В Черновцах достаточно людей, готовых к переходу города под юрисдикцию Румынии, и это не одни лишь этнические румыны. Но куда больше заинтересованных в сохранении границы, давно ставшей «кормилицей».
Черновицкая область, которую на Украине часто называют Буковиной (хотя это большей частью Северная Буковина, а Южная Буковина находится в составе Румынии), на предыдущей неделе стала поводом для геополитических дискуссий. Всё началось с того, что 27 июля зампред Совета безопасности РФ, экс-президент России Дмитрий Медведев опубликовал в своём Телеграм-канале карту «раздела Украины», согласно которой Черновицкая область отходила Румынии.
Через два дня МИД Румынии, наконец, отреагировал. «Мы считаем такие действия частью инструментов пропаганды и дезинформации, которые РФ использует уже длительное время... Какие-то "предложения" и "анализы" со случайной перерисовкой границ государств и подстрекательством к нарушению международного права не более чем неудачные попытки оправдать собственные действия, нарушающие основанный на правилах международный порядок», — заявили в румынском внешнеполитическом ведомстве и заверили Киев в полной поддержке суверенитета и территориальной целостности Украины.
Однако как пост Медведева, так и ответ Бухареста в Черновцах, которые в 1918-1940 годах входили в состав Королевства Румыния, практически не заметили. О них буднично сообщили местные СМИ, но дискуссию эти новости вызвали разве что в среде профессиональных политологов. Румынская община города, руководству которой ещё с мая 2018 года грозят реальные сроки за выставку исторических карт «Великой Румынии» (со всей Буковиной, конечно), демонстративно промолчала. А остальные жители Черновцов по давно выработанной привычке просто не обратили внимания на обсуждение гипотетических событий, влияния на которые они не имеют.
Конечно, в Черновцах достаточно людей, давно готовых к переходу города под юрисдикцию Румынии, и это не одни лишь этнические румыны. Дело в том, что Бухарест раздаёт (официально — «возвращает») румынское гражданство всем, чьи предки были подданными Королевства Румыния, — то есть по принципу «земли», а не «крови», как это делает Венгрия на Закарпатье. Примерно более 100 тысяч жителей Черновицкой области (точных данных, разумеется, нет) имеют паспорта Румынии, и значительная часть этих людей живёт в областном центре.
С другой стороны, куда больше заинтересованных в сохранении границы с Румынией, до которой от Черновцов — чуть более 30 километров. Эта граница с конца 1980-х стала «кормилицей» огромного числа людей — как контрабандистов, так и в целом законопослушных «челноков». Они возили сначала дешёвые советские товары в нищую после правления Чаушеску Румынию, а потом продукцию турецкого ширпотреба на Украину. Начинавшийся как место для торговли с клеёнок на земле, «Калиновский рынок» на окраине Черновцов очень скоро стал одним из мощных оптовых торговых центров, сравнимых с «Седьмым километром» в Одессе и рынком «Барабашово» в Харькове.
Ныне объёмы торговли, конечно, упали, однако появился новый поток через границу — людской. Причём если в конце февраля — начале марта люди любой ценой пытались уехать с Украины в Румынию и даже Молдавию, то ныне он работает в обоих направлениях. Учитывая ограничения на выезд мужчин мобилизационного возраста, огромное преимущество получили женщины-водители, а также перевозчики с румынскими и молдавскими паспортами.
Черновчанка Марина (имя изменено) с 24 февраля до конца апреля почти всё время провела за рулём своего микроавтобуса, помогая выехать, в основном, женщинам с детьми. О пассажирах-мужчинах она говорит неохотно, но даёт понять, что такие были, однако они сами решали вопрос перехода границы — её делом была лишь перевозка. Чтобы доехать из Черновцов до Кишинёва, в феврале-марте нужно было выложить 300 долларов, до Бухареста — 500, ныне цены снизились.
У мужа Марины проблем с выездом с Украины нет — он гражданин Молдавии. Иногда супруги выезжали в рейс вместе, особенно если нужно было ехать дальше, в Италию. Но зачастую ездили в разных направлениях — Василэ (имя изменено) мог везти пассажиров на семейном джипе в Кишинёв, а Марина на микроавтобусе — в Бухарест. Ныне желающих как покинуть Украину, так и вернуться на её территорию куда меньше, Марина и Василэ в основном возят отдыхающих на пляжи Румынии и Болгарии.
Естественно, заинтересован в сохранении границы и губернатор Черновицкой области, и не только потому, что иначе он потеряет должность и возможность получать свою долю с потоков контрабанды. Занявший это кресло три недели назад Руслан Запаранюк первым делом поехал осматривать КПП на границе с Румынией. Их за два с лишним года у власти так и не смог достроить его предшественник Сергей Осачук, которого связывали с олигархом Дмитрием Фирташем.
В свою очередь, бывший руководитель Черновицкой дирекции пока ещё государственного «Ощадбанка» Руслан Запаранюк принадлежит к бизнес-политической «семье» экс-премьера Арсения Яценюка. Точно так же, как два других известных выходца из Буковины — экс-глава «Ощадбанка» Андрей Пышный и экс-министр транспорта и инфраструктуры Максим Бурбак. Именно фирмы последнего получили после 2015 года подряды на реконструкцию КПП «Красноильск» и «Дьяковцы», но «освоили» европейские деньги так, что всё пришлось строить заново.
Бурбак, потеряв в 2019-м мандат депутата Верховной Рады, долгое время в родном городе особо не отсвечивал, но ныне опять регулярно делает громкие заявления. Так, на днях он прокомментировал решение Еврокомисии о подключении Украины к системе Трансевропейской транспортной сети.
«Это большой шанс для Черновицкой области выйти из глухого логистического капкана, в котором из-за стратегических ошибок местных властей оказался регион. Это возможность за счет европейских инвестиций построить транспортную инфраструктуру региона для обеспечения функционирования Балто-Черноморско — Эгейского коридора, который соединит Север и Юг через Львов и Черновцы», — заявил Максим Бурбак, который явно опять нацелился на деньги Евросоюза.
Вот только настоящий «логистический капкан» для Черновцов состоит в том, что поезд из Киева в этот город идёт через территорию Молдавии. В бытность министром Бурбак вместо строительства обходной железной дороги просто договорился с Кишинёвом о том, что пассажиры поезда Киев — Черновцы не будут проходить таможенный и пограничный контроль — ведь на молдавской территории он не останавливается. Однако в условиях боевых действий на Украине в Молдавии всё чаще звучат голоса о том, что нужно или прекратить движение этого поезда или восстановить контроль, который существовал до 2012 года (хотя ни одного удара по Черновцам до сих пор не было). И эта угроза обсуждается в Черновцах куда активнее, чем Балто-Черноморско — Эгейский транспортный коридор.
Кстати, железнодорожное сообщение со Львовом, которое у Черновцов появилось ещё во времена Австро-Венгрии, ныне время от времени прерывается. Так, с 6 августа на неопределённый срок (формально — в связи с проведением техосмотра) будет отменён поезд Черновцы — Львов, который является самым удобным способом для черновчан доехать не только в столицу Галичины, но также в Ивано-Франковск и Коломыю.
Судя по всему, подобные проблемы Черновцов с логистикой (не у всех ведь есть деньги на частных перевозчиков типа Марины и Василэ) привели к тому, что в Черновцах по сравнению с первыми неделями после начала российской спецоперации на Украине резко упал спрос на аренду жилой недвижимости.
В июле 2022-го по сравнению с октябрём 2021 года заинтересованность в аренде жилья в Черновцах выросла лишь на 30%, тогда как в соседних Хмельницкой и Тернопольской — на 99 и 334 процента соответственно, а на Закарпатье — на 455% (исследование киевской компании ЛУН). Таким образом, черновчанам, у которых достаточно много свободных «инвестиционных» квартир, пришлось распрощаться с надеждами получить много денег от переселенцев с Востока. А других возможностей заработать в городе становится всё меньше и меньше.