История

«Мнимая защитница славянства». Как надо понимать слова болгарского премьера о России

Большой скандал в Болгарии вызвали слова, произнесённые 2 июня 2022 года премьер-министром Болгарии Кириллом Петковым. Сказаны они были на чествовании революционера и поэта Христо Ботева и приведены в форме цитаты из его общественно-политического наследия. Кто же такой Христо Ботев, и чем была вызвана столь негативная оценка российской политики?
Подписывайтесь на Ukraina.ru
Цитируя Ботева, Петков произнёс: «Россия — эта мнимая защитница славянства, которая использует радикальные средства, чтобы стереть с лица земли болгарские колонии».
«Из песни слов не выкинешь», такое высказывание действительно принадлежит человеку, который долгое время являлся символом советско-болгарской дружбы. Однако в этом случае, как и во многих подобных, важно не только само изречение, но и исторический контекст его произнесения.
Не Валентин. Кто такой Трифон Зарезан, которого чествуют в Бессарабии 14 февраля14 февраля болгары Бессарабии широко отмечают Трифонов день - праздник виноградарства и виноделия. В этот день принято проводить символическую обрезку винограда и устраивать народные гуляния.
Христо Ботев родился в 1848 г. на территории завоёванной османами Болгарии в семье учителя и просветителя Ботё Петкова. Поскольку его появление на свет произошло на праздник Рождества, то новорождённый удостоился имени Христо (Христо Ботев Петков). Вероятно, совпадение фамилий с пламенным революционером является одним из факторов, побудившим нынешнего премьер-министра — либерала покопаться в его творениях полуторавековой давности.
На родине юный Христо получил трёхлетнее образование и в 1863 г. благодаря связям отца был отправлен на учёбу в Россию, во Вторую Одесскую гимназию. Ботё Петков сам в своё время учился в Одессе, где закончил духовную семинарию. Чиновником же поспособствовавшем переезду Христо в Россию был русский вице-консул в османской столице Найден Геров (российский подданный болгарского происхождения, известный на исторической родине писатель и общественный деятель).
Христо Ботев тяготился весьма строгими стандартами обучения в Одесской гимназии. Он часто пропускал занятия, но при этом очень интересовался поэзией, болгарским фольклором. На этой почве он сблизился с профессором Новороссийского императорского университета Виктором Григоровичем, которому помогал с переводами болгарских песен.
В учебном заведении, как это часто бывало, во второй половине XIX в. пылкий юноша пристрастился к революционным идеям. Их носителями в Одессе являлись ссыльные поляки, репрессированные за мятеж 1863 г.
В биографиях Ботева советского времени в этой части повествования обязательно делалась ремарка, что на формирование личности будущего революционера огромное влияние оказал роман Чернышевского «Что делать?»
В 1865 г. плохо успевающий учащийся был исключён из гимназии, но благодаря протекции Григоровича его допустили к занятиям в Новороссийском университете (!) в качестве вольнослушателя на историко-филологический факультет.
Ликвидация Новой Болгарии. Отберет ли Украина право, дарованное русскими царями19 мая 2020 г. глава МИД Болгарии Екатерина Захариева «выразила надежду, что украинская власть переосмыслит планы по административно-территориальному разделению населения Болградского района в Одесской области Украины». Соответствующее заявление чиновница сделала в ходе телефонного разговора со своим украинским коллегой Дмитрием Кулебой
Годом позже Ботев воочию познакомился с теми самыми болгарскими колониями, о которых шла речь в вышеприведённой цитате.
Несколько месяцев он учительствовал в болгарском поселении Задунаевка, что в южной части Бессарабии. Задунаевка была основана после присоединения этого региона к России беженцами — колонистами из Болгарии. Сегодня, спустя два века после основания, болгары продолжают составлять подавляющее большинство жителей этого крупного села (более 2 тыс. человек) — почти 92%.
Завершить педагогическую деятельность в России Христо заставила болезнь отца. После вынужденного отъезда на родину молодой учитель подменял родителя на работе в школе.
