Народный депутат от «Европейской солидарности» Николай Княжицкий в очередной раз заявил, что Украинская православная церковь должна быть запрещена. На этот раз он ссылался, правда, не на какие-то общие соображения, а на надёжные, как швейцарские часы (из которых вытаскивают пружину плоскогубцами), данные СБУ.
Впрочем, не секрет, что Княжицкому для запрета УПЦ никакие объективные данные и не нужны.
СБУ же действительно плотно взялась за УПЦ.
7 ноября СБУ сообщила о подозрении в разжигании религиозной розни митрополиту УПЦ в Винницкой области.
«Согласно результатам независимой экспертизы, проведение которой инициировала СБУ, митрополит осуществлял умышленные действия, направленные на разжигание религиозной розни и оскорбление чувств граждан в связи с их религиозными убеждениями»*.
Обыск у митрополита проводился ещё 11 октября.
Митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан обвинения опровергает и утверждает, что проанализированные экспертами улики к работе возглавляемой им епархии отношения не имеют.
31 октября сотрудники СБУ провели обыски у руководства и представителей Кировоградской и Александрийской епархий УПЦ.
Основание сформулировано затейливо: «Отдельные представители этой общины причастны к распространению идей, посягающих на территориальную целостность Украины и разжигание религиозной розни». Обыск принёс результаты: «обнаружена переписка митрополита Кировоградского и Новомиргородского с патриархом Московским Кириллом», а также изъяты «антиукраинские материалы».
27 октября и. о. главы СБУ Василий Малюк заявил, что видит от УПЦ «возможные угрозы», но было бы неправильно говорить, что «это угроза, на которую Служба не может повлиять и вовремя задокументировать».
По словам Малюка, «эта среда является идеальным полем для функционирования вражеской резидентуры». В период с начала СВО СБУ открыла 23 уголовных производства, «уже есть 33 подозреваемых — от классических агентов сбора глубинной информации до банальных корректировщиков огня в рясах».
Надо сказать, что эта атака со стороны СБУ — сильнейшая после октября-декабря 2018 года, когда служба, выполняя заказ Петра Порошенко, давила на УПЦ перед собором новой церкви Константинопольского патриархата.
Результаты тогда были более чем скромными и это было понятно: УПЦ являлась единственной благодатной православной церковью, которая пользовалась поддержкой большинства верующих. А вот Порошенко находился на излёте своей президентской карьеры.
Сейчас, однако, ситуация другая.
С началом СВО УПЦ была вынуждена делать выбор между верностью Московскому патриархату и украинскому государству. И немного предсказуемо сделала выбор в пользу последней. 27 мая состоялся собор УПЦ, который «рассмотрел вопросы церковной жизни, возникшие в результате военной агрессии Российской Федерации против Украины», выразил «несогласие с позицией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла относительно войны на Украине», принял решение о прекращении поминовения московского патриарха в качестве предстоятеля УПЦ и изменения к Уставу «которые подтверждают полную самостоятельность и независимость Украинской православной церкви».
Следует отметить, что нам не очень понятно, против чего протестовала тогда УПЦ. Позиция РПЦ по отношению к СВО с самого начала характеризовалась как очень осторожная. 24 февраля Святейший Патриарх Кирилл обратился к «архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви» с призывом «возносить сугубую, горячую молитву о скорейшем восстановлении мира».
А, например, 25 сентября патриарх обращался к Господу с такой молитвой: «Призри в милости на смиренныя рабы Твоя, услыши и помилуй нас: се бо брани хотящия ополчишася на Святую Русь, чающе разделити и погубити единый народ ея». Он, разумеется, просил победы, но видно, что войну РПЦ в общем-то рассматривает как гражданскую (того же мнения, как известно, придерживается президент).
Впрочем, оценки действий и заявлений предстоятеля РПЦ оставим на совести УПЦ, но сформулируем сухой итог:
1. УПЦ добровольно понизила свой статус, став такой же самопровозглашённой организацией как УПЦ-КП (Украинская православная церковь Киевского патриархата), например. ПЦУ (Православная церковь Украины), признанная несколькими православными церквями, имеет, пожалуй, даже более высокий статус в православном мире. Хотя до недавнего времени считалась раскольничьей и почти что самопровозглашенной, так как признана фактически только Константинопольским патриахатом, а большинством мировых православных церквей не признана.
2. УПЦ деморализовала ядро своих верующих, которые и так шатнулись в сторону ПЦУ, будучи напуганными начавшейся войной.
3. Для врагов «российской церкви» УПЦ своей всё равно не стала: если вы такие патриоты, то почему не перешли в ПЦУ, а ещё лучше — сразу в УГКЦ (Украинскую греко-католическую церковь)?
Со времени майского собора единственным гарантом относительной безопасности УПЦ оставался Владимир Зеленский, в принципе не интересующийся религиозными вопросами и уж тем более не имеющий интереса в продвижении личного проекта Порошенко.
Однако было понятно, что долго такая ситуация продолжаться не могла: нейтралитет — это не поддержка. Вопрос состоял исключительно в том, кто и когда его убедит в необходимости окончательного решения вопроса с УПЦ. А по сути ликвидации УПЦ.
Очевидно, желающие убедить нашлись и, скорее всего, это не примитивная коррупционная схема с заходом через Подоляка и Ермака, а пожелание американских или британских партнёров Украины.
В любом случае и раньше было понятно, что запрет УПЦ — вопрос времени, а не принципа. Разумеется, тут есть и проблемы. В частности, церковь в целом не является юридическим субъектом, с точки зрения украинской власти, — регистрируются только отдельные общины. Потому запретить её решением суда из-за массовой «измены» священников не получится.
Значит, придётся принимать отдельный противоречащий Конституции закон, чего украинской власти, конечно, хотелось бы избежать.
P. S. Тем временем епископ ПЦУ Гавриил Кризина заявил, что в некоторых приходах Ровно Рождество Христово будут праздновать дважды. Прихожане тех храмов, в которых Рождество празднуют 25 декабря, будут освобождены от поста (?!).
Подозреваем, что после ликвидации УПЦ примутся за ПЦУ, только немного непонятно как — в интересах украинской власти было бы загнать её в «европейскую» УГКЦ (или сразу в УКЦ), а вот что думают западные партнёры пока непонятно. Им, похоже, нравится идея «альтернативного православия» для давления на РПЦ.
* Разжигание религиозной розни можно вменить в вину любому священнику или верующему любой христианской конфессии — они все считают себя единственными представителями подлинного христианство, что бы это ни значило. И в любой церкви можно найти изображение дерева христианства, на котором католики и протестанты изображены в виде отсохших ветвей.