Президент непризнанного Тайваня Цай Инвэнь заявила, что Китай собирается восстановить над островом свой суверенитет.
"Это реально, что это может случиться с нами. Значит, нам нужно подготовиться. Существует реальная угроза. Это не просто заявление…
Если Народно-освободительная армия Китая хочет сделать что-то радикальное, Си должен взвесить риски. Он должен подумать дважды", – сказала она в интервью американскому изданию The Atlantic.
С президентом Тайваня беседовал Бен Родс, человек из команды Барака Обамы, который работал спичрайтером президента США, и занимал пост заместителя советника по национальной безопасности. Причем во время интервью он постоянно проводил параллели между Тайванем и Украиной.
"Точно так же, как Путин сделал уничтожение суверенитета Украины центральным элементом своего политического проекта, Си пообещал объединить Китай и Тайвань, при необходимости силой. Госсекретарь Энтони Блинкен предупредил в октябре, что Китай, возможно, готов решить проблему Тайваня гораздо быстрее, чем ожидается.
Руководители вооруженных сил и разведки США указали на 2027 год как на потенциальный год для вторжения, полагая, что к тому времени китайская военная модернизация продвинется в достаточной степени", – пишет Родс.
Высокопоставленные представители Пентагона считают ситуацию еще более драматичной, а их комментарии нагнетают напряжение вокруг острова.
Командующий военно-морскими операциями США адмирал Майкл Гилдей допустил, что "китайское вторжение" может произойти уже в текущем или в следующем году. Его коллега, командующий ВМС США вице-адмирал Карл Томас заявил, что Китай способен устроить для Таяваня полноценную морскую блокаду.
"У них очень большой военно-морской флот, и, если они хотят запугивать Тайвань и размещать корабли вокруг него, они вполне могут это сделать", – рассказал американский военный в интервью The Wall Street Journal.
А глава стратегического командования США адмирал Чарльз Ричард недвусмысленно говорит об угрозе военного столкновения с китайской армией. Причем он убежден, что будущий конфликт в Азии серьезно превзойдет своими масштабами события, которые происходят сегодня на Украине:
"Украинский кризис, который мы сейчас переживаем – всего лишь разминка. Грядет еще больший. Нас ждут испытания, которые давно нам не выпадали…
Наш уровень сдерживания Китая я оцениваю так: наш корабль тонет. Медленно, но тонет, поскольку китайцы внедряют новый потенциал быстрее. И если продлить эти кривые дальше, то не будет иметь никакого значения, насколько хорош наш операционный план, наши командиры – нам этого все равно не хватит. Это проблема ближайшего будущего".
Пекин ведет себя сдержано, не обращая внимания на информационную истерию. Однако китайские власти дают понять, что намерены выстраивать свою тайваньскую политику исходя из национальных интересов, и не собираются оглядываться на мнение Вашингтона.
Выступая на недавно прошедшем съезде, генеральный секретарь ЦК Компартии Китая Си Цзиньпин назвал процесс воссоединения материкового Китая с Тайванем необратимым. По словам китайского лидера, власти КНР готовы к мирному решению тайваньского вопроса, однако оставляют за собой право принять все необходимые меры, которые сочтут нужными.
При этом он уточнил, что эти меры будут направлены против "крайне малого количества сепаратистов, выступающих за независимость Тайваня, а также против вмешательства внешних сил", и не коснутся проживающих на острове соотечественников.
Эту мысль развивает только что опубликованная книга "Вопросы и ответы по поправкам к уставу, принятым на ХХ съезде партии", над которой работали ведущие партийные идеологи. По словам авторов, которые отражают официальную позицию Пекина, воссоединение с Китаем является для Тайваня единственной возможностью сохранить мир, избежав вторжения иностранной державы.
"Только объединившись, Тайвань может избежать повторной оккупации иностранными государствами, и мы можем победить попытки внешних сил сдержать Китай и защитить национальный суверенитет, безопасность и интересы развития", – говорит об этом новая партийная методичка.
На фоне этих заявлений Си Цзиньпин анонсировал ускоренную модернизацию Народно-освободительной армии Китая, называя эту задачу приоритетной.
Информация о достижениях китайского ВПК, которые так озаботили американского адмирала, регулярно появляется в мировых новостях.
К примеру, на днях Китай впервые продемонстрировал противокорабельную гиперзвуковую ракету с кодовым номером 2PZD-21. По мнению военных экспертов, она напоминает своими характеристиками российскую гиперзвуковую ракету "Кинжал", способна поражать цели на расстоянии двух тысяч километров и представляет непосредственную угрозу для американских авианосных соединений, которые периодически появляются в водах возле Тайваня.
В свою очередь тайваньское руководство требует от США поставлять на остров еще большее вооружений, а тайваньские военные постоянно обращаются к опыту украинского конфликта.
Министерство иностранных дел непризнанного Тайваня объявило, что на Украине погиб тайваньский военнослужащий Цэн Шэнгуан, который воевал в националистическом батальоне "Карпатская Сечь". Причем, как оказалось, на стороне Украины воюют не менее десяти тайваньцев.
Контакты Тайбэя и Киева постепенно активизируются. На прошлой неделе на острове побывал народный депутат Украины Николай Княжицкий, который подарил Цай Инвэнь вышиванку и призвал ее готовиться к войне против коммунистического Китая.
"В Китае тоже авторитарный режим, которому нужно начать войну против демократической страны… Украинский народ поддерживает Тайвань. Когда спикер Палаты представителей конгресса США Нэнси Пелоси приезжала сюда, весь украинский народ смотрел телевизор, весь украинский народ переживал за Тайвань", – рассказал в Тайбэе украинский депутат.
Эскалация тайваньского кризиса вызывает сейчас большую тревогу. Это понимают и в Америке. Бизнесмен Илон Маск заявил об угрозе глобального мирового конфликта и предложил сценарий мирного решения ситуации. По его мнению, Тайвань мог бы получить статус специального административного района Китая по примеру Гонконга и Макао, с правами внутреннего самоуправления.
По мнению Маска, Китай с Тайванем "могли бы заключить соглашение с еще более мягкими условиями, чем в случае Гонконга". Однако в Белом Доме не рассматривают варианты таких компромиссов, которые устроили бы Пекин.
А заявления американских журналистов, политиков и военных направлены на то, чтобы спровоцировать очередное тайваньское обострение.