В середине 1867 г. семейные дела позволили Ботеву вернуться в Россию. Однако, не предупредив никого, по пути он заехал в Румынию, где и проживал до конца своей жизни.
Объединённые княжества Молдавии и Валахии (нынешняя Румыния) в тот период являлись вассально зависимым от Турции государством, где сконцентрировалась революционная часть болгарского освободительного движения. В Бухаресте Ботев познакомился с известными болгарскими политэмигрантами, начинает издавать свои литературные произведения.
Хрестоматийным эпизодом жизни Ботева в Румынии является рассказ о том, что в конце 1868 г. ему пришлось жить на заброшенной мельнице. Так произошло из-за того, что на работу учителем без знания румынского языка он устроиться не мог, приходилось жить на финансовую помощь местных болгар.
Тучков - Измаил: трижды «евроинтегрированный» главный русский город на ДунаеИзмаильский горсовет в Одесской области 10 апреля принял решение о демонтаже памятника российскому генералу Тучкову. Памятник подпадает под действие закона о запрете пропаганды российской имперской политики и деколонизации топонимики. То, что без Тучкова никакого "украинского города Измаила" просто не было бы, к делу, разумеется, не относится
Относительную финансовую стабильность начинающий революционер получил опять же в Бессарабии (в южной её части, находившейся под властью Румынии после Крымской войны). Ему удалось устроиться учителем болгарского языка в Измаильском государственном училище, правда, ненадолго, поскольку вскоре эта должность была упразднена (вместе с преподаванием болгарского).
В тот же период началась журналистская карьера Ботева.
Он публикуется в газетах лево-демократического плана, сам редактирует различные издания. Весной 1972 г. его арестовали за хранение запрещённой в Румынии анархистской литературы. Но это только способствует его литературно-общественной деятельности. Ведь спрос на труды диссидента в революционную эпоху всегда высок.
В 1873 г. Ботев являлся главным редактором газеты «Знамя» — печатного органа Болгарского революционного центрального комитета. Идеология Комитета основывалась на стремлении освободить Болгарию от османского ига путём народной революции. Будущее страны революционные демократы видели в качестве автономной части Балканской федерации (вместе с Сербией и Румынией).
Статьи Ботева были посвящены проблемам болгар в Османской империи, не стеснялся он критиковать и внешнюю политику России. Дело в том, что в преддверии последней русско-турецкой войны XIX в. (1877 — 1878 годов) Петербург пытался мирными средствами добиться автономизации Болгарии.
Болгарский журналист и литератор интересовался произведениями русской литературы. На родной язык он перевёл историческую драму Николая Костомарова «Кремуций Корд», «Восточный вопрос и Болгария» генерала Липранди, «О славянском происхождении дунайских болгар» Дмитрия Иловайского и ряд других.
«Все крестьяне Бессарабии уйдут к русским». Как гордость болгар до Таврии довела29 октября отмечается День бессарабских болгар. В этот день в 1838 г. состоялось освещение храма Преображения Господня в Болграде, заложенного на месте старой церкви после дарования российским императором Александром I болгарским колонистам в Бессарабии самоуправления и хозяйственных привилегий.
Заключительным моментом биографии Ботева стало формирование повстанческого отряда («Ботева чета»).
Во время вспыхнувшего в Болгарии Апрельского восстания (1876 г.) отряд захватил австро-венгерский гражданский пароход на Дунае (оплатив при этом проезд) и высадился на болгарском берегу реки. Но надежда на массовый приток добровольцев в отряд не оправдалась. Повстанцы были блокированы османскими карателями. В стычке с турками в горах у города Враца Христо Ботев получил смертельное ранение.
Таким образом наш герой имел весьма скоротечное знакомство с делами в болгарских колониях на территории российской Бессарабии. При этом оно произошло в тот период, когда основная часть болгарских колоний (40) в Бессарабии вместе с административным центром (Болградом) находились под властью Румынии.
В 1861 г. происходил очень болезненный процесс добровольного переселения колонистов-болгар из отошедшей к Румынии части региона на территорию Российского Причерноморья. Данный процесс был вызван распространением на болгар рекрутской повинности (в России они от неё освобождались), повышением налогового бремени. Во время подавления вспыхнувших в Болграде протестов погибли 10 колонистов.
Данные обстоятельства, а также стимулирование российскими властями переселения колонистов вглубь империи, привели к массовому исходу болгар.
В российской части Бессарабии и Херсонской губернии тогда осели около тысячи семей переселенцев. Ещё 3,5 тысяч семейств ушли в Северную Таврию. Болгарские колонии в румынской части Бессарабии потеряли около половины своих жителей.
День в истории. 13 июля: Измаил вернулся в родную гаваньВ этот день в 1878 году был заключён Берлинский трактат, по которому Российское государство после 21-летнего перерыва восстановило контроль над Южной Бессарабией с центром в Измаиле
На современников этот процесс имел ошеломляющее воздействие. Основанные с большим трудом поселения в засушливой Буджакской степи потеряли половину своих жителей (около 20 тыс. человек). Переселенцы массово распродавали имущество, заколачивали дома, вырубали виноградники и сады. Остановить людскую реку в сторону российской границы не могли даже военные заслоны и проволочки с выдачей паспортов.
Многие были не в восторге о этой ситуации. Румынские власти не хотели терять трудолюбивых подданных (уходили в основном середняки, имевшие средства на переезд и готовые рискнуть на новой родине). Местная знать не желала лишаться нажитых богатств, достигнутого статуса и поэтому в основном оставалась.
Эмоционально-негативное отношение к разрушению обустроенных семейных гнёзд болгарских колонистов, видимо, и передалось юному Христо (в дни первой работы в Бессарабии ему было 18 лет). В последующем, он, вероятно, воспринимал эту проблему с румынской точки зрения: не позови русские колонистов, селения бы не пострадали.
Вообще же такая оценка «Болгарского исхода» из Бессарабии начала 1860-х как раз выдаёт основное различие в восприятии России болгарами из «материковой» Болгарии и их бессарабскими собратьями.
Первые смотрели на Российское государство в большей мере утилитарно (и это вполне естественно). Бессарабские болгары, начиная с переселения и по нынешнее время демонстрируют поразительную лояльность к России, во многом отождествляя себя с ней.
Последнее проявляется хотя бы в том, что самой популярной исторической личностью, если хотите, символом Болграда и по сей день является русский генерал Иван Инзов. В своё время этот попечитель иностранных колонистов добился широкого самоуправления для болгарских колоний в Бессарабии. Болград и сегодня является одним из самых русскоязычных городов Украины (несмотря на то, что этнических русских здесь не много).
Бессарабские болгары: на переднем крае борьбы за национальное равноправие5 сентября 2019 г. совет депутатов Болградского района Одесской области отказался принимать решение о проведении заседаний на украинском языке и продолжил работать на русском. Такое решение не соответствует новому языковому законодательству Украины и пополнило перечень противоречий между Болградом и официальным Киевом
Болградский районный совет один из самых последних на Украине вынужден был отказаться от русского языка делопроизводства.
А ещё этот региональный парламент так и не принял политическую декларацию (по примеру других районных советов Одесской области), объявлявшую в ходе нынешнего военного противостояния Россию государством-агрессором.
8 апреля 2022 г. председатель райсовета Михаил Садаклиев вынужден был всё-таки выступить с заявлением, осуждавшим «вероломное вторжение российских вооружённых сил». Однако, по мнению немногочисленных местных националистов, сделал это недостаточно жёстко, призвав к сплочению для «скорейшего наступления мира», а не победы ВСУ.
Таким образом, в отличие от «канадского болгарина» (Кирилл Петков учился в Канаде) для бессарабских болгар Россия — это вовсе не мнимая защитница славянства. Это в меру своих возможностей местная довольно крупная болгарская община доказывала неоднократно.
Рекомендуем