Это структура, была создана 10 февраля 1943 года. На тот момент, в войсках Вермахта уже было множество отдельных подразделений, сформированных из украинских националистов, бывших пленных красноармейцев украинской национальности и даже каторжан, которые до того пребывали в немецких лагерях. Конечно же не обошлось и без добровольцев, которые пошли на службу Рейху по собственной инициативе.
Создание УОА горячо одобрили практически все националистические группировки тогдашней оккупированной Украины. От «правительства УНР в изгнании» Андрея Ливицкого до главы ОУН (м) Андрея Мельника.
Против высказались только бандеровцы, но тоже по вполне понятным причинам. Им нужна была собственная армия, а которая будет решать в первую очередь собственные задачи, которые вожди ОУН(б) считали национальными. Например, этнические чистки, в первую очередь в отношении поляков. А количество потенциальных антисоветских комбатантов было ограничено, и различным фракциям украинских националистов приходилось за них конкурировать. Отсюда и вся бандеровская критика в адрес таких формирований как УОА или СС Галичина.
Та же Волынская резня могла бы начаться и годом ранее, да только Шухевич со своим отрядом в это время по заданию немецких хозяев боролся с белорусскими партизанами и поддерживавшим их местным населением. Резать поляков в немецком тылу было и безопаснее, и куда нужнее, для торжества украинской идеи. Поэтому Шухевич и прочие лидеры бандеровцев и заняли критическую позицию в отношении создания полностью подконтрольных немцам подразделений. Впрочем, их слушать никто не стал.
В основном части УОА являли собой шуцманшафт, а проще говоря, полицаев. То есть «воевали» они в тылу, оказываясь на передовой только в силу быстрого и внезапного продвижения вперёд частей Красной Армии.
Интересно, что и Гитлер до последнего не хотел, чтобы на восточном фронте появилась некая отдельная «армия» из местных. Фюрер был уверен, что набрав определенную военную силу и политический вес, украинские военные части предадут Вермахт и «повернут свое оружие против Германии». При этом он руководствовался в т.ч. и опытом немцев 1918 г., когда подразделения, созданные немецким ставленником гетманом Скоропадским, при первой же возможности переходил на сторону его врагов. И, надо сказать, в этом Гитлер оказался отчасти прав.
Но в 1943 ситуация на восточном фронте для Германии стала приобретать критический характер. А потому, командованием Рейха было принято решение создать некую обособленную структуру при Вермахте.
Впрочем, украинским коллаборационистам все равно не доверяли. Видимо, ровно поэтому, УОА была отдельным формированием только «на бумаге», и объединена была не общей командной цепочкой, дисциплиной или даже одним театром военных действий (ряд частей УОА вообще базировались на западных фронтах), а только единой символикой и «присягой».
Под символикой подразумевается оранжево-синий шеврон с «тризубом» и буквами УВВ (Українське визвольне військо). И тут, в общем-то, все стандартно. А вот с присягой, текст которой опубликовало Минобороны России, все очень интересно. От новобранцев требовалось поклясться в следующем:
«Как честный сын моей Родины добровольно вступаю я в ряды Украинской освободительной армии и празднично божусь, что я честно против большевизма и за честь народа воевать буду. Этот бой на стороне Германии и связительных армий против всеобщего врага ведем.
Веря Адольфу Гитлеру, как вождю и старшему приказателю освободительных армий, честность и обязательное подчинение.
Я готов во всякое время за правду мою жизнь отдать».
Интересна кстати, идеологическая и пропагандистская подоплека «всеобщего врага» в лице СССР, которая ретранслировалась в те годы солдатам Вермахта. Перевод трофейных документов с этой концепцией, добытых в 1943 г. войсками Брянского фронта, также был опубликован Минобороны РФ уже в наше время. Называется он «План к теме на май месяц. Военные цели советской России» и некоторые тезисы этого, как бы мы сказали сейчас, «темника» удивительно, до полной неразличимости схожи с современной украинской пропагандой.
Например, с первого абзаца этого документа Россия маркируется, как «советско-азиатская орда». И дальше от неё проводятся параллели аж к полчищам гуннов:
«…в 451 году проникшие из Азии на поля Каталонии гунны под предводительством Атиллы были уничтожены римским полководцем Этиуа… Через 300 лет… в кровавой битве у города Тур и у Патье Карл, Мартел разбил арабов, проникших через Испанию…
В 1241 году в битве при Лигниц монголы были разбиты…
В настоящий момент мы переживаем натиск монголов в образе мировой большевистской революции. Их орды многочисленнее, чем когда-либо прежде, вооружение мощнее, их фантазии не знают границ.
Но мировая большевистская революция означает лишь логическое продолжение захватнических целей старого русского царского государства. С начала существования этого государства оно всегда являлось угрозой для Европы, а в 16-м столетии почти все государственные деятели Европы решили каким-либо способом уничтожить эту угрозу русских».
Это уже очень знакомая риторика, не правда ли?
Однако, дальше — больше. Поскольку затем в документе говорится об «истинной цели» Советской России, и она, ни много ни мало, заключается в том, чтобы «покорить мир»:
«Эта цель, цель покорить мир, уничтожить Европу, а в частности, Германию, как сердце Европы, цель навязывать свои большевистские иди всему миру часто высказывалась большевизмом в 1918 году, и мы пережили столько мероприятий, которые должны были служить этим целям, что для нас сейчас звучит смешно, когда Сталин, вдруг, маскируясь национально-русским, пытается убедить нас и свой народ, что он ведет только освободительную войну».
Ну, в общем уберите из текста упоминания про большевизм и замените «Сталин» на «Путин», отличий от сегодняшней не только украинской, но и в принципе западной пропаганды вы тогда попросту не найдете.
Из всего сказанного авторы документа делают следующий общий вывод: «Везде посредством интернационального еврейства с плутократией большевизм утопил высокую жизнь людей и их культуру в море крови».
Тем не менее, если возвращаться, собственно, к Украине, то там зверства и вполне реальные творили как раз местные нацистские «добровольцы», в том числе и из УОА. О чем также вполне однозначно свидетельствуют опубликованные архивные документы.
Так, из «Донесения от 22 августа 1944 года о чрезвычайном происшествии в 104-м гвардейском истребительно-авиационном полку» можно узнать о том, как летом 1944 года в районе села с красноречивым названием Майдан потерпел крушение советский военный самолёт «Аэрокобра». Экипаж выжил, но напоролся на банду украинских националистов. И закончилось это для советских летчиков весьма плачевно. В частности, в «Донесении» говорится:
«Гвардии старший лейтенант Лиховид Михаил Сергеевич, украинец, служащий в РККА с 1940 года… Труп товарища Лиховида лежал в яме лицом вниз, череп в двух местах был проломлен ударами тупого оружия, на спине осталась несгоревшей небольшая часть майки, брюки были спущены до колен».
Второй летчик из этого экипажа также подвергся издевательствам:
«Гвардии младший лейтенант Красинский Абрам Хацкевич, еврей, в РККА с 1937 года… Труп товарища Красинского также лежал лицом вниз, кисти на обеих руках отрублены».
Но, понятным образом украинское националистическое «лыцарство» не ограничивалось советскими военными. Гражданское население этими «воинами света и защитниками от большевистского варварства» уничтожалось с не меньшим энтузиазмом.
Так, из «Доклада главному военному прокурору 1-го Белорусского фронта от 30 апреля 1944 года» становится известно, что украинские националисты «в деревне Берестье убили грудного ребенка и пытались схватить партизана Тетеря, подожгли его дом, а когда он бежал, то открыли по нему огонь».
Из приговора к высшей мере наказания националисту Валентину Денесюку становится известно, что тот
«Осенью 1942 года принял участие в массовом расстреле еврейского населения д. Коблы Турийского района, где было расстреляно более 400 человек женщин, стариков и детей».
Приговор еще одному деятелю подобного же рода, Константину Васько гласит:
«В августе 1942 года при участии Васько полицейскими было арестовано 10 человек советских граждан за симпатию к партизанам и Советской власти, которые были зверски замучены…Всего расстреляно полицией при участии Васько 20 человек советских граждан, лично им было расстреляно 4 человека».
Еще один националист Никонор Радько был приговорен советским военно-полевым судом к сметной казни за то, что «весной 1943 года Радько при проческе леса в районе села Нивец убил железными вилами женщину и двух детей в возрасте от 3 до 6 лет».
И этот скорбный список зверств, издевательств и убийств можно продолжать очень долго. Думается, он и будет продолжен по мере рассекречивания и публикации документов в рамках проекта «Архивы помнят всё!…» Министерства обороны РФ, и «Без срока давности», который реализует Федеральная служба безопасности России.
Ну, и помимо архивов, нам всем тоже не мешало бы помнить, что такое украинский нацизм на практике. Кого нынешние неонацисты на Украине числят в качестве «героев» и «примеров для подражания». Чтобы понимать, почему сейчас они настолько свирепо зверствуют по отношению, в том числе, и к собственному мирному населению. Потому, что таковы их традиции и наследие. И хорошо бы с этим контингентом тоже поступать «традиционно», старым добрым советским способом, описанным в архивных приговорах.