Национализация и выборы. Вечная украинская парадигма — отобрать, чтобы избраться

Подписывайтесь на Ukraina.ru
Главной новостью 7 ноября стало решение Ставки Верховного главнокомандующего о национализации пяти важных предприятий. Не знаем, о чём думали в этот момент киевские «декоммунизаторы», но дата была выбрана со вкусом: действительно, когда ещё национализацией заниматься, кроме как в день 105-й годовщины Октябрьской революции?
Владимир Зеленский прокомментировал это так: «Пять стратегических предприятий принудительно отчуждаются для нужд военного времени. Некоторые из них почти не работали — теперь будут работать все на оборону». Более того, Зеленский не исключил продолжение национализационной кампании.
СМИ рассказали о шоке Коломойского от национализации его активов на УкраинеУкраинские СМИ сообщают, что местный олигарх Игорь Коломойский "шокирован" решением о национализации его пакетов в "Укрнафте" и "Укртатнафте"
Среди национализированных предприятий:
— 42% акций государственной компании «Укрнафта» и 60% акций компании «Укртатнафта» (Кременчугский НПЗ), принадлежащих группе «Приват».
СМИ, со ссылками на окружение Игоря Коломойского, сообщили, что для олигарха это было неприятной неожиданностью. Странно: уже после обыска у Коломойского в связи со злоупотреблениями в «Укрнафте», было понятно, что это неспроста. Тем более что с самого начала ходили слухи: гарантии Зеленского распространяются только на личную свободу, но не на имущество Коломойского.
Что до Кременчугского НПЗ, то это действительно самый современный работающий НПЗ на Украине. И с этой точки зрения его национализация имеет смысл. Интереснее другое: откуда он нефть получает? Судя по имеющейся информации, она российская…
— Запорожский авиамоторный завод «Мотор Сич». В октябре его владельца Вячеслава Богуслаева арестовали по обвинению в госизмене.
Вполне вероятно, что национализация проводилась в видах налаживания сотрудничества с братьями Байрактар, которые были несколько удивлены репрессиям против Богуслаева — у них вроде всё нормально было. Впрочем, возможно, всё наоборот и речь идёт о механизме захвата предприятия турками.
Насколько известно, заказы для ВСУ (вертолётные моторы, лопасти винтов) выполняются без замечаний.
— Кременчугский автомобильный завод, принадлежащий группе «Финансы и Кредит» Константина Жеваго, который после начала СВО уехал с Украины в Европу.
Завод производит армейские грузовики, в том числе в качестве платформ для различных систем вооружения (знаменитая «Богдана» установлена на КрАЗе). Формальных причин для национализации вроде бы не было…
— Завод «Запорожтрансформатор», принадлежащий группе «Энергетический стандарт» Константина Григоришина.
На фоне российских ударов по энергетической инфраструктуре Украины продукция этого завода должна быть востребована. Между тем само предприятие находится в состоянии банкротства, а Григоришин — гражданин России.
Формальное объяснение происходящего — потребности военного времени, но у нас появились другие аналогии.
Все пострадавшие олигархи активно участвовали в политической жизни Украины, на разных этапах финансируя разные политические силы. Между тем на Украине начинается… Избирательная кампания.
Показателем её начала является активность медиаокружения Рината Ахметова — вновь появился в публичном пространстве Олег Ляшко, не сокращает активность Наталья Влащенко, ходят слухи о возвращении ахметовских медиаменеджеров (хотя, казалось бы, куда им возвращаться?). Вообще, среди украинских журналистов, немалая часть которых потеряла работу с начала СВО, настроения меняются на более позитивные, хотя формальных оснований для этого вроде бы нет.
Ближайшие парламентские выборы по Конституции должны состояться 29 октября 2023 года, а президентские — 31 марта 2024 года. Разумеется, в условиях военного положения выборы проводить нельзя, но, насколько можно понять, мало кто верит в то, что оно сохранится до августа, когда должна начаться активная фаза избирательной кампании. Предполагается, что к лету 2023 года будет достигнуто какое-то перемирие.
На фоне этих ожиданий вполне естественно предполагать, что украинские олигархи попытаются взять реванш на выборах 2023-2024 года. Понятно, что своей повестки дня у них нет, но вот желание ослабить влияние Зеленского и оспорить его однопартийного большинства в парламенте есть.
Коломойский как уходящая натура. Кому он нужен и что с ним может быть
Причём похоже, что ни один из олигархов работать в интересах Зеленского не будет — президент стал самодостаточной фигурой, который, как ему кажется, уже не нуждается в частном финансировании.
На этом фоне вполне логично выглядит желание Офиса президента подорвать экономические позиции олигархата. И нам почему-то кажется, что продолжение кампании национализации может касаться областных энергогенерирующих компаний, в основном принадлежащих Ахметову.
Причина на поверхности: энергетический кризис и веерные отключения… Мы даже не удивимся, если к началу избирательной кампании у украинцев внезапно появится свет, а из всех утюгов будет звучать информация, что во всём виноваты вовсе не российские бомбардировки, а ненасытные олигархи… Хорошая, кстати, тема для избирательной кампании Зеленского.
Рекомендуем