Харьковский тракторный завод: от производства к мародёрству

Как гибло украинское сельскохозяйственное машиностроение
Подписывайтесь на Ukraina.ru
С началом специальной военной операции (СВО) на территории Украины открылся новый фронт — тракторный. Если в феврале часто мелькали новости об использовании тракторов для эвакуации брошенной военной техники, что стало элементом пропаганды, теперь не проходит и недели без сообщений о подрыве тракторов на минах.
При этом трактор, как и танк, стали на Украине одноразовыми изделиями, а их производство утрачено.
Проиллюстрировать гибель украинского сельхозмашиностроения можно на примере Харьковского тракторного завода. А понять, почему Россия не повторила судьбу Украины, поможет история Петербургского тракторного завода.
Объединяет эти два предприятия не только схожая продукция — тракторы с шарнирно-сочленённой рамой, — но и один и тот же человек — Сергей Серебряков. Он управлял ХТЗ, а теперь руководит ПТЗ.
Начать экскурс в историю ХТЗ стоит с главной новости: заводу сильно досталось ещё в конце февраля, а 14 июля группа DCH украинского олигарха Александра Ярославского сообщила о полном разрушении ХТЗ и списала его со своего баланса.
Впрочем, ракеты и артиллерия поставили точку в затянувшейся агонии предприятия, предсмертные муки которого усиливались по мере разрыва кооперационных связей с Россией.
Ещё в далёком 2007 году владельцем завода стала Development Construction Holding (DCH) Александра Ярославского. В том же году он передал часть акций ХТЗ своему стратегическому партнёру — российской группе ГАЗ, которой владеет Олег Дерипаска. Однако Ярославский сохранил за собой блокирующий пакет акций.
«Харьков темпам не изменил». Как создавался американский гигант сталинской индустриализации1 октября 1931 г. торжественно открылся один из главных промышленных гигантов первой пятилетки. К завершенному в рекордные сроки строительству приложили руку харьковские красноармейцы, американский инженер получил за него «крест Ленина», а никто из первых руководителей завода не дожил даже до его десятилетия
В 2007 году на ХТЗ приехали управленцы из России, включая упомянутого выше Сергея Серебрякова.
Предприятие развивалось: ежегодно выпускали около 1500 тракторов, разрабатывали новые машины, была восстановлена кооперация с российскими поставщиками. Заводу даже удавалось пролоббировать предоставление налоговых льгот для сельскохозяйственного машиностроения.
Основным рынком сбыта для ХТЗ была Россия.
Но в 2014 году начались проблемы: новая киевская власть пожелала восстановить на ХТЗ производство военной техники, а российский капитал и менеджмент стали для этого преградой.
Серебряков ушёл из ХТЗ в ПТЗ еще в июле 2013 года, экспаты покинули ХТЗ в 2014 году, оставив его единственным машиностроительным предприятием Украины, которое принесло в том году прибыль.
Российский капитал с ХТЗ изгнали в апреле 2016 года, когда Ярославский выкупил акции у Олега Дерипаски. Спустя два месяца СБУ сообщила о пресечении попытки «менеджмента российской промышленной групп» уничтожить ХТЗ: якобы новый генеральный директор (на самом деле — старый: он руководил предприятием до партнёрства с ГАЗ) завода Андрей Коваль готовил заводское оборудование и конструкторскую документацию к вывозу в Россию.
Иван Лизан: кто онПолитэкономист, глава аналитического бюро проекта СОНАР-2050
Коваля отстранили, предприятие остановилось.
Планировался вывоз оборудования или нет — неясно. Но в 2015 году «заботившаяся» о ХТЗ украинская власть отменила налоговые льготы для сельскохозяйственного машиностроения. Предприятие столкнулось с целым букетом проблем, среди которых:
— кадровая чехарда и юридическая неопределённость;
– разрыв кооперационных связей с Россией;
– рост задолженности перед своими сотрудниками;
– отмена налоговых льгот;
– уголовное преследование директора предприятия;
– постепенная потеря российского рынка.
Как итог, в 2016 году ХТЗ, накопив сотни миллионов гривен долгов, подал на банкротство.
В 2017 году Ярославскому удалось договориться с украинской властью: с Андрея Коваля сняли все обвинения, он вернулся на своё рабочее место. Завод в 2017 году перезапустили, но он выпустил уже не пиковые для «десятых» годов 1600 тракторов, а 794 машины (ПТЗ собрал 2008 тракторов).
Спасайся как можешь. Что готовит Зеленский и его команда Харькову к зиме
До тысячи машин в год после вмешательства СБУ в работу предприятия завод так и не дотянул.
Пока Ярославский, Дерипаска и постмайданная власть боролись друг с другом, в России — главном покупателей техники ХТЗ — многое изменилось.
Во-первых, в два раза девальвировал рубль, что взвинтило цены на импортную сельскохозяйственную технику, сделав выгодным производство машин в России.
Во-вторых, в 2016 году был введён утилизационный сбор на сельхозтехнику, что стало ещё одним барьером для доступа иностранных машин на российский рынок, а заодно повысило конкурентоспособность российских производителей.
При этом правительство стало активно субсидировать не только фермеров, но и машиностроителей, а льготный лизинг сделал технику доступнее.
В 2018 году дороги России и ХТЗ окончательно разошлись: в Ростове-на-Дону началась серийная сборка под брендом RSM русифицированных канадских тракторов «Бюллер Версатайл» двухтысячной серии. Одновременно под руководством Серебрякова началась модернизация Петербургского тракторного завода.
Битва за металлСВО позволила республикам Донбасса восстановить полный цикл металлургического производства
Оба завода выпускают шарнирно-сочленённые тракторы, поэтому ХТЗ с его машинами оказался третьим лишним. 1 ноября 2018 года ХТЗ вместе с Ярославским оказались под российскими санкциями. ХТЗ выпустил 900 машин против 2375 у ПТЗ.
Из-за санкций ХТЗ утратил доступ к российским двигателям ЯМЗ и иным агрегатам. На месте Харьковского завода тракторных двигателей к тому времени уже 10 лет как находится торгово-развлекательный центр, поэтому ХТЗ перешёл на двигатели Минского моторного завода. Но предприятие не спасла ни кооперация с белорусами, ни проведенная на деньги Ярославского модернизация.
Киеву, где к тому времени не осталось ни одного лоббиста украинского машиностроения, украинские тракторы окончательно перестали быть интересными. В марте 2021 года ХТЗ обязали выплатить 401 миллион гривен долга государству, что и добило предприятие.
К тому моменту украинский рынок сельхозтехники окончательно захватили иностранные машины, включая бывшие в употреблении.
Площади предприятия с октября 2021 года стали застраиваться в рамках реализуемого Ярославским проекта «Экополис-ХТЗ» — гордо именуемого бизнес-парком высоких технологий, где ХТЗ было уделено место «якорного резидента индустриального кластера».
«Экополис» создавался по инициативе Зеленского в качестве украинского аналога Кремниевой долины. Однако в итоге вместо Кремниевой долины у Зеленского получилась свалка строительных отходов.
Страна без окон и дверей. О неочевидной причине принудительной эвакуации жителей Донбасса
Одновременно с началом реализации проекта «Экополиса», «Ростсельмаш» приступил к строительству первого в постсоветской истории России тракторного завода мощностью 5 тысяч машин в год.
А оборудование с ХТЗ в итоге вывезли, но не в Россию, а в Румынию, где Ярославский, неподалёку от Ясс, попытается создать производство сельскохозяйственной техники, которая оказалась ненужной Киеву и лишней для Москвы.
А постмайданная власть в 2022 году нашла в себе силы лишь для кражи у «Ростсельмаша» 11 комбайнов с жатками, окончательно перейдя от производства к мародёрству.
Рекомендуем