипломатическое урегулирование.
В частности украинский собеседник утверждает, что советник Байдена подчеркивал: если Киев открыто выразит приверженность к переговорам, его рычаги влияния будут усилены, а не ослаблены. По словам украинского источника, Салливан не пытался давить на Украину с целью немедленного начала переговоров или осуществления каких-то конкретных шагов.
В то же время собеседники NBC News в США признают, что посадить Украину и РФ за стол переговоров будет непросто, а обе стороны, вероятно, рассчитывают на замедление темпов боевых действий зимой как на время для перегруппировки и переподготовки своих сил, чтобы быть готовыми к наступлению весной 2023 года.
Среди вероятных посредников в таком переговорном процессе западные и американские источники называют президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, который якобы дал предварительное согласие. Другие варианты, которые рассматривались — Израиль и Объединенные Арабские Эмираты — были менее реальными, чем Турция.
Примечательно, что в комментарии другому американскому телеканалу — CNN —глава Комитета начальников штабов США Марк Милли заявил, что если линия фронта стабилизацруется зимой, может появиться окно возможностей для переговоров о прекращении боевых действий.
«Когда есть возможность вести переговоры, когда можно достичь мира, воспользуйтесь ею. Ловите момент. Должно быть взаимное признание того, что военная победа, вероятно, в прямом смысле этого слова может быть недостижима военными средствами, и поэтому нужно обратиться к другим средствам», — заявил Милли.
При этом он заявил, что если переговоры не состоятся или потерпят неудачу, США продолжат вооружать Украину даже несмотря на то, что «полная военная победа любой из сторон выглядит все более маловероятной